Современное химическое образование в
России:
|
|
Наш многолетний опыт дистанционного
обучения, связанный с проведением Соросовской
олимпиады по химии и заочно-очной формой приема
на химический факультет МГУ, показывает, что
дистанционное тестирование, во-первых, не дает
объективной оценки знаний, а во-вторых, не
обеспечивает школьникам равных возможностей. За
5 лет Соросовских олимпиад через наш факультет
прошло больше 100 тыс. письменных работ по химии, и
мы убедились в том, что общий уровень решений
очень сильно зависит от региона; кроме того, чем
ниже был образовательный уровень региона, тем
больше оттуда присылали списанных работ. Еще
одно существенное возражение против ЕГЭ состоит
в том, что тестирование как форма проверки знаний
имеет существенные ограничения. Даже корректно
составленный тест не позволяет объективно
оценить умение школьника рассуждать и делать
выводы. Наши студенты изучили материалы ЕГЭ по
химии и обнаружили большое число некорректных
или неоднозначных вопросов, которые нельзя
применять для тестирования школьников. Мы пришли
к выводу, что ЕГЭ можно использовать только как
одну из форм контроля работы средних школ, но ни в
коем случае не как единственный, монопольный
механизм доступа к высшему образованию.
Другой отрицательный аспект реформы связан с
разработкой новых стандартов образования,
которые должны приблизить российскую систему
образования к европейской. В проекте стандартов,
предложенном в 2002 г. Министерством образования,
был нарушен один из главных принципов
естественно-научного образования – предметность.
Руководители рабочей группы, которые составляли
проект, предлагали подумать о том, чтобы
отказаться от отдельных школьных курсов химии,
физики и биологии и заменить их единым
интегрированным курсом «Естествознание». Такое
решение, пусть даже принятое на долгосрочную
перспективу, просто похоронило бы химическое
образование в нашей стране.
Что же в этих неблагоприятных
внутриполитических условиях можно сделать для
сохранения традиций и развития химического
образования в России? Теперь мы переходим к нашей
позитивной программе, многое из которой уже
удалось реализовать. Эта программа имеет два
основных аспекта – содержательный и
организационный: мы стараемся определять
содержание химического образования в нашей
стране и развивать новые формы взаимодействия
центров химического образования.
Новый государственный стандарт
химического образования
Химическое образование начинается со школы.
Содержание школьного образования определяется
главным нормативным документом –
государственным стандартом школьного
образования. В рамках принятой у нас
концентрической схемы существуют три стандарта
по химии: основное общее образование (8–9-е
классы), базовое среднее и профильное
среднее образование (10–11-е классы). Один из нас
(Н.Е.Кузьменко) возглавил рабочую группу
Министерства образования по подготовке
стандартов, и к настоящему времени эти стандарты
полностью сформулированы и готовы к
законодательному утверждению.
Принимаясь за разработку стандарта химического
образования, авторы исходили из тенденций
развития современной химии и учитывали ее роль в
естествознании и в обществе. Современная химия
– это фундаментальная система знаний об
окружающем мире, основанная на богатом
экспериментальном материале и надежных
теоретических положениях. Научное содержание
стандарта базируется на двух основных понятиях:
«вещество» и «химическая реакция».
«Вещество» – главное понятие химии. Вещества
окружают нас везде: в воздухе, пище, почве,
бытовой технике, растениях и, наконец, в нас
самих. Часть из этих веществ нам дана природой в
готовом виде (кислород, вода, белки, углеводы,
нефть, золото), другую часть человек получил
путем небольшой модификации природных
соединений (асфальт или искусственные волокна),
но самое большое число веществ, которые раньше в
природе не существовали, человек синтезировал
самостоятельно. Это – современные материалы,
лекарства, катализаторы. На сегодняшний день
известно около 20 млн органических и около 500 тыс.
неорганических веществ, и каждое из них обладает
внутренней структурой. Органический и
неорганический синтез достиг такой высокой
степени развития, что позволяет синтезировать
соединения с любой заранее заданной структурой.
В связи с этим на первый план в современной химии
выходит
прикладной аспект, в котором упор делается на
связи структуры вещества с его свойствами, а
основная задача состоит в поиске и синтезе
полезных веществ и материалов, обладающих
заданными свойствами.
Самое интересное в окружающем мире состоит в том,
что он постоянно изменяется. Второе главное
понятие химии – это «химическая реакция». Каждую
секунду в мире происходит неисчислимое
множество реакций, в результате которых одни
вещества превращаются в другие. Некоторые
реакции мы можем наблюдать непосредственно,
например ржавление железных предметов,
свертывание крови, сгорание автомобильного
топлива. В то же время подавляющее большинство
реакций остаются невидимыми, но именно они
определяют свойства окружающего нас мира. Для
того чтобы осознать свое место в мире и научиться
им управлять, человек должен глубоко понять
природу этих реакций и те законы, которым они
подчиняются.
Задача современной химии состоит в изучении
функций веществ в сложных химических и
биологических системах, анализе связи структуры
вещества с его функциями и синтезе веществ с
заданными функциями.
Исходя из того, что стандарт должен служить
инструментом развития образования, было
предложено разгрузить содержание основного
общего образования и оставить в нем только те
элементы содержания, образовательная ценность
которых подтверждена отечественной и мировой
практикой преподавания химии в школе. Это
минимальная по объему, но функционально полная
система знаний.
Стандарт основного общего образования
включает шесть содержательных блоков:
- Методы познания веществ и химических явлений.
- Вещество.
- Химическая реакция.
- Элементарные основы неорганической химии.
- Первоначальные представления об органических веществах.
- Химия и жизнь.
Стандарт базового среднего образования разбит на пять содержательных блоков:
- Методы познания химии.
- Теоретические основы химии.
- Неорганическая химия.
- Органическая химия.
- Химия и жизнь.
Основу обоих стандартов составляют
периодический закон Д.И.Менделеева, теория
строения атомов и химической связи, теория
электролитической диссоциации и структурная
теория органических соединений.
Стандарт базового среднего уровня призван
обеспечить выпускнику средней школы прежде
всего возможность ориентироваться в
общественных и личных проблемах, связанных с
химией.
В стандарте профильного уровня система
знаний значительно расширена в первую очередь за
счет представлений о строении атомов и молекул, а
также о закономерностях протекания химических
реакций, рассматриваемых с точки зрения теорий
химической кинетики и химической термодинамики.
Тем самым обеспечивается подготовка выпускников
средней школы к продолжению химического
образования в высшей школе.
Новая программа и новые
учебники по химии
Новый, научно обоснованный стандарт
химического образования подготовил
благоприятную почву для разработки новой
школьной программы и создания комплекта
школьных учебников на ее основе. В этом докладе
мы представляем школьную программу по химии для
8–9-го классов и концепцию серии учебников для
8–11-го классов, созданных авторским коллективом
химического факультета МГУ.
Программа курса химии основной
общеобразовательной школы рассчитана на
учащихся 8–9-го классов. От типовых программ,
действующих в настоящее время в средних школах
России, ее отличают более выверенные
междисциплинарные связи и точный отбор
материала, необходимого для создания целостного
естественно-научного восприятия мира,
комфортного и безопасного взаимодействия с
окружающей средой в условиях производства и в
быту. Программа построена таким образом, что в
ней главное внимание уделяется тем разделам
химии, терминам и понятиям, которые так или иначе
связаны с повседневной жизнью, а не являются
«кабинетным знанием» узко ограниченного круга
лиц, чья деятельность связана с химической
наукой.
В течение первого года обучения химии (8-й класс)
основное внимание уделяется формированию у
учащихся элементарных химических навыков,
«химического языка» и химического мышления. Для
этого выбраны объекты, знакомые из повседневной
жизни (кислород, воздух, вода). В 8-м классе мы
сознательно избегаем сложного для восприятия
школьников понятия «моль», практически не
используем расчетные задачи. Основная идея этой
части курса – привить ученикам навыки описания
свойств различных веществ, сгруппированных по
классам, а также показать связь между строением
веществ и их свойствами.
На втором году обучения (9-й класс) введение
дополнительных химических понятий
сопровождается рассмотрением строения и свойств
неорганических веществ. В специальном разделе
кратко рассматриваются элементы органической
химии и биохимии в объеме, предусмотренном
государственным стандартом образования.
|
Для развития химического взгляда на мир в
курсе проводятся широкие корреляции между
полученными ребятами в классе элементарными
химическими знаниями и свойствами тех объектов,
которые известны школьникам в повседневной
жизни, но до этого ими воспринимались лишь на
бытовом уровне. На основе химических
представлений учащимся предлагается взглянуть
на драгоценные и отделочные камни, стекло, фаянс,
фарфор, краски, продукты питания, современные
материалы. В программе расширен круг объектов,
которые описываются и обсуждаются лишь на
качественном уровне, не прибегая к громоздким
химическим уравнениям и сложным формулам. Мы
обращали большое внимание на стиль изложения,
который позволяет вводить и обсуждать
химические понятия и термины в живой и наглядной
форме. В этой связи постоянно подчеркиваются
междисциплинарные связи химии с другими науками,
не только естественными, но и гуманитарными.
Новая программа реализована в комплекте
школьных учебников для 8–9-х классов, один из
которых уже сдан в печать, а другой находится в
стадии написания. При создании учебников мы
учитывали изменение социальной роли химии и
общественного интереса к ней, которое вызвано
двумя основными взаимосвязанными факторами.
Первое – это «хемофобия», т. е. отрицательное
отношение общества к химии и ее проявлениям. В
этой связи важно на всех уровнях объяснять, что
плохое – не в химии, а в людях, которые не
понимают законов природы или имеют нравственные
проблемы.
Химия – очень мощный инструмент в руках
человека, в ее законах нет понятий добра и зла.
Пользуясь одними и теми же законами, можно
придумать новую технологию синтеза наркотиков
или ядов, а можно – новое лекарство или новый
строительный материал.
Другой социальный фактор – это прогрессирующая химическая
безграмотность общества на всех его уровнях –
от политиков и журналистов до домохозяек.
Большинство людей совершенно не представляет, из
чего состоит окружающий мир, не знает
элементарных свойств даже простейших веществ и
не может отличить азот от аммиака, а этиловый
спирт от метилового. Именно в этой области
грамотный учебник по химии, написанный простым и
понятным языком, может сыграть большую
просветительскую роль.
При создании учебников мы исходили из следующих
постулатов.
Основные задачи школьного курса химии
1. Формирование научной картины окружающего
мира и развитие естественно-научного
мировоззрения. Представление химии как
центральной науки, направленной на решение
насущных проблем человечества.
2. Развитие химического мышления, умения
анализировать явления окружающего мира в
химических терминах, способности говорить (и
думать) на химическом языке.
3. Популяризация химических знаний и внедрение
представлений о роли химии в повседневной жизни
и ее прикладном значении в жизни общества.
Развитие экологического мышления и знакомство с
современными химическими технологиями.
4. Формирование практических навыков безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни.
5. Пробуждение живого интереса у школьников к
изучению химии как в рамках школьной программы,
так и дополнительно.
Основные идеи школьного курса химии
1. Химия – центральная наука о природе, тесно
взаимодействующая с другими естественными
науками. Основное значение для жизни общества
имеют прикладные возможности химии.
2. Окружающий мир состоит из веществ, которые
характеризуются определенной структурой и
способны к взаимным превращениям. Существует
связь между структурой и свойствами веществ.
Задача химии состоит в создании веществ с
полезными свойствами.
3. Окружающий мир постоянно изменяется. Его
свойства определяются химическими реакциями,
которые в нем протекают. Для того чтобы управлять
этими реакциями, необходимо глубоко понимать
законы химии.
4. Химия – мощный инструмент для преобразования
природы и общества. Безопасное применение химии
возможно только в высокоразвитом обществе с
устойчивыми нравственными категориями.
Методические принципы и стиль учебников
1. Последовательность изложения материала
ориентирована на изучение химических свойств
окружающего мира с постепенным и деликатным (т. е.
ненавязчивым) знакомством с теоретическими
основами современной химии. Описательные
разделы чередуются с теоретическими. Материал
равномерно распределен по всему периоду
обучения.
2. Внутренняя замкнутость, самодостаточность и
логическая обоснованность изложения. Любой
материал преподносится в контексте общих
проблем развития науки и общества.
3. Постоянная демонстрация связи химии с жизнью,
частое напоминание о прикладном значении химии,
научно-популярный анализ веществ и материалов, с
которыми учащиеся сталкиваются в повседневной
жизни.
4. Высокий научный уровень и строгость изложения.
Химические свойства веществ и химические
реакции описываются так, как они идут на самом
деле. Химия в учебниках – реальная, а не
«бумажная».
5. Дружелюбный, легкий и беспристрастный стиль
изложения. Простой, доступный и грамотный
русский язык. Использование «сюжетов» –
коротких, занимательных рассказов, связывающих
химические знания с повседневной жизнью, – для
облегчения восприятия. Широкое использование
иллюстраций, которые составляют около 15% объема
учебников.
6. Двухуровневая структура представления
материала. «Крупный шрифт» – это базовый
уровень, «мелкий шрифт» предназначен для более
глубокого изучения.
7. Широкое использование простых и наглядных
демонстрационных опытов, лабораторных и
практических работ для изучения
экспериментальных аспектов химии и развития
практических навыков учащихся.
8. Использование вопросов и задач двух уровней
сложности для более глубокого усвоения и
закрепления материала.
В комплект учебных пособий мы предполагаем включить:
- учебники по химии для 8–11-го классов;
- методические указания для учителей, тематическое планирование уроков;
- дидактические материалы;
- книгу для чтения учащимися;
- справочные таблицы по химии;
- компьютерную поддержку в виде компакт-дисков, содержащих: а) электронный вариант учебника; б) справочные материалы; в) демонстрационные опыты; г) иллюстративный материал; д) анимационные модели; е) программы для решения расчетных задач; ж) дидактические материалы.
Мы надеемся, что новые учебники позволят многим
школьникам по-новому взглянуть на наш предмет и
покажут им, что химия – увлекательная и очень
полезная наука.
В развитии интереса школьников к химии кроме
учебников большую роль играют химические
олимпиады.
Современная система химических олимпиад
Система химических олимпиад – одна из немногих
образовательных структур, которые выдержали
распад страны. Всесоюзная олимпиада по химии
трансформировалась во Всероссийскую, сохранив
ее основные черты. В настоящее время эта
олимпиада проходит в пять этапов: школьный,
районный, областной, федеральный окружной и
финальный. Победители финального этапа
представляют Россию на Международной химической
олимпиаде. Самыми важными с точки зрения
образования являются наиболее массовые этапы –
школьный и районный, за который отвечают
школьные учителя и методические объединения
городов и районов России. За всю олимпиаду в
целом отвечает Министерство образования.
Интересно, что бывшая Всесоюзная олимпиада по
химии тоже сохранилась, но в новом качестве.
Ежегодно химический факультет МГУ организует
международную Менделеевскую олимпиаду, в
которой участвуют победители и призеры
химических олимпиад стран СНГ и Балтии. В прошлом
году эта олимпиада с большим успехом прошла в
Алма-Ате, в этом году – в г. Пущино Московской
области. Менделеевская олимпиада позволяет
талантливым детям из бывших республик
Советского Союза поступить в МГУ и другие
престижные вузы без экзаменов. Необычайно ценно
также общение преподавателей химии во время
олимпиады, которое способствует сохранению
единого химического пространства на территории
бывшего Союза.
В последние пять лет число предметных олимпиад
резко возросло за счет того, что многие вузы в
поисках новых форм привлечения абитуриентов
стали проводить собственные олимпиады и
засчитывать результаты этих олимпиад в качестве
вступительных экзаменов. Одним из пионеров этого
движения был химический факультет МГУ, который
ежегодно проводит заочно-очную олимпиаду по
химии, физике и математике. Этой олимпиаде,
которую мы назвали «Абитуриент МГУ», в этом году
исполняется уже 10 лет. Она обеспечивает равный
доступ всем группам школьников к обучению в МГУ.
Олимпиада проходит в два этапа: заочный и очный. первый
– заочный – этап имеет ознакомительный
характер. Мы публикуем задания во всех
профильных газетах и журналах и рассылаем
задания по школам. На решение отводится почти
полгода. Тех, кто выполнил хотя бы половину
заданий, мы приглашаем на второй этап – очный
тур, который проходит в 20-х числах мая.
Письменные задания по математике и химии
позволяют определить победителей олимпиады,
которые получают преимущества при поступлении
на наш факультет.
География этой олимпиады необычайно широка.
Каждый год в ней участвуют представители всех
регионов России – от Калининграда до
Владивостока, а также несколько десятков
«иностранцев» из стран СНГ. Развитие этой
олимпиады привело к тому, что почти все
талантливые дети из провинции едут учиться к нам:
более 60% студентов химического факультета МГУ –
иногородние.
В то же время вузовские олимпиады постоянно
испытывают давление со стороны Министерства
образования, которое проводит идеологию ЕГЭ и
стремится лишить вузы самостоятельности в
определении форм приема абитуриентов. И здесь на
помощь министерству приходит, как это ни странно,
Всероссийская олимпиада. Идея министерства
состоит в том, что преимущества при поступлении в
вузы должны иметь только участники тех олимпиад,
которые организационно вливаются в структуру
Всероссийской олимпиады. Любой вуз может
самостоятельно проводить какую угодно олимпиаду
безо всякой связи с Всероссийской, но результаты
такой олимпиады не будут засчитываться при
поступлении в этот вуз.
Если такая идея будет законодательно оформлена,
это нанесет довольно сильный удар по системе
приема в вузы и, самое главное, по школьникам
выпускных классов, которые лишатся многих
стимулов к поступлению в выбранный ими вуз.
Однако в этом году прием в вузы будет проходить
по прежним правилам, и в связи с этим мы хотим
рассказать о вступительном экзамене по химии в
МГУ.
Вступительный экзамен по химии в МГУ
Вступительный экзамен по химии в МГУ сдают на
шести факультетах: химическом, биологическом,
медицинском, почвенном, факультете наук о
материалах и новом факультете биоинженерии и
биоинформатики. Экзамен – письменный, рассчитан
на 4 часа. За это время школьники должны решить 10
задач разного уровня сложности: от тривиальных,
т. е. «утешительных», до довольно сложных, которые
позволяют дифференцировать оценки.
Ни одна из задач не требует специальных знаний,
выходящих за рамки того, что изучают в профильных
химических школах. Тем не менее большинство
задач строится так, что для их решения требуются
размышления, основанные не на запоминании, а на
владении теорией. В качестве примера мы хотим
привести несколько таких задач из разных
разделов химии.
Теоретическая химия
Задача 1 (биологический факультет). Константа скорости реакции изомеризации A B равна 20 с–1, а константа скорости обратной реакции B A равна 12 с–1. Рассчитайте состав равновесной смеси (в граммах), полученной из 10 г вещества A.
Решение
Пусть в B превратилось x г вещества A, тогда в
равновесной смеси содержится (10 – x) г A и x
г B. При равновесии скорость прямой реакции равна
скорости обратной реакции:
20•(10 – x) = 12x,
откуда x = 6,25.
Состав равновесной смеси: 3,75 г A, 6,25 г B.
Ответ. 3,75 г A, 6,25 г B.
Неорганическая химия
Задача 2 (биологический факультет). Какой объем углекислого газа (н. у.) надо пропустить через 200 г 0,74%-го раствора гидроксида кальция, чтобы масса выпавшего осадка составила 1,5 г, а раствор над осадком не давал окраски с фенолфталеином?
Решение
При пропускании углекислого газа через раствор
гидроксида кальция сначала образуется осадок
карбоната кальция:
который затем может растворяться в избытке CO2:
CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2.
Зависимость массы осадка от количества вещества CO2 имеет следующий вид:
При недостатке CO2 раствор над осадком
будет содержать Ca(OH)2 и давать фиолетовое
окрашивание с фенолфталеином. По условию этого
окрашивания нет, следовательно, CO2
находится в избытке
по сравнению с Ca(OH)2, т. е. сначала весь Ca(OH)2
превращается в CaCO3, а затем CaCO3
частично растворяется в CO2.
(Ca(OH)2) = 200•0,0074/74 = 0,02 моль, (CaCO3) = 1,5/100 = 0,015 моль.
Для того чтобы весь Ca(OH)2 перешел в CaCO3, через исходный раствор надо пропустить 0,02 моль CO2, а затем пропустить еще 0,005 моль CO2, чтобы 0,005 моль CaCO3 растворилось и осталось 0,015 моль.
V(CO2) = (0,02 + 0,005)•22,4 = 0,56 л.
Ответ. 0,56 л CO2.
Органическая химия
Задача 3 (химический факультет). Ароматический углеводород с одним бензольным кольцом содержит 90,91% углерода по массе. При окислении 2,64 г этого углеводорода подкисленным раствором перманганата калия выделяется 962 мл газа (при 20 °С и нормальном давлении), а при нитровании образуется смесь, содержащая два мононитропроизводных. Установите возможную структуру исходного углеводорода и напишите схемы упомянутых реакций. Сколько мононитропроизводных образуется при нитровании продукта окисления углеводорода?
Решение
1) Определим молекулярную формулу искомого углеводорода:
(С):(Н) = (90,91/12):(9,09/1) = 10:12.
Следовательно, углеводород – С10Н12 (М
= 132 г/моль) с одной двойной связью в боковой цепи.
2) Найдем состав боковых цепей:
(С10Н12) = 2,64/132 = 0,02 моль,
(СО2) = 101,3•0,962/(8,31•293) = 0,04 моль.
Значит, из молекулы С10Н12 при
окислении перманганатом калия уходят два атома
углерода, следовательно, было два заместителя: СН3
и С(СН3)=СН2 или СН=СН2 и С2Н5.
3) Определим относительную ориентацию боковых
цепей: два мононитропроизводных при нитровании
дает только параизомер:
При нитровании продукта полного окисления – терефталевой кислоты – образуется только одно мононитропроизводное.
Биохимия
Задача 4 (биологический факультет). При полном гидролизе 49,50 г олигосахарида образовался только один продукт – глюкоза, при спиртовом брожении которой получено 22,08 г этанола. Установите число остатков глюкозы в молекуле олигосахарида и рассчитайте массу воды, необходимой для гидролиза, если выход реакции брожения – 80%.
Решение
Судя по результату гидролиза, олигосахарид был образован остатками только глюкозы. Для полного гидролиза молекулы олигосахарида, состоящей из n остатков глюкозы, требуется (n – 1) молекула воды:
олигосахарид + (n – 1)H2O = nC6H12O6.
Количество глюкозы можно найти по уравнению спиртового брожения:
C6H12O6 = 2C2H5OH + 2CO2.
пр(C2H5OH) = 22,08/46 = 0,48 моль;
теор(C2H5OH) = 0,48/0,80 = 0,60 моль;
(C6H12O6) = 0,60/2 = 0,30 моль;
m(C6H12O6) = 0,30•180 = 54,00 г.
Разница между массами глюкозы и исходного олигосахарида равна массе воды, израсходованной на гидролиз:
m(H2O) = 54,00 – 49,50 = 4,50 г;
(H2O) = 4,50/18 = 0,25 моль.
Для расчета числа остатков глюкозы n можно использовать уравнение гидролиза:
(C6H12O6)/(H2O) = n/(n – 1) = 0,30/0,25.
Откуда n = 6.
Ответ. n = 6; m(H2O) = 4,50 г.
Задача 5 (медицинский факультет). При полном гидролизе пентапептида Met-энкефалина были получены следующие аминокислоты: глицин (Gly) – H2NCH2COOH, фенилаланин (Phe) – H2NCH(CH2C6H5)COOH, тирозин (Tyr) – H2NCH(CH2C6H4OH)COOH, метионин (Met) – H2NCH(CH2CH2SCH3)COOH. Из продуктов частичного гидролиза этого же пептида были выделены вещества с молекулярными массами 295, 279 и 296. Установите две возможные последовательности аминокислот в данном пептиде (в сокращенных обозначениях) и рассчитайте его молярную массу.
Решение
По молярным массам пептидов можно установить их
состав, пользуясь уравнениями гидролиза:
дипептид + H2O = аминокислота I +
аминокислота II,
трипептид + 2H2O = аминокислота I +
аминокислота II + аминокислота III.
Молекулярные массы аминокислот:
Gly – 75, Phe – 165, Tyr – 181, Met – 149.
295 + 2•18 = 75 + 75 + 181,
трипептид – Gly–Gly–Tyr;
279 + 2•18 = 75 + 75 + 165,
трипептид – Gly–Gly–Phe;
296 + 18 = 165 + 149,
дипептид – Phe–Met.
Эти пептиды можно объединить в пентапептид таким образом:
M = 296 + 295 – 18 = 573 г/моль.
Возможна также прямо противоположная последовательность аминокислот:
Tyr–Gly–Gly–Phe–Met.
Ответ.
Met–Phe–Gly–Gly–Tyr,
Tyr–Gly–Gly–Phe–Met; M = 573 г/моль.
Конкурс на химический факультет МГУ и в другие химические вузы в последние годы остается стабильным, а уровень подготовки абитуриентов растет. Поэтому, подводя итоги, мы утверждаем, что, несмотря на сложные внешние и внутренние обстоятельства, химическое образование в России имеет хорошие перспективы. Главное, что нас в этом убеждает, – неиссякающий поток юных талантов, увлеченных нашей любимой наукой, стремящихся получить хорошее образование и принести пользу своей стране.
В.В.ЕРЕМИН,
доцент химического факультета МГУ,
Н.Е.КУЗЬМЕНКО,
профессор химического факультета МГУ
(Москва)