Переписка с читателемПосвящение в химики
Цель. В игровой форме дать ребятам представление о науке химии, о химических превращениях, о значении химии в жизни человека. ХОД УРОКАХИМИКИ (все вместе). Здравствуйте!
2-й ХИМИК.
3-й ХИМИК.
4-й ХИМИК.
1-й ХИМИК.
2-й ХИМИК.
3-й ХИМИК.
4-й ХИМИК.
1-й ХИМИК. Сегодня – ваше первое знакомство с химией. Мы покажем вам некоторые фокусы, которые вы сможете, изучая химию, скоро проделывать сами. Демонстрационный опыт
|
|
1-й ХИМИК. А я вот запросто могу получить золото из простого железного гвоздя.
Демонстрационный опыт
«Золотой нож»
Приготовить очищенный наждачной бумагой железный нож или гвоздь. Этот нож или гвоздь опустить в концентрированный раствор сульфата меди. Нож или гвоздь становится «золотым».
2-й ХИМИК. Но науку запретить нельзя, поэтому
ученые отбросили от слова «алхимия» приставку
«ал-», и получилось новое название – «химия». Так
и сейчас называется наука, изучающая окружающие
нас вещества, а также их свойства и превращения.
3-й ХИМИК. Если в древности люди проводили
какие-то превращения, то они считались великими
магами. А я не маг, но могу запросто получить
«эликсир жизни», который так и не удалось
получить алхимикам.
Демонстрационный опыт
«Хамелеон»
В стакан налить раствор хромата калия, подкислив его несколькими каплями серной кислоты. Помешивая оранжевый раствор стеклянной палочкой, прилить раствор пероксида водорода: появляется синяя окраска, которая вскоре становится зеленой.
4-й ХИМИК. Тоже мне чудо – эликсир. Вот посмотри, я моментально могу получить вино или молоко из воды, а из вина, наоборот, получить воду.
Демонстрационный опыт
«Получение вина и молока»
Получение вина взаимодействием растворов фенолфталеина и щелочи; получение молока взаимодействием растворов серной кислоты и хлорида бария.
Демонстрационный опыт
«Превращение малинового раствора в бесцветный»
В стакан налить раствор КМnO4, подкислить его Н2SO4 (конц.), затем добавить к этому раствору по каплям H2O2. Малиновый раствор становится бесцветным.
1-й ХИМИК. Применяя самое распространенное
вещество на Земле, можно проводить много разных
превращений. Какое вы знаете самое
распространенное вещество на Земле? Да. Это вода.
2-й ХИМИК. Послушайте стихотворение о воде:
«В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только вода.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет, все растает,
И будет простая вода».
Формула этого удивительного вещества – Н2О. С водой можно провести много интересных и занимательных превращений.
Демонстрационный опыт
«Взаимодействие калия с водой»
В стакан с водой добавить 3 капли раствора фенолфталеина и внести небольшой кусочек металлического калия.
Демонстрационный опыт
«Самовоспламеняющаяся жидкость»
В фарфоровую чашку поместить растертые кристаллы КMnO4, а затем из пипетки прикапать к ним 3–4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется и сгорает.
Демонстрационный опыт
«Пламя над водой»
В ложке для сжигания веществ накалить на пламени порошок магния, затем ложку погрузить в колбу с водой. Происходит бурная реакция с выделением газообразного водорода, который воспламеняется.
Демонстрационный опыт
«Огненное облако»
Пробирку закрепить в пробиркодержателе и наполнить на 1/3 кусочками парафина. Нагреть парафин до бурного кипения и вылить с высоты 10 см тонкой струей в банку с водой. Парафин вспыхивает, образуя большое пламя.
|
Демонстрационный опыт
«6 стаканов»
В первом стакане – 100 мл воды, воду переливают во второй стакан, содержащий 2–3 кристалла хлорида железа(III), кристаллы растворяются. Этот раствор переливают в третий стакан, где находится 1 мл раствора гексацианоферрата(II) калия. Появляется голубая окраска вследствие образования берлинской лазури. Переливают голубой раствор в четвертый стакан, куда помещены 3–4 гранулы гидроксида натрия. При этом во всем объеме возникает бурое окрашивание, обусловленное гидроксидом железа(III). Содержимое четвертого стакана переливают в пятый стакан с 5 каплями раствора фенолфталеина. Раствор приобретает малиновую окраску. Эту жидкость переливают в шестой стакан, на дне которого – 5–6 капель концентрированной соляной кислоты. В результате нейтрализации щелочи кислотой фенолфталеин теряет окраску, но вновь проявляется голубая окраска берлинской лазури.
Демонстрационный опыт
«Эскимо»
Насыпать 30 г сахарозы в стакан и добавить 12 мл Н2SO4 (конц.). Смесь вскипает, образуя пористую массу.
3-й ХИМИК. А вы когда-нибудь видели горящий снег? Вот смотрите.
Демонстрационный опыт
«Горящий снег»
В банку насыпать снег и уплотнить его. Затем в нем сделать углубление, куда поместить кусочек карбида кальция. Поднести к нему зажженную спичку. Снег (точнее, выделяющийся газ) начинает гореть.
4-й ХИМИК. Как вы считаете, почему вещества способны гореть? В каких условиях вещества горят? (Должен быть доступ кислорода.) Реакция горения – это очень важная реакция в химии. Вот посмотрите, что может происходить с веществами при их горении.
Демонстрационный опыт
«Горение пороха»
Заранее приготовить порох: смесь 7 частей нитрата калия, 1 части серы и 1 части угля. Смесь выложить горкой и поджечь. Порох быстро с шипением сгорает.
Демонстрационный опыт
«Вулкан»
Разложение дихромата аммония, к которому можно добавить порошок магния. При этом порошок (NH4)2Cr2O7 насыпают конусом в фарфоровую чашку и поджигают горящей лучинкой.
Демонстрационный опыт
«Огненная метель»
В круглодонной колбе заранее смочить стенки аммиаком. В ложку для сжигания веществ поместить оксид хрома(III), накалить его и сбросить в колбу с аммиаком. Образуется сноп искр.
Демонстрационный опыт
«Возгонка йода»
|
В круглодонную колбу положить несколько кристалликов йода, колбу нагреть на пламени горелки. Йод возгоняется фиолетовым паром.
1-й ХИМИК. Оказывается, все может гореть, но не все способно сгорать.
Демонстрационный опыт
«Несгораемый платок»
Прополоскать платок в воде, затем слегка отжать и хорошо пропитать спиртом. Платок захватить тигельными щипцами и поджечь его. Спирт вспыхивает, но платок не сгорает.
2-й ХИМИК. Помните, еще Прометей пострадал за то, что принес людям огонь. Там, где огонь, всегда много дыма. Вы, наверное, даже слышали пословицу «Нет дыма без огня», а я могу доказать обратное.
Демонстрационный опыт
«Дым без огня»
Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.
3-й ХИМИК. Да, мы, химики, настоящие волшебники. Может быть, кто-то из вас посвятит химии всю свою жизнь. А может, кто-то будет крупным ученым и придумает лекарство, которое будет действительно называться «эликсиром жизни», и тогда он сможет запросто лечить людей. Мы сейчас можем вам показать, как нужно оперировать совсем без боли.
Демонстрационный опыт
«Нанесение раны и заживление ее»
Руку смочить раствором хлорида железа(III). После этого нож смочить раствором роданистого калия и легко провести им по руке. Образуется кроваво-красный след.
«Оперируем без боли, правда, будет |
много крови. |
При каждой операции нужна |
стерилизация. |
Йодом смочим мы обильно, чтобы было |
все стерильно. |
Не вертитесь, пациент! Нож подайте, |
ассистент! |
Посмотрите, прямо струйкой кровь |
течет, а не вода, |
Но сейчас я вытру руку – от пореза ни |
следа!» |
4-й ХИМИК. Ну и напоследок мы хотим удивить вас вот чем. Наблюдайте.
Демонстрационный опыт
«Получение и взрыв гремучего газа»
Методом вытеснения воды в банку собрать небольшие 2 объема водорода и 1 объем кислорода. Когда банка заполнится, смесь газов поджечь лучинкой. Раздается оглушительный взрыв.
1-й ХИМИК. Вот и закончилось ваше путешествие. Вы все справились с трудностями и совсем не испугались. Вы доказали, что можете стать химиками. А поэтому мне выпала честь посвятить вас в химики.
Каждому ученику выдают эмблему и поздравляют его.
2-й ХИМИК. Мы поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончить наш вечер мы хотим гимном химиков:
«Нам суждено пролить все то, что | |
льется, |
|
Просыпать то, чего
нельзя пролить! Наш кабинет химическим зовется! Мы рождены, чтоб химию любить! |
|
|
До скорых встреч!
Е.В.КОЖУРА,
учитель химии школы космонавтики
(г. Железногорск, Красноярский край)