Я иду на урокОзонОзоновый слой: причины и
|
|
Вопросы.
Из скольких атомов состоит молекула озона?
(Трех.)
Что такое простое вещество?
(Простое вещество – это вещество, состоящее из
атомов одного элемента.)
Озон – простое вещество или сложное?
(Простое, т. к. состоит из атомов кислорода.)
Давайте рассмотрим, как получается озон. Он образуется из кислорода под действием электрического разряда, например во время грозы:
3О2 = 2О3.
Рассмотрим физические свойства кислорода и сравним с физическими свойства озона, сведем их в таблицу. (Все физические свойства кислорода называют учащиеся.)
Таблица
Физические свойства кислорода и озона
Учитель. В чем же заключается
токсичность озона? При длительном вдыхании озон
раздражает дыхательные пути и поражает иммунную
систему.
Рассмотрим некоторые химические свойства озона.
Озон активнее кислорода. Он, например, разрушает
резину, т. к. обладает сильными окислительными
свойствами:
В реакции окисления вступает атомарный кислород.
|
Озон взаимодействует при комнатной температуре с серебром. Запишем эту реакцию:
Рассмотрим применение озона. Мы выяснили, что озон – сильный окислитель, поэтому им обеззараживают питьевую воду, очищают воздух от болезнетворных бактерий, используют для получения органических кислот (уксусной, лимонной, валерьяновой). В последнее время перемены, связанные с погодой, «сваливают» на появление в озоновом слое так называемых озоновых дыр. Озоновый слой состоит из молекул озона и находится в стратосфере на высоте 20–25 км. Разрушение озонового слоя связано с возрастающим антропогенным воздействием, в том числе широким использованием в промышленности и быту хлорсодержащих хладонов (фреонов), аэрозолей, пестицидов и др. Разрушение озонового слоя приводит к увеличению доз ультрафиолетового излучения у поверхности Земли, которое обладает достаточной энергией для разрушения ДНК и других органических молекул. Это может вызвать рак кожи, в особенности быстротекущую злокачественную меланому, катаракту и ослабление иммунной системы.
|
В заключение урока – проверка и коррекция полученных знаний.
Учитель. Вы узнали об озоне как плохое,
так и хорошее. Теперь разделимся на три команды:
первая – расскажет о положительных свойствах
озона; вторая – об отрицательных свойствах
озона; третья – о вреде, наносимом озоновому
слою, в результате антропогенной деятельности
человека.
Каждой команде необходимо вспомнить два
свойства озона, изобразить их на бумаге (учитель
выдает альбомные листы и фломастеры) и придумать
лозунг, связанный с этими свойствами. Если не
можете придумать самостоятельно, предлагаю
выбрать из следующих.
На обратной стороне бокового крыла доски написаны лозунги:
- Минздрав предупреждает...
- Славься, славься наш озон!
- Озон хорош, но не дыши им, сколько хошь.
- Как аукнется, так и откликнется.
На выполнение задания отводится 5–7 мин. Во
время выполнения задания ребята могут свободно
ходить по классу.
К доске выходят три ученика из каждой команды:
первый – называет лозунг; второй – показывает,
что изображено; третий – объясняет, почему они
изобразили именно это.
Знакомство с проблемами озонового слоя можно
продолжить при изучении галогенов.
Р.О.МАГОМЕДОВА,
учитель химии школы № 184
(Москва)