Четырнадцатая глава.
Что же именно превращается
при химических реакциях
Продолжение. См. № 6–14, 15, 16, 17, 18/2003
Учебный год закончился. Саша решила
навести порядок на своей книжной полке. На глаза
ей попалась тетрадь, которую она называла
«Химической азбукой». Саша подошла к маме.
– Смотри, мама, я исписала почти всю тетрадку. Вот
последняя запись про молекулу. Осталась одна
страничка. Мы начали с буквы «В», а чем закончим?
– Закончим буквой «А». Напиши слово «атом».
Саша послушно начала писать. Она слышала это
слово раньше, но не имела никакого представления,
какое отношение оно имеет к химии. Саша спросила
об этом.
К ее удивлению, мама ничего не стала объяснять, а
предложила поиграть.
– Давай будем составлять слова. Вот, например,
слово «колесо». Попробуем, сколько новых слов
можно получить из букв, которые его составляют.
– Я тоже хочу поиграть, – сказала Маша.
– Хорошо. Раз, два, три, начали! – скомандовала
мама.
– Кол, лес, сок, око, – резво начала Саша, но,
назвав четыре слова, остановилась.
У Маши оказались более сложные слова: «соло»,
«село», «осел».
Мама сумела составить три слова из пяти букв:
«лесок», «колос», «сокол».
– Оселок, – вдруг подал голос сидевший за
письменным столом Дима.
– Это что, маленький осел? – удивилась Саша.
– Нет, это камень, чтобы точить ножи, – объяснил
Дима.
– Да, такое слово действительно есть, –
согласилась мама. – Теперь подведем итоги. Из
одного слова мы составили больше десяти других
слов. То есть превратили его в новые слова. Так же
происходит превращение веществ.
– Что-то я не понимаю, – пожала плечами Саша.
– А я понимаю, – уверенно сказала Маша, – хотя на
уроках химии нам объясняли гораздо сложнее.
Буквы – это атомы, а слова – молекулы.
Переставляя буквы-атомы, мы получаем
слова-молекулы новых веществ.
– В русском алфавите всего 33 буквы, а сколько
слов можно из них составить, сколько книг
написано! А разных атомов – больше ста. Вот
почему на свете так много веществ, – продолжила
мама.
Маша добавила:
– Бывают слова из одной буквы. И вещества могут
быть из одного вида атомов. Нам говорили, что их
называют простыми.
– А еще можно составить разные слова из
нескольких одинаковых букв, например «кот» и
«ток». Также бывают и разные вещества, состоящие
из нескольких одинаковых атомов, – продолжила
мама.
Саше понравилось составлять новые слова, поэтому
зашедшему в гости Максиму она тут же предложила
поиграть в слова:
– Сколько новых слов можно придумать из букв,
составляющих слово «молекула»? Давай
посоревнуемся!
Получилось немало слов. Саша даже удивилась.
– Ну ладно, из длинного слова легко составлять
новые слова. А вот из короткого?! Как насчет слова
«атом»?
Задачка действительно оказалась посложнее, но
даже из этих четырех букв удалось составить
несколько слов.
Саша и Максим побежали гулять на улицу.
Вернувшись, Саша обратилась к маме:
– Будем писать атомы. А потом молекулы. – И она
решительно открыла свою химическую тетрадь.
Но мама попросила ее не спешить:
– По-моему, тебе все это знать еще рановато...
– Ну давай хоть что-нибудь запишем, – заныла
Саша. – Ну хоть про воду.
– Ладно, – согласилась мама. – Вода – это
сложное вещество. А значит, молекула воды состоит
из разных атомов.
– Каких? – приготовила ручку Саша.
– Кислорода и водорода.
– Водород потому так и называется, что он рождает
воду, – стала объяснять Маша.
– А кислород что рождает? – спросила Саша.
– Кислород назвали кислородом, – сказала мама, –
потому что раньше считали, что он обязательно
содержится во всех кислотах. Потом оказалось, что
это не так, но название все равно осталось.
– Как же мне все это записать? – Саша озадаченно
смотрела на пустую страничку.
Мама предложила нарисовать кружочек. У Саши
получилась вот такая картинка:
– Очень похоже, – похвалила мама. – Когда
водород сгорает, как раз и получается вода.
Саша тут же написала:
Ей показалось, будто что-то похожее она уже
писала. Порывшись в тетради, девочка нашла запись
о горении свечи:
Саша стала думать, как бы ей нарисовать
молекулы этих веществ. Но она не знала, из каких
атомов состоят молекулы парафина и углекислого
газа. Пришлось обратиться к маме.
– Парафин состоит из водорода и углерода, –
объяснила мама.
– Углерод тоже что-то рождает? – удивилась Саша.
– Уголь, – подсказала Маша. – Уголь – это и есть
углерод.
Саша стала рисовать:
Саша не знала, из чего состоит углекислый газ.
Она хотела спросить у мамы, но решила сначала
подумать сама.
«Парафин – это водород и углерод, – стала
рассуждать она. – Вода – это водород и кислород.
Тогда получается, что углекислый газ – это
углерод и кислород».
Оказалось, что, пока Саша размышляла, мама куда-то
ушла. Пришлось обратиться к сестре. Та была очень
удивлена, что Саша без подсказки догадалась, что
такое углекислый газ.
Радостная Саша закончила рисунок:
– Задай мне еще что-нибудь, – попросила Саша
сестру. – Только чтобы у меня получилось!
Маша быстро придумала:
– Напиши горение угля.
Теперь для Саши это было совсем просто:
Опять пришел Максим. Оказалось, он забыл у Саши
свою спортивную сумку. Девочка тут же начала
рассказывать, что она узнала об атомах и
молекулах.
– Из каких атомов состоят молекулы природного
газа и перекиси водорода? – спросила она. – Ты
помнишь, во что они могут превратиться?
– Помню-помню, – ответил Максим и записал:
– Я даже про малахит и ржавчину не забыл.
Попробуем догадаться, из каких они атомов
состоят.
И Максим стал записывать превращения веществ:
– А почему у тебя вместо некоторых веществ
стоят цифры? – удивилась Саша. – Ты же сказал, что
все помнишь!
– Я вставлю эти слова в кроссворд по горизонтали.
Добавлю еще несколько слов, и получится по
вертикали то, из чего состоят вещества. Правда,
номера слов будут не по порядку. Ну ничего, с
помощью рисунков можно будет разобраться!
|
Вещества из кроссворда
|
Кроссворд.
Из чего состоят вещества?
Максим ушел, Маша убежала на тренировку. А Саша
стала придумывать, как научить тому, что она
узнала, своего медвежонка.
Ответы на кроссворд.
По горизонтали: 2. Малахит. 4. Олово. 5.
Лед. 3. Железо. 1. Кислород. 6. Уксус. 7. Алмаз. 8. Азот.
По вертикали: Молекула.
Заключение
– Вот и каникулы! Впереди все лето, – сказала
мама. – Теперь вы немного отдохнете от школы.
– А мы будем летом заниматься химией? – спросила
Саша. – Я хочу узнать еще что-нибудь.
– Обязательно узнаешь, ведь ты теперь будешь
учиться в средней школе. А пока давай сделаем
перерыв. На прощание придумай еще какую-нибудь
сказку про Фантика. Я очень полюбила этого
симпатичного медвежонка.
– Нет, я лучше придумаю стихи, – предложила Саша.
– А если не будет получаться, попрошу Макса мне
помочь.
Мама пошла в магазин, а вернувшись, увидела на
своем столе портрет медвежонка и такие строчки:
«Фантик все путал везде и всегда,
Но, прочитав эту книжку,
Он понял, что это еще не беда,
И с химией справится мишка.
Теперь он знает, чем лечить,
Как мед и сахар раздобыть,
Природу будет охранять
И маме дома помогать.
Он станет химиком в халате белом,
Займется интересным делом!»
Мама хотела поблагодарить ребят, но они уже
умчались на улицу.
«Ну что ж, – подумала она. – До новых встреч с
химией». |