Позвольте поделиться опытом использования
материалов из «Энциклопедии для детей» «Аванты+»
во внеклассной работе по химии с учениками
гуманитарных классов.
Не секрет, что учителю, преподающему химию в
гуманитарной гимназии, приходится постоянно
думать о том, как повышать и поддерживать интерес
к своему предмету. Этого можно достичь
различными путями, один из которых – расширение
кругозора учащихся, выработка у них умения
пополнять знания с помощью дополнительных
источников информации. На этом пути «Аванта+»
оказывает учителю большую помощь. В библиотеке
нашей гимназии есть книга по химии из этой серии.
Неоднократно мои ученики пользовались ею при
подготовке сообщений для уроков. Но всегда это
делалось по указанию учителя.
В текущем учебном году я предложила ребятам
другую форму работы – издание журнала вопросов и
ответов. Не ожидала, что это вызовет такой
интерес! От меня это не требует больших усилий. В
кабинете химии на учительском столе стоит
«волшебный сосуд» (большой химический стакан,
обернутый разноцветной фольгой), в который дети
опускают листочки бумаги с написанным вопросом и
указанием своей фамилии (можно и анонимно). Один
раз в две-три недели я достаю все вопросы и
составляю их список. С каким нетерпением ждут
ребята момента, когда этот список я вывешу в
кабинете химии!
Вопросы идут нарасхват. Надо взять вопрос и
указать фамилию отвечающего на вопрос. Ответы
набираются на компьютере, причем мы заранее
оговариваем правила оформления (размер шрифта,
поля и т. д.) и вывешиваем эти правила в кабинете
вместе с образцом оформления листа. Среди
требований есть и такое: краткость. Ответ на
вопрос не должен занимать более двух страниц.
Нашлись ученики, которые взяли на себя всю
оформительскую работу. Они придумали название
журнала – «Изотоп», оформили его обложку,
предложили своим товарищам представлять
материал на дискетах, для того чтобы вставить в
текст картинки или какие-то другие дополнения,
сделать журнал красочным. Они же распечатывают
журнал на цветном принтере.
Пока мы сделали два номера журнала, но думаю, что
на этом не остановимся.
Но какое же отношение ко всему этому имеет
«Аванта+»? Самое прямое: энциклопедия стала для
нас источником вопросов. Дети, у которых эта
энциклопедия есть дома, буквально забросали всех
вопросами, ответы на которые их товарищи находят
в той же энциклопедии. Честно надо признаться,
что ответы они находят и в других источниках
информации. Но разве это плохо?
В поисках ответов и новых вопросов ученики
обращаются к энциклопедии «Аванты+». Особенно
этим отличаются ученики 8«А» класса. Даже
библиотекарь нашей гимназии отмечает их
повышенный интерес к этой книге. Чтобы задать
вопрос, надо прочитать статью в энциклопедии. А
для того, чтобы на него ответить, другой ученик
тоже должен прочитать статью. Таким образом, одну
статью прочитывают минимум два ученика.
Для второго номера журнала ученики предложили 57
вопросов! Ребята ведут строгий учет тех, кто
задает вопросы, и тех, кто на них отвечает. В конце
учебного года наиболее активных создателей
журнала ждут призы.
Как видите, учителю не надо тратить много времени
и сил на создание этого журнала. Нужно только
организовать учеников, предложить им источники
информации, среди которых содержательная,
прекрасно оформленная энциклопедия «Аванты+» –
на одном из первых мест.
И.С.МОСКАЛЕВА,
учитель химии гимназии № 2
(г. Воронеж) |