переписка с читателем
Разноуровневые варианты
контрольных работ
9 класс
С 1997/98 учебного года в 8-х классах, а с 1998/99
учебного года и в 9-х классах я начала поэтапный
переход на программу, построенную на основе
циклической концепции школьного химического
образования. Преподавание в 8-х и 9-х классах
ведется по учебникам авторов Л.С.Гузея,
Р.П.Суровцевой, В.В.Сорокина.
В новых учебниках привлекает то, что эти учебники
двухуровневые, содержат учебный материал и
базового уровня, и для углубленного изучения
химии. В них учтены новейшие достижения
теоретической и практической химии. Все задания
разной степени сложности тщательно отобраны и
имеют четкую практическую направленность.
Реализация идеи уровневой дифференциации
осуществляется на различных этапах
учебно-воспитательного процесса, в том числе и
при проведении контрольных работ.
Главная задача учителя – помочь ребенку выбрать
уровень усвоения материала, обеспечить
достижение каждым как минимум обязательного
уровня общеобразовательной подготовки.
Готовимся к контрольной работе с самого начала
изучения темы. Учитель знакомит учеников с
обязательным и дополнительным уровнем усвоения
конкретного учебного материала. Для этого я
всегда вывешиваю на специальном стенде в
кабинете перечень вопросов, примерный вариант
контрольной работы или зачета, в котором задания
дифференцированы, чтобы ученик с самого начала
мог ориентироваться во время работы над темой,
мог овладеть определенными знаниями, умениями и
навыками.
Готовимся к контрольной работе с помощью
специально подобранных домашних заданий и через
систему разноуровневых проверочных работ.
Таким образом, ребята получают возможность
ощутить учебный успех, поэтапно подготовиться к
текущему и итоговому контролю, реально оценить
свои силы и ориентироваться на конечный
результат.
Разноуровневый подход к проведению контрольных
работ позволяет даже слабому ученику оказаться в
ситуации успеха, а сильному – развить свои
творческие способности.
Вашему вниманию предлагаются пять контрольных
работ, охватывающих курс химии 9-го класса. Каждая
контрольная работа состоит из четырех вариантов.
Каждый вариант включает задания трех уровней –
А, Б и В. Задания уровней А и Б – задания базового
уровня разной степени сложности. Задания уровня
В ориентированы на углубленное изучение химии.
Рекомендуемая шкала выставления оценок по
уровням А, Б и В: 50–65% выполнения заданий – «3»,
65–80% – «4» и 80–100% – «5».
Контрольная работа № 1.
«Электролиты»
Задание 1
Уровень А Напишите молекулярные,
полные и сокращенные ионные уравнения
осуществляемых химических реакций между
веществами.
Вариант I
а) NaCl + AgNO3 ... ;
б) Сa(NO3)2 + K2CO3 ... ;
в) KOH + Na2SO4 ...
;
г) Ba(OH)2 + HCl ... .
Вариант II
а) NaOH + KNO3 ... ;
б) BaCl2 + H2SO4 ... ;
в) AlCl3 + NaOH ... ;
г) H2SO4 + KOH ... .
Вариант III
а) AgNO3 + CaCl2 ...
;
б) CaCl2 + Na2CO3 ... ;
в) Na2SO4 + HCl ...
;
г) Ca(OH)2 + HNO3
... .
Вариант IV
а) NaOH + H3PO4 ...
;
б) BaCl2 + Na2SO4 ... ;
в) H2SO4 + NaCl ...
;
г) Na2CO3 + HCl ...
.
Уровень Б С какими из перечисленных
ниже веществ может реагировать заданный раствор?
Напишите молекулярные, полные и сокращенные
ионные уравнения возможных химических реакций.
Вариант I
Раствор соляной кислоты.
Вещества: оксид алюминия, нитрат серебра (р-р),
оксид серы(IV), гидроксид натрия (р-р), медь, нитрат
меди(II) (р-р), цинк.
Вариант II
Раствор гидроксида натрия.
Вещества: оксид железа(II), хлорид железа(III) (р-р),
оксид серы(VI), серная кислота (р-р), ртуть, сульфат
калия (р-р), нитрат меди(II).
Вариант III
Раствор серной кислоты.
Вещества: серебро, оксид железа(II), магний, оксид
углерода(IV), гидроксид калия (р-р), нитрат натрия
(р-р), нитрат бария (р-р).
Вариант IV
Раствор гидроксида калия.
Вещества: оксид меди(II), оксид серы(IV), нитрат
цинка (р-р), фосфорная кислота (р-р), золото, фосфат
натрия (р-р), хлорид алюминия (р-р).
Уровень В Напишите молекулярные,
полные и сокращенные ионные уравнения реакций,
возможных между веществами.
Вариант I
Серная кислота (р-р), ртуть, сульфат цинка (р-р),
гидроксид железа(II), сульфит калия (р-р), гидроксид
натрия (р-р).
Вариант II
Оксид железа(II), азотная кислота (р-р), нитрат
меди(II) (р-р), гидроксид железа(III), сульфат натрия
(р-р), гидроксид бария (р-р).
Вариант III
Фосфорная кислота (р-р), хлорид железа(III) (р-р),
гидроксид натрия (р-р), серебро, фосфат калия (р-р),
оксид углерода(IV), магний.
Вариант IV
Медь, соляная кислота (р-р), хлорид железа(II) (р-р),
сульфат натрия (р-р), гидроксид калия (р-р),
карбонат натрия (р-р), нитрат алюминия (р-р).
Задание 2
Допишите, где это необходимо, сокращенное
ионное уравнение химической реакции и составьте
соответствующее ему полное ионное уравнение.
Уровень А
Вариант I
Fe2+ + 2OH– = Fe(OH)2.
Вариант II
H+ + OH– = H2О.
Вариант III
Bа2+ + = BаSО4.
Вариант IV
Са2+ + =
СаСО3.
Уровень Б
Вариант I
Ba2+ + ... = BaCO3.
Вариант II
Al3+ + ... = Al(OH)3.
Вариант III
Zn2+ + ... = Zn(OH)2.
Вариант IV
Ca2+ + ... = CaSiO3.
Уровень B
Вариант I
... + ... = + H2O.
Вариант II
2H+ + ... = SO2 + ...
.
Вариант III
SO2 + ... = +
... .
Вариант IV
2H+ + ... = H2 + ... .
Задание 3
Дополните схему, где это необходимо. Напишите
уравнения реакций, с помощью которых можно
осуществить превращения.
Уровень А
Вариант I
BaО Ba(OH)2 BaSO4.
Вариант II
K2O KOH KNO3.
Вариант III
CuO CuCl2 Cu(OH)2.
Вариант IV
SO3 H2SO4 FeSO4.
Уровень Б
Вариант I
HCl ... Fe(OH)2.
Вариант II
CO2 ... CaCO3.
Вариант III
BaO ... BaSO4.
Вариант IV
NaOH ... BaSO4.
Уровень В
Вариант I
Оксид серы(VI) ... cульфат бария.
Вариант II
Оксид кальция ... карбонат кальция.
Вариант III
Оксид фосфора(V) ... фосфат натрия.
Вариант IV
Оксид азота(V) ... нитрат калия.
Задание 4
Решите задачу.
Уровень А
Вариант I
Какое количество вещества гидроксида натрия
потребуется для реакции с 4,9 г серной кислоты?
Вариант II
Какое количество вещества серной кислоты
потребуется для реакции с 2,8 г гидроксида калия?
Вариант III
Какое количество вещества гидроксида калия
потребуется для реакции с 6,3 г азотной кислоты?
Вариант IV
Какое количество вещества азотной кислоты
потребуется для реакции с 3,7 г гидроксида
кальция?
Уровень Б
Вариант I
Найдите массу соли, которая образуется при
взаимодействии 49 г серной кислоты и 28 г
гидроксида калия.
Вариант II
Найдите массу соли, которая образуется при
взаимодействии 49 г серной кислоты и 60 г
гидроксида натрия.
Вариант III
Найдите массу соли, которая образуется при
взаимодействии 94,5 г азотной кислоты с 37 г
гидроксида кальция.
Вариант IV
Найдите массу соли, которая образуется при
взаимодействии 126 г азотной кислоты и 126 г
гидроксида калия.
Уровень В
Вариант I
Найдите массу соли, которая образуется при
сливании 315 г 40%-го раствора азотной кислоты с
раствором, содержащим 126 г гидроксида калия.
Вариант II
Найдите массу соли, которая образуется при
сливании 315 г 30%-го раствора азотной кислоты с
раствором, содержащим 37 г гидроксида кальция.
Вариант III
Найдите массу соли, которая образуется при
сливании 122,5 г 40%-го раствора серной кислоты с
раствором, содержащим 28 г гидроксида калия.
Вариант IV
Найдите массу соли, которая образуется при
сливании 200 г 30%-го раствора гидроксида натрия с
раствором, содержащим 49 г серной кислоты.
Печатается с продолжением
Е.А.ДУДКИНА,
учитель химии школы № 506
(Москва) |