Тринадцатая глава.
О самой маленькой крупинке вещества
Продолжение. См. № 6–14, 15, 16, 17/2003
Придя из школы, Саша попросила, чтобы ей не
мешали, и закрылась в комнате.
– Их класс готовит представление на последний
звонок, – пояснила Маша. – Наверное, им задали
сделать поздравления выпускникам и костюмы для
концерта.
Через час мама все же решила заглянуть к дочке.
Она ожидала застать девочку за рисованием или
шитьем, но Саша просто сидела за столом и
задумчиво смотрела на стакан с водой, который,
по-видимому, был приготовлен для акварельных
красок.
Услышав шорох, Саша подняла глаза и спросила:
– Стакан воды – это вода?
– Конечно, – машинально ответила мама, не совсем
понимая, что дочка имела в виду.
– А полстакана – тоже вода?
– Почему же нет? – удивилась мама.
– И капля воды – тоже вода, и полкапли... –
продолжала Саша. – А на сколько частей можно
разделить каплю воды? Какой у воды самый
маленький кусочек?
– Самый маленький кусочек воды – молекула воды,
– сказала мама.
– Молекула, наверное, такая маленькая, что ее
можно увидеть только под микроскопом, –
предположила Саша.
– Нет, молекулу даже под микроскопом не увидишь.
Она очень-очень маленькая. А огромное количество
молекул и составляет ту воду, которая стоит перед
тобой.
– Какое количество? – тут же спросила Саша.
– Оно такое большое, что его даже трудно
представить. Кто-то подсчитал, что в одном
стакане воды число молекул больше, чем число
стаканов воды во всех морях, океанах, реках и
озерах Земли.
– Вот это да!.. – Саша вдруг заговорила шепотом. –
Удивительно!
– Самое удивительное, – спокойно сказала мама, –
что даже одна-единственная молекула воды ведет
себя в химических реакциях так же, как любое
количество воды.
Саша огляделась по сторонам.
– Так значит, у каждого вещества есть своя
молекула? – спросила она. – И все они такие же
крошечные?
– Среди крошек-молекул есть разные: и побольше, и
поменьше. Но все они, конечно, очень маленькие по
сравнению с теми предметами, которые нас
окружают. Правда, нельзя сказать, что все
вещества состоят из молекул – бывают и другие
частицы вещества. Но об этом ты узнаешь в старших
классах, а сейчас давай-ка принимайся за работу, а
то ваши старшеклассники останутся без праздника.
Мама вышла, а Саша стала думать, с чего бы ей
начать. Нужно было нарисовать поздравительную
открытку, надуть два воздушных шара и пришить
блестки на костюм для концерта.
Немного поразмыслив, она решила сначала заняться
воздушными шарами. Набрав побольше воздуха,
девочка стала надувать первый шарик. Сначала
шарик наполнялся воздухом легко, но чем дальше,
тем сильнее шар увеличивался в размере, и
надувать его становилось все труднее. Наконец он
стал огромным. Саша с шаром в зубах подошла к маме
и промычала:
– М-м-м, п-м-м м-м...
Мама поскорее достала крепкую нитку и помогла
завязать шарик. Взяв в руки, Саша стала его
рассматривать со всех сторон. Ей показалось, что
шарик надут недостаточно, и она попыталась
слегка надавить на него. Шарик был очень упругим,
но все же немного подался под Сашиной рукой.
– Мама, смотри, я уменьшаю молекулы воздуха!
– Ты ошибаешься, – сказала мама. – Во-первых, у
воздуха нет молекул. Воздух – это смесь газов, и у
каждого из них – свои молекулы. Во-вторых, ты
уменьшаешь не молекулы, а промежутки между ними.
– Разве между молекулами есть промежутки? –
удивилась Саша.
– А как бы ты могла надуть свой шарик? Ведь с
каждой порцией воздуха ты вдуваешь в него все
новые молекулы газов. Наверное, ты заметила, что
газ в шарике немного сжат по сравнению с
окружающим воздухом. Посчитай-ка, сколько
выдохов нужно сделать, чтобы надуть шар.
Саша взяла еще один шарик. Вскоре он стал таким же
большим, как и первый. Говорить она не могла, но из
ее жестов мама поняла, что она дунула два раза по
десять раз.
– За один раз человек выдыхает около одного
литра воздуха. Но объем твоего шара, конечно,
меньше двадцати литров – ведь это примерно два
ведра.
Саша стала кивать головой в знак того, что она
согласна с мамой. В этот момент шарик выскочил из
ее рта и стал бешено носиться по всей комнате.
– Молекулы выбегают из шарика! – закричала Саша.
– Они меня щекочут!
Мама рассмеялась. Саша подобрала упавший шарик и
уселась на пол.
– А вот в полу уж точно нет никаких расстояний
между молекулами, – сказала она. – Он же не
сжимается.
– Хотя твердые и жидкие вещества почти не
сжимаются, в них тоже есть промежутки между
молекулами, только не такие большие, как в газах,
– сказала мама.
– А если газ сжать очень сильно, он станет
твердым? – предположила Саша.
– Конечно. Именно так и получают из углекислого
газа сухой лед, который кладут в коробки с
мороженым. А если кусочек сухого льда положить на
стол, через какое-то время он испарится и опять
превратится в газ.
– Тогда почему стол не превращается в газ? –
ехидно спросила Саша.
– Молекулы одновременно и притягиваются друг к
другу, и отталкиваются, – сказала мама.
Заметив, что Саша собирается задать еще один
вопрос, мама продолжила:
– Почему это происходит, я тебе объяснить пока не
смогу. Даже многие студенты не сразу это
понимают. Но если притяжение сильнее, чем
отталкивание, – вещество жидкое иди твердое, а
если слабее – оно превращается в газ. Это зависит
от самого вещества и от температуры: при
нагревании притяжение становится слабее.
– Теперь мне понятно, – сказала Саша, – почему
кипит вода. Кстати, давай попьем чаю.
– Хорошо, – согласилась мама. – Между прочим,
Маша печет пирог. И, по-моему, он уже готов.
Чувствуешь, как вкусно пахнет?
– Но Маша печет пирог на кухне, почему же запах
добрался до комнаты?
– Это к нам прилетели молекулы веществ, которые
выделились при выпечке. Любые молекулы все время
движутся. В твердых веществах они чуть-чуть
шевелятся на одном месте, в жидкостях –
перемещаются с места на место, а в газах –
носятся довольно быстро.
Пришел Максим, и Саша стала рассказывать ему про
молекулы.
– А я знаю, на что похож наш класс, когда мы сидим
за партами во время урока. Я и загадку
подходящую вспомнил:
«Я вода, да по воде же и
плаваю». |
– Ты имеешь в виду застывшую воду,
которая плавает в обычной жидкой воде?
– Конечно! А когда мы идем, взявшись за руки, в
столовую, получается похоже на подвижную воду,
словно бы плывем, – объяснил Максим.
– Когда уроки заканчиваются, мы бежим на
школьный двор, и тогда получается, как в другой
загадке:
«Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает». |
Попив чай с пирогом, Саша и Максим
отправились рисовать. Саша макнула кисточку в
стакан с водой, потом набрала на нее немного
краски. Яркая капля упала на стол, Саша вытерла ее
тряпочкой. Затем такую же каплю она уронила в
воду. Капелька опустилась на дно и стала медленно
расплываться.
– Наверное, молекулы воды двигаются в стакане и
расталкивают молекулы краски, – предположила
Саша. – Надо же, молекулы нельзя увидеть, а то, что
они делают, заметно...
Она открыла химическую тетрадь, показала Максиму
записи о том, что ей сказала мама:
Затем девочка достала из папки и сложила
пополам листок бумаги. Она решила нарисовать на
поздравительной открытке малыша Фантика с
букетом цветов. Это не заняло у нее много времени.
Решив, что праздничный костюм она сделает завтра,
Саша принялась рисовать новые картинки про
медвежонка. А Максим, не теряя времени, принялся
за очередной кроссворд.
Кроссворд. Название частицы
Если слева направо вписать названия веществ, то
сверху вниз получится название мельчайшей
частицы вещества.
Ответы на загадки. Лед и жидкая вода; роса и
водяной пар.
Ответы на кроссворд.
По горизонтали: 1. Мыло. 2. Вода. 3. Хлор.
4. Белок. 5. Кислород. 6. Уксус. 7. Лед. 8. Азот.
По вертикали: 1. Молекула. |