Химическая наука и искусство –
|
«Опыт! Скажи, чем гордишься
ты? Что ты такое? Ты – плод ошибок и слез, силам потраченным счет». |
|
или:
«Опыт — вот учитель жизни вечный». |
|
Своеобразно описывается опыт и его
роль в познании в романе Д.Дидро «Нескромные
сокровища»: «Я заметил вдалеке ребенка,
направляющегося к нам медленными, но уверенными
шагами. У него была маленькая головка,
миниатюрное тело, слабые руки и короткие ноги, но
все его члены увеличивались по мере того, как он
продвигался. В процессе этого быстрого роста он
представлялся мне в различных образах: я видел,
как он направлял на небо длинный телескоп,
устанавливал при помощи маятника быстроту
падения тел... с призмой в руках разлагал световой
луч. К этому времени он стал колоссом...
простертые руки его касались обоих полюсов. Он
потрясал факелом, свет которого разливался по
окрестностям, озарял до дна море и проникал в
недра земли.
– Что это за гигант? – спросил я Платона.
– Это Опыт, – отвечал он.
Опыт приблизился к нам, и колонны портика гипотез
закачались, своды его покоробились, и плиты пола
раздвинулись... Колосс подошел, ударил по портику,
тот рухнул с ужасным грохотом».
Научная теория и эксперимент взаимосвязаны. Об
их единстве говорил еще Леонардо да Винчи:
«Влюбленные в практику без науки – словно
кормчий, вступающий на корабль без руля или
компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда
практика должна быть воздвигнута на хорошей
теории».
Эмпирическое познание не сводится к
чувственному, ибо включает логическое
осмысление и интерпретацию фактов, а
теоретическое не ограничивается логическими
формами познания, поскольку в теоретическом
исследовании используются наглядные модели и
вспомогательные чувственные образы. Этим
научное познание приближается к
художественному. В качестве примера можно
привести исторический путь трансформации
изображения молекулы бензола по мере
исследования его свойств.
В 1861 г. австрийский физик И.Лошмидт в книге
«Конституционные формулы органической химии в
графическом изображении» предложил графическое
изображение бензола в таком виде:
Замкнув шесть атомов углерода в кольцо, он во
всех рассмотренных им ароматических соединениях
бензольное ядро изображал в виде большого круга
и маленькими кружками указывал атомы водорода.
Используя, по-видимому, представления Лошмидта о
строении бензола и гипотезу Р.Эрленмейера о
существовании кратных связей, Ф.Кекуле в 1865 г.
разработал теорию строения ароматических
соединений. В статье «О конституции
ароматических веществ» он писал: «Все
ароматические вещества имеют какую-то общую
группу, нечто вроде ядра, образованного шестью
атомами углерода. Внутри этого ядра углерод
находится, если позволено употребить это
выражение, в более конденсированном виде, чем в
жирных веществах. К этому ядру затем
присоединяются другие атомы углерода тем же
способом или в таком же виде, как и в жирных
веществах».
Итак, главный вопрос для Кекуле заключался в том,
чтобы «составить себе представление о
конституции этого ядра». Он считал, что шесть
углеродных атомов образуют бензольное ядро, при
этом получается замкнутая цепь, где атомы
соединяются попеременно то одной, то двумя
единицами сродства, т. е. в бензольном ядре
имеются три двойные связи.
В 1865 г. Кекуле предложил такое строение
бензольного ядра:
А в 1866 г. он дал достаточно близкую к современной формулу бензола:
Она представляет замкнутое кольцо из шести
атомов углерода, которые связаны друг с другом
попеременно одной или двумя валентностями;
каждый из углеродов имеет еще одну свободную
валентность, насыщаемую в случае бензола
водородом, а в случае производных – другими
одновалентными атомами или радикалами. Формула
Кекуле для бензола вошла в большинство учебников
по органической химии и в качестве рабочей
формулы оказала огромные услуги науке.
После 1865 г. многие ученые предлагали свои
варианты формулы бензола, считая, что их
изображение молекулы бензола лучше передает его
специфические свойства. Например:
Все эти формулы, однако, имели недостатки. В
частности, наиболее распространенная формула
Кекуле не объясняла насыщенного характера
бензольного ядра при наличии в нем двойных
связей.
Противоречие было снято немецким
химиком-органиком Ф.Тиле, который, исходя из
своей теории парциальных валентностей,
предложил формулу, объясняющую насыщенный
характер бензола:
Тем не менее проблема строения бензольного
кольца оставалась центральной в конце XIX и начале
XX в., пока она не была решена на основе
современных представлений об ароматических
системах.
Экспериментальные данные, полученные в начале XX
в., показали, что бензольное ядро имеет формулу
плоскостного правильного шестиугольника, в
углах которого находятся шесть атомов углерода.
Приложение теории делокализации связей к
бензольному ядру позволило окончательно
объяснить его специфические свойства и
предложить современную формулу:
Таким образом, наука использует понятийную
сторону человеческого творчества, т. е. можно
сказать, что наука – познание действительности в
понятиях.
Искусство – также одна из форм общественного
сознания, часть общей духовной культуры
человечества, специфическая форма
практически-духовного познания мира.
Сущность и особенности искусства в краткой, но
достаточно емкой форме выразил Д.Дидро:
«Искусство заключается в том, чтобы найти
необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в
необыкновенном».
От искусства следует отличать творческую
деятельность человека, которая присуща не только
искусству.
«Творчество, – писал Платон, – понятие широкое.
Все, что вызывает переход от небытия в бытие, –
творчество, и, следовательно, создание любых
произведений искусства и ремесла можно назвать
творчеством, а всех создателей – творцами».
Иногда под творческими работниками
подразумевают только деятелей искусства. В
действительности творчество присуще в не
меньшей степени деятелям науки и техники. Для
истинного ученого, инженера, конструктора
(творца) весьма существенно не только
функциональное назначение создаваемого им
объекта, но и его художественное оформление.
Необходимо видеть сходство и различие между, с
одной стороны, техническим артефактом
(техническое изделие или устройство, сделанное
человеком) и, с другой стороны, произведением
искусства. Не случайно греческое слово «технэ»
означает «искусство», «мастерство». Как
художник, так и техник являются искусными
мастерами, хотя цели их работы и творчества не
совпадают. Предназначение произведения
искусства состоит в его функционировании в
качестве символа красоты, прекрасного;
предназначение технического артефакта – в его
полезности для человека.
С конца ХVI до начала XVII в. бурно развивается
техника. В химии это связано с появлением
технической химии. Именно в этот период
достигают вершины изящества и красоты
химические и физические приборы, на изготовление
которых идут ценные сорта дерева, драгоценные
металлы, хрусталь.
Большую роль в творчестве играет подсознание.
Человеку творческому трудно вести нормальный,
правильный образ жизни, он забывает об отдыхе и
сне, боясь прервать нить размышлений, удачный ход
мысли, потерять мерцающий впереди идеал
совершенства. Вследствие этого – переутомление,
бессонница, усугубляющие состояние крайнего
возбуждения, напряжение всех физических и
духовных сил. Это состояние, когда сознание, дух
ведет за собой теряющую силы плоть, длится тем
дольше, чем сложнее творческая задача. Однако
всему есть предел, и сон валит с ног человека. А
слишком возбужденный мозг продолжает свою
работу, но уже без отвлекающих факторов и
сомнений, и мысль более прямым путем движется к
цели.
Австрийскому физиологу О.Леви во сне пришла идея
о передаче возбуждения с одной нервной клетки на
другую. Через пятнадцать лет он получил за это
открытие Нобелевскую премию (1936). Датскому физику
Н.Бору приснился сон: он на солнце и видит
планеты, прикрепленные к светилу нитями, на
которых они вращаются. Этот образ и побудил его
создать планетарную модель атома.
Известно, что Д.И.Менделеев трое суток не ложился
спать, когда составлял свою знаменитую таблицу.
Потом лег и мгновенно уснул. Сам Менделеев
рассказывал: «Вижу во сне таблицу, где элементы
расставлены так, как нужно, проснулся, тотчас
записал на клочке бумаги, – только в одном месте
впоследствии оказалась нужной поправка».
История науки сохранила предание о том, что
кольцевая структура бензола С6Н6
родилась в уме немецкого химика Кекуле в полусне
после одного судебного процесса. На этом
процессе в качестве улики демонстрировалось
кольцо в виде двух переплетенных змеек. Юный
Кекуле выступал свидетелем по этому делу.
Картина бензольного кольца в виде сплетенных
змеек возникла у Кекуле много лет спустя во время
размышлений о структуре бензола. Он так описывал
рождение в его уме бензольного кольца: «Я
занимался работой над своим “Учебником”... мои
мысли где-то витали... Длинные нити очень часто
сближались и свертывались в трубку, напоминая
двух змей, одна из них вцепилась в собственный
хвост, продолжая насмешливо кружиться перед
моими глазами».
Творчество во сне, а тем более в полусне, может
показаться чем-то неестественным, чудом тем
людям, которым присущ sоmmeil de plomb (франц. –
«свинцовый сон») – крепкий сон без сновидений.
Однако много работающие ученые и художники
считают это естественным для себя состоянием.
Они часто поднимаются ночью, чтобы записать то,
что возникло у них в сознании, и им трудно сказать
– явилось это им перед сном, во сне или сразу
после пробуждения. Разгоряченный мозг не
выключается нажатием кнопки.
Когда говорят о творчестве, то совершенно
справедливо указывают на важную роль
воображения и интуиции. Вообразить – значит
войти в образ, поэтому творчество, как и
искусство, можно назвать изобретением образов.
Искусство, как и наука, помогает познавать мир, и
это познание дает нам более богатый, более живой
и красочный образ реальности. Гете говорил:
«Теория, мой друг, сера, но вечно зелено живое
древо жизни».
Таким образом, мы имеем две формы познания
действительности, что можно представить в таком
виде:
Между этими формами не существует непроходимой
грани, ибо они свойственны человеку: это
прекрасно понимали выдающиеся деятели как науки,
так и искусства.
И художник, и ученый имеют перед собой весь мир,
пути их часто пересекаются. Разве что микромир и
космос – в них художник не «заглядывает», он не
располагает приборами для этого. Но и их он тоже
обозревает, правда, не своими глазами, а глазами
героев своих произведений, т. е. опосредованно.
Достаточно взглянуть на картины
художников-космонавтов, например А.А.Леонова,
чтобы убедиться в могуществе их образного
представления о Вселенной, даже тех уголков, в
которых они не бывали. Ученый смотрит на мир
непосредственно, прямо (пусть и через систему
приборов), художник видит его в зеркале
человеческой души. Для него Вселенная не
бесконечное поле разнообразных материальных тел
и явлений, а развернутая книга человеческих
чувств и переживаний.
Но, к чему бы ни устремлялся интерес ученого и
художника, что бы ни было объектом их познания,
они стремятся увидеть то, чего сами не видели или
не видели другие. Ученый делает открытие в сфере
науки, художник – в сфере эстетики, прекрасного.
Первое открытие – это всегда открытие
неизвестного; художник может описать хорошо
известное и много раз описанное, но описать
по-своему, увидеть это своими глазами.
Принято считать, что наука относится к области
разума, а искусство – к области чувства. Это не
совсем так. Ученый обычно получает эмоциональное
и эстетическое удовлетворение от своей работы.
Недаром «красивым» математики с полным правом
называют остроумное решение, а химики –
экономный и эффективный путь синтеза.
Искусство отнюдь не играет при науке служебную
роль. Их отношения не складываются по такой
схеме: наука отыскивает истину, а искусство
помогает ее распространить и освоить. Нет,
искусство само по себе является средством
исследования мира и нахождения истины. Художник,
чей разум развился в общении с современным
знанием, имеет преимущества перед художником,
безразличным к науке.
Окончание следует
Д.В.СИНДЕЕВА
учитель химии школы-лаборатории
№ 1424 «Созвездия»
(Москва)