Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №17/2003

Я иду на урок

Высокомолекулярные соединения

Заключительный урок

11 класс

Цели. Расширить представления учащихся о практическом значении высокомолекулярных соединений; развивать интерес к химии, опираясь на интерес к другим учебным предметам (межпредметные связи); прививать навыки коллективной работы и товарищеской взаимопомощи.
Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы по шесть человек. На обдумывание вопроса дается по 1 мин. Команда, первой ответившая верно, получает 5 баллов. Заслушиваются ответы всех команд, после чего учитель указывает на правильный ответ.

ХОД  УРОКА

Сначала каждая команда представляет какое-либо высокомолекулярное соединение: читает о нем четверостишье, создает рекламу, демонстрирует иллюстрированный журнал и т. п.

Разминка

1. Почему синтетические полимеры называют «бессмертными жителями» Земли?

(Ответ. Для них не находится подходящих редуцентов1, поэтому они почти не включаются в круговорот веществ.)

2. Какую техническую задачу знаменитый американский изобретатель Томас Алва Эдисон назвал сплошным вымыслом и с трудом допускал, что решение такой проблемы в России когда-нибудь увенчается успехом?

(Ответ. Производство каучука.)

3. Кого характеризуют следующие слова: «Если вы увидите человека в резиновом пальто, резиновых ботинках, в резиновом цилиндре и с резиновым кошельком, в котором нет ни цента, то можете не сомневаться, перед вами – ...»? Кто этот человек?

(Ответ. Ч.Гудьир – изобретатель резины.)

4. Под руководством этого советского ученого в 1931 г. из этанола и металлического натрия была получена первая опытная партия полимерного вещества. Кто этот ученый и какое вещество было получено?

(Ответ. С.В.Лебедев, вещество – каучук.)

5. Перед вами лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Скажите, что объединяет все эти предметы, и найдите среди них лишний.

(Ответ. Все предметы состоят из высокомолекулярных соединений, но пластмасса – синтетический полимер, а дерево, шерсть, бумага – природные.)

6. У вас на парте есть бигуди для химической завивки, ластик, эбонит. Найдите в периодической системе элемент, без которого эти замечательные вещи не состоялись бы.

(Ответ. Сера.)

«Смесь французского с нижегородским»

Мы живем на одной планете, обмениваемся информацией, и взаимопроникновение языков неизбежно. Такие русские слова, как «космос», «спутник», стали всемирно известными. А одним из первых международных языков стал латинский, которым мы часто пользуемся на уроках химии.

1. Скажите по-латински «смола».

(Ответ. Резина.)

2. Скажите на языке индейского племени тупи-гуарани «плачущее дерево».

(Ответ. Каучук.)

3. Объясните смысл слова «полимер».

(Ответ. В переводе с греческого «поли» – много, «мерос» – часть.)

4. К какой группе синтетических волокон относится полиэстр?

(Ответ. Греч. – эфир, полиэфирные волокна.)

5.

«Мне жаль тебя,
человек-эластик,
Прожил и пусто, как после
ластика.
Ты столько вытер идей и страсти,
А был ведь живой, был азартом
счастлив...»


(А.Вознесенский)

Что означает слово «эластик»?

(Ответ. Эластик от греч. 16-3.gif (291 bytes) – упругий, гибкий, тягучий, растяжимый.)

6. Каково происхождение названия полиэфирного волокна «лавсан»?

(Ответ. Название волокна составлено из первых букв названия лаборатории, где оно было разработано, – лаборатории высокомолекулярных соединений Академии наук СССР.)

7. По предложению знаменитого английского химика Джозефа Пристли этот полимер по-английски называют rubber, потому что он хорошо стирает (rub out) записи, сделанные карандашом. Назовите этот полимер.

(Ответ. Каучук.)

«Опыт – сын ошибок трудных»

Великий И.В.Гёте сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать». Каждая команда получает все необходимое для эксперимента.
Оборудование и реактивы для экспериментального тура. На столах учащихся – щипцы, спички, спиртовки, медная проволока, образцы искусственной и натуральной кожи, смесь гранул разных полимеров, пробирки, в стаканчиках под номерами: сахар, соль, сода, лимонная кислота, крахмал, раствор йода, вода в стакане.

1. Среди следующих предметов: кусок автошины, пуговицы, расческа, линейка – найдите ближайшую родственницу жевательной резинки.

(Ответ. Кусок автошины, т. к. и то и другое изготовляют из каучука.)

2. На месте преступления был найден кусочек ткани. Определите, из какого волокна состоит эта ткань.

(Ответ. Рассмотрите характер горения, действие продуктов разложения на синюю и красную лакмусовые бумажки, отношение к HNO3 (конц.).)

3. Определите, является ли выданный вам образец натуральной кожей.

(Ответ. Определяется сжиганием по методу Бельштейна. Кожа горит медленно, с запахом жженных волос, образуя шарик черного цвета, который растирается в порошок.)

4. В пронумерованных склянках находятся вещества белого цвета: сахар, соль, сода, стиральный порошок, лимонная кислота, крахмал. Определите, в какой из них находится крахмал.

(Ответ. Проводится качественная реакция на крахмал. Крахмал дает синее окрашивание со спиртовым раствором йода.)

5. В стаканчике находится смесь гранул разных полимеров. Отделите от этой смеси полиэтилен.

(Ответ. Полиэтилен не тонет в воде. Другие полимеры – поливинилхлорид, полистирол – тяжелее воды.)

Блицтурнир

Каждой команде будут прочитаны определения, относящиеся к загаданному веществу. Если ответ готов после первого определения, то команда получает 5 очков, после второго – 4 и т. д.

1. Его называют всесъедающим.

– Он обладает высокой химической активностью.
– Этот элемент входит в состав зубной пасты.
– Он входит в состав фреона.
– Этот элемент находится в составе антипригарных покрытий сковородок и кастрюлей.

(Ответ. Фтор.)

2. Это распространенный неметалл.

– Этот элемент входит в состав белков.
– Он используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями.
– Он незаменимый элемент в производстве резины.
– Этот элемент горит сине-голубым пламенем.

(Ответ. Сера.)

3. Сначала его получали при большом давлении, которое создавали в стволах артиллерийских орудий.

– Сейчас его получают при низком давлении в присутствии катализаторов.
– Полученный при низком давлении, он обладает высокой прочностью.
– Изделия из него, плавающие в море, тюлени принимают за любимых ими медуз.
– Это самый распространенный упаковочный материал.

(Ответ. Полиэтилен.)

4. Это высокомолекулярное соединение.

– Оно состоит из остатков аминокислот.
– Молекулы этого вещества образуют фибриллы.
– Некоторые насекомые выделяют этот полимер.
– Это вещество образует гусеница тутового шелкопряда.

(Ответ. Шелк.)

5. Это высокомолекулярное соединение белковой природы.

– Оно состоит из остатков аминокислот.
– Оно cодержитcя в организмах животных.
– Молекулы этого вещества образуют глобулы.
– Это вещество переносит кислород в организмах животных.

(Ответ. Гемоглобин.)


1Редуценты (от лат. reducentis – возвращающий) – организмы, питающиеся мертвым органическим веществом и разрушающие его до простых неорганических соединений.

ЛИТЕРАТУРА

Эткинс П. Молекулы. Пер. с англ. М.: Мир, 1991;
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии. М.: Просвещение, 1985; Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1979;
Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. М.: Химия, 1982.

Т.В.ИМЕДЕЕВА,
учитель химии
(г. Тында, Амурская обл.)

Рейтинг@Mail.ru