Я иду на урокВысокомолекулярные соединенияЗаключительный урок11 классЦели. Расширить представления
учащихся о практическом значении
высокомолекулярных соединений; развивать
интерес к химии, опираясь на интерес к другим
учебным предметам (межпредметные связи);
прививать навыки коллективной работы и
товарищеской взаимопомощи. ХОД УРОКАСначала каждая команда представляет какое-либо высокомолекулярное соединение: читает о нем четверостишье, создает рекламу, демонстрирует иллюстрированный журнал и т. п. Разминка1. Почему синтетические полимеры называют «бессмертными жителями» Земли? (Ответ. Для них не находится подходящих редуцентов1, поэтому они почти не включаются в круговорот веществ.) 2. Какую техническую задачу знаменитый американский изобретатель Томас Алва Эдисон назвал сплошным вымыслом и с трудом допускал, что решение такой проблемы в России когда-нибудь увенчается успехом? (Ответ. Производство каучука.) 3. Кого характеризуют следующие слова: «Если вы увидите человека в резиновом пальто, резиновых ботинках, в резиновом цилиндре и с резиновым кошельком, в котором нет ни цента, то можете не сомневаться, перед вами – ...»? Кто этот человек? (Ответ. Ч.Гудьир – изобретатель резины.) 4. Под руководством этого советского ученого в 1931 г. из этанола и металлического натрия была получена первая опытная партия полимерного вещества. Кто этот ученый и какое вещество было получено? (Ответ. С.В.Лебедев, вещество – каучук.) 5. Перед вами лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Скажите, что объединяет все эти предметы, и найдите среди них лишний. (Ответ. Все предметы состоят из высокомолекулярных соединений, но пластмасса – синтетический полимер, а дерево, шерсть, бумага – природные.) 6. У вас на парте есть бигуди для химической завивки, ластик, эбонит. Найдите в периодической системе элемент, без которого эти замечательные вещи не состоялись бы. (Ответ. Сера.) «Смесь французского с нижегородским»Мы живем на одной планете, обмениваемся информацией, и взаимопроникновение языков неизбежно. Такие русские слова, как «космос», «спутник», стали всемирно известными. А одним из первых международных языков стал латинский, которым мы часто пользуемся на уроках химии. 1. Скажите по-латински «смола». (Ответ. Резина.) 2. Скажите на языке индейского племени тупи-гуарани «плачущее дерево». (Ответ. Каучук.) 3. Объясните смысл слова «полимер». (Ответ. В переводе с греческого «поли» – много, «мерос» – часть.) 4. К какой группе синтетических волокон относится полиэстр? (Ответ. Греч. 5.
Что означает слово «эластик»? (Ответ. Эластик от греч. 6. Каково происхождение названия полиэфирного волокна «лавсан»? (Ответ. Название волокна составлено из первых букв названия лаборатории, где оно было разработано, – лаборатории высокомолекулярных соединений Академии наук СССР.) 7. По предложению знаменитого английского химика Джозефа Пристли этот полимер по-английски называют rubber, потому что он хорошо стирает (rub out) записи, сделанные карандашом. Назовите этот полимер. (Ответ. Каучук.) «Опыт – сын ошибок трудных»Великий И.В.Гёте сказал: «Просто знать – еще не
все, знания нужно уметь использовать». Каждая
команда получает все необходимое для
эксперимента. 1. Среди следующих предметов: кусок автошины, пуговицы, расческа, линейка – найдите ближайшую родственницу жевательной резинки. (Ответ. Кусок автошины, т. к. и то и другое изготовляют из каучука.) 2. На месте преступления был найден кусочек ткани. Определите, из какого волокна состоит эта ткань. (Ответ. Рассмотрите характер горения, действие продуктов разложения на синюю и красную лакмусовые бумажки, отношение к HNO3 (конц.).) 3. Определите, является ли выданный вам образец натуральной кожей. (Ответ. Определяется сжиганием по методу Бельштейна. Кожа горит медленно, с запахом жженных волос, образуя шарик черного цвета, который растирается в порошок.) 4. В пронумерованных склянках находятся вещества белого цвета: сахар, соль, сода, стиральный порошок, лимонная кислота, крахмал. Определите, в какой из них находится крахмал. (Ответ. Проводится качественная реакция на крахмал. Крахмал дает синее окрашивание со спиртовым раствором йода.) 5. В стаканчике находится смесь гранул разных полимеров. Отделите от этой смеси полиэтилен. (Ответ. Полиэтилен не тонет в воде. Другие полимеры – поливинилхлорид, полистирол – тяжелее воды.) БлицтурнирКаждой команде будут прочитаны определения, относящиеся к загаданному веществу. Если ответ готов после первого определения, то команда получает 5 очков, после второго – 4 и т. д. 1. Его называют всесъедающим. – Он обладает высокой химической активностью. (Ответ. Фтор.) 2. Это распространенный неметалл. – Этот элемент входит в состав белков. (Ответ. Сера.) 3. Сначала его получали при большом давлении, которое создавали в стволах артиллерийских орудий. – Сейчас его получают при низком давлении в
присутствии катализаторов. (Ответ. Полиэтилен.) 4. Это высокомолекулярное соединение. – Оно состоит из остатков аминокислот. (Ответ. Шелк.) 5. Это высокомолекулярное соединение белковой природы. – Оно состоит из остатков аминокислот. (Ответ. Гемоглобин.) 1Редуценты (от лат. reducentis – возвращающий) – организмы, питающиеся мертвым органическим веществом и разрушающие его до простых неорганических соединений. ЛИТЕРАТУРАЭткинс П. Молекулы. Пер. с англ. М.: Мир, 1991; Т.В.ИМЕДЕЕВА, |