Я иду на урокВысокомолекулярные соединенияЗаключительный урок11 классЦели. Расширить представления
учащихся о практическом значении
высокомолекулярных соединений; развивать
интерес к химии, опираясь на интерес к другим
учебным предметам (межпредметные связи);
прививать навыки коллективной работы и
товарищеской взаимопомощи. ХОД УРОКАСначала каждая команда представляет какое-либо высокомолекулярное соединение: читает о нем четверостишье, создает рекламу, демонстрирует иллюстрированный журнал и т. п. Разминка1. Почему синтетические полимеры называют «бессмертными жителями» Земли? (Ответ. Для них не находится подходящих редуцентов1, поэтому они почти не включаются в круговорот веществ.) 2. Какую техническую задачу знаменитый американский изобретатель Томас Алва Эдисон назвал сплошным вымыслом и с трудом допускал, что решение такой проблемы в России когда-нибудь увенчается успехом? (Ответ. Производство каучука.) 3. Кого характеризуют следующие слова: «Если вы увидите человека в резиновом пальто, резиновых ботинках, в резиновом цилиндре и с резиновым кошельком, в котором нет ни цента, то можете не сомневаться, перед вами – ...»? Кто этот человек? (Ответ. Ч.Гудьир – изобретатель резины.) 4. Под руководством этого советского ученого в 1931 г. из этанола и металлического натрия была получена первая опытная партия полимерного вещества. Кто этот ученый и какое вещество было получено? (Ответ. С.В.Лебедев, вещество – каучук.) 5. Перед вами лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Скажите, что объединяет все эти предметы, и найдите среди них лишний. (Ответ. Все предметы состоят из высокомолекулярных соединений, но пластмасса – синтетический полимер, а дерево, шерсть, бумага – природные.) 6. У вас на парте есть бигуди для химической завивки, ластик, эбонит. Найдите в периодической системе элемент, без которого эти замечательные вещи не состоялись бы. (Ответ. Сера.) «Смесь французского с нижегородским»Мы живем на одной планете, обмениваемся информацией, и взаимопроникновение языков неизбежно. Такие русские слова, как «космос», «спутник», стали всемирно известными. А одним из первых международных языков стал латинский, которым мы часто пользуемся на уроках химии. 1. Скажите по-латински «смола». (Ответ. Резина.) 2. Скажите на языке индейского племени тупи-гуарани «плачущее дерево». (Ответ. Каучук.) 3. Объясните смысл слова «полимер». (Ответ. В переводе с греческого «поли» – много, «мерос» – часть.) 4. К какой группе синтетических волокон относится полиэстр? (Ответ. Греч. – эфир, полиэфирные волокна.) 5.
Что означает слово «эластик»? (Ответ. Эластик от греч. – упругий, гибкий, тягучий, растяжимый.) 6. Каково происхождение названия полиэфирного волокна «лавсан»? (Ответ. Название волокна составлено из первых букв названия лаборатории, где оно было разработано, – лаборатории высокомолекулярных соединений Академии наук СССР.) 7. По предложению знаменитого английского химика Джозефа Пристли этот полимер по-английски называют rubber, потому что он хорошо стирает (rub out) записи, сделанные карандашом. Назовите этот полимер. (Ответ. Каучук.) «Опыт – сын ошибок трудных»Великий И.В.Гёте сказал: «Просто знать – еще не
все, знания нужно уметь использовать». Каждая
команда получает все необходимое для
эксперимента. 1. Среди следующих предметов: кусок автошины, пуговицы, расческа, линейка – найдите ближайшую родственницу жевательной резинки. (Ответ. Кусок автошины, т. к. и то и другое изготовляют из каучука.) 2. На месте преступления был найден кусочек ткани. Определите, из какого волокна состоит эта ткань. (Ответ. Рассмотрите характер горения, действие продуктов разложения на синюю и красную лакмусовые бумажки, отношение к HNO3 (конц.).) 3. Определите, является ли выданный вам образец натуральной кожей. (Ответ. Определяется сжиганием по методу Бельштейна. Кожа горит медленно, с запахом жженных волос, образуя шарик черного цвета, который растирается в порошок.) 4. В пронумерованных склянках находятся вещества белого цвета: сахар, соль, сода, стиральный порошок, лимонная кислота, крахмал. Определите, в какой из них находится крахмал. (Ответ. Проводится качественная реакция на крахмал. Крахмал дает синее окрашивание со спиртовым раствором йода.) 5. В стаканчике находится смесь гранул разных полимеров. Отделите от этой смеси полиэтилен. (Ответ. Полиэтилен не тонет в воде. Другие полимеры – поливинилхлорид, полистирол – тяжелее воды.) БлицтурнирКаждой команде будут прочитаны определения, относящиеся к загаданному веществу. Если ответ готов после первого определения, то команда получает 5 очков, после второго – 4 и т. д. 1. Его называют всесъедающим. – Он обладает высокой химической активностью. (Ответ. Фтор.) 2. Это распространенный неметалл. – Этот элемент входит в состав белков. (Ответ. Сера.) 3. Сначала его получали при большом давлении, которое создавали в стволах артиллерийских орудий. – Сейчас его получают при низком давлении в
присутствии катализаторов. (Ответ. Полиэтилен.) 4. Это высокомолекулярное соединение. – Оно состоит из остатков аминокислот. (Ответ. Шелк.) 5. Это высокомолекулярное соединение белковой природы. – Оно состоит из остатков аминокислот. (Ответ. Гемоглобин.) 1Редуценты (от лат. reducentis – возвращающий) – организмы, питающиеся мертвым органическим веществом и разрушающие его до простых неорганических соединений. ЛИТЕРАТУРАЭткинс П. Молекулы. Пер. с англ. М.: Мир, 1991; Т.В.ИМЕДЕЕВА, |