Переписка с читателем
Изучать органическую химию
в школе или нет?
Дискуссию у учителей вызывает вопрос: в каком
классе – 9, 10 или 11-м – изучать органическую химию
и изучать ли ее вообще в средней школе? Вспомним,
однако, что органическая химия в школе изучалась
начиная с 1950-х гг. вначале по пособию Л.А.Цветкова,
а затем по его учебнику. Трудно судить о причине,
которая вызвала протест и нежелание читать этот
курс. Если планка поднята очень высоко, то
ставить вопрос надо не об упразднении этого
курса, а о его трансформации в нормальный курс
органической химии школьного уровня.
Органическая химия, как никакая другая из ветвей
химии, приближает человека к реальной жизни.
Органические вещества окружают нас, составляют
основу нашей пищи, мы и сами являемся
биохимическим объектом. Впрочем, что мы
вламываемся в открытую дверь?
Удивляет другое: почему учителя химии так
открещиваются от органической химии? Но если
подумать, то истоки такого настроения становятся
понятными. При существующем порядке вещей
невозможно гарантировать, что все или даже
большинство учащихся постигнут основы
органической химии.
Совершенно очевидно, что демократическое
реформирование школы снимет нынешнюю
напряженную ситуацию и откроет учителю путь к
творческому, созидательному труду, а ученики
смогут наилучшим образом себя реализовать. Тогда
не возникнет вопрос: давать глубокие знания или
нет? Конечно, давать. Те, кому это нужно и
интересно, будут благодарны. Здесь главное то,
что нет необходимости требовать глубоких знаний
от всех.
Учитель, высокий профессионал, всегда
заинтересован в воспитании ученика – своего
последователя. Его честь возвеличивают и
победители химических олимпиад. Те школьники,
кому трудно или кто не хочет учиться (химия – в
ряду предметов-изгоев), не должны определять
что-либо вообще. Они должны быть на уроках и
слушать. И, говоря словами В.Маяковского, «в ухе
дыра не сквозная, что-то может запасть».
Проблема, которую никто не затрагивает, –
возвращение в школу логики. Тот, кто изучал в
школе логику, благодарен своей судьбе...
Не решена советской школой и не решается по сей
день проблема методологизации школьного
образования. Учащиеся не знают, что такое понятие
(хотя это слово используется), закон, теория,
познание, методы познания; не знают, что такое
знания и какова их структура; не ведают, что такое
частное, особенное и общее в связи и единстве
этих понятий. Не знают, что такое наука, что
структурно она собой представляет, что является
содержанием понятия «знания». Не знают многих
других вещей – простое перечисление без
соответствующего анализа мало что дает. А почему
не знают? Потому что в программы не вписано,
учебниками проигнорировано, а учителям – «не до
жиру, быть бы живу».
Такое движение в обход важнейших науковедческих
и философских знаний чревато тем, что в будущем,
когда большая часть знаний выветрится, в памяти
бывшего ученика сохранится только первичный
природный потенциал, а высокий уровень
абстрактного мышления «останется за кадром».
Е.Г.ШМУКЛЕР,
учитель химии
(г. Славута, Украина) |