Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №16/2003

Конкурс "Я иду на урок"

Предельные углеводороды

Обобщающий урок

10 класс

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся о предельных углеводородах; отработать навыки составления химических уравнений, названий алканов по номенклатуре ИЮПАК, а также умение решать расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.
Оборудование. Кроссворд «Предельные углеводороды» (12–15 шт.), таблицы 1 и 2, мини-кроссворды, рисунки-ребусы, магнитофон.

ХОД УРОКА

Организационный момент.
Разминка.

1. Какие органические вещества относят к углеводородам?
(Углеводороды – это органические соединения, состоящие из двух элементов: углерода и водорода.)

2. Как называют предельные углеводороды по международной номенклатуре?
(Алканы.)

3. Назовите общую формулу алканов.
(CnH2n+2.)

4. Напишите формулы алканов, имеющих в своем составе атомов углерода: а) 16; б) 21; в) 23.
16Н34, С21Н44, С23Н48.)

5. Напишите формулы алканов, имеющих в своем составе атомов водорода: а) 14; б) 20; в) 26.
6Н14, С9Н20, С12Н26.)

6. Укажите вид гибридизации, характерный для предельных углеводородов. (sp3-Гибридизация.)

7. Назовите угол и длину связи, характерные для алканов.
(Угол – 109°28' и длина углерод-углеродной связи – 0,154 нм.)

Кроссворд «Предельные углеводороды».

На каждую парту выдается по кроссворду, время решения которого 5 мин. После этого проверяют ответы. Ребята, которые ответили на все вопросы правильно и быстрее всех, получают оценку «отлично».
Для заполнения сетки кроссворда по горизонтали необходимо ответить на следующие вопросы.

По горизонтали:

1. Алкан, имеющий молекулярную формулу С3Н8.
2. Простейший представитель предельных углеводородов.
3. Французский химик, имя которого носит реакция получения углеводородов с более длинной углеродной цепью взаимодействием галогенопроизводных предельных углеводородов с металлическим натрием.
4. Геометрическая фигура, которую напоминает пространственное строение молекулы метана.
5. Трихлорметан.
6. Название радикала С2Н5–.
7. Наиболее характерный вид реакций для алканов.
8. Агрегатное состояние первых четырех представителей алканов при нормальных условиях.
Если ребята правильно ответили на вопросы, то в выделенном столбце по вертикали получат одно из названий предельных углеводородов.

Ответ.

Конкурс «Восстанови запись».

Перед уроком учитель химии на доске пишет уравнения, демонстрирующие основные способы получения парафинов и их химические свойства. Но кто-то шутки ради стер часть записей. Необходимо их восстановить.

Конкурс «Проведи линию».

В двух столбцах табл. 1 приведены формулы алканов и их названия по номенклатуре ИЮПАК. Нужно соединить линией каждую формулу с соответствующим ей названием предельного углеводорода. Прежде чем приступить к выполнению задания, ребята повторяют основные правила составления названий парафинов:
1. Выбираем в формуле наиболее длинную углеродную цепь, нумеруем атомы углерода, начиная с того конца цепи, к которому ближе находится разветвление.
2. Называем радикалы, начиная с простейшего, и указываем цифрами их местоположение.
3. Даем полное название углеводороду по числу атомов углерода в нумерованной цепи.

Таблица 1

Сколько гомологов и сколько изомеров в этой таблице?

(Два изомера – 2-метилпропан и н-бутан; три гомолога – н-бутан, 2,2-диметилпропан, 3-метилпентан.)

Конкурс «Реши задачу».

Каждому ученику необходимо решить задачу своего варианта на нахождение химической формулы углеводорода по известным массовым долям углерода, водорода и по известной относительной плотности искомого углеводорода в газообразном состоянии. Условия этих задач представлены в табл. 2.

Таблица 2

Если правильно решить задачу, т. е. определить углеводород из левого крайнего столбца, то из букв, расположенных под каждым вариантом, составится слово «молодцы».
5Н12 – 1-й вариант, С4Н10 – 2-й вариант, С3Н8 – 3-й вариант.)

Во время решения задач можно включить тихую спокойную музыку.

Конкурс «Зашифрованное письмо».

Прочитав предложения, найдите в них названия предельных углеводородов.

1. Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.

2. Смета на строительство нового объекта была утверждена.

3. Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико.

4. В деревне про паночку ходили самые невероятные слухи.

Конкурс «Забавные задания».

1. Впишите в мини - кроссворд названия предельных углеводородов таким образом, чтобы из их заглавных букв получилось название великой русской реки.

Задание.

Ответ.

2. Загадка. В названии какого кисломолочного продукта нужно убрать крайние буквы, чтобы получить название предельного углеводорода с массовой долей углерода 75%. (Сметана – метан.)
3. Названия каких алканов зашифрованы в ребусах?

(Октава – октан.)

(Бутон – бутан.)

(Танк – этан.)

И.П.ФИЛИНОВА,
учитель химии и экологии школы № 172
(пос. Архара, Амурская обл.)

Рейтинг@Mail.ru