Конкурс "Я иду на урок"Предельные углеводородыОбобщающий урок10 классЦели. Обобщить и систематизировать
знания учащихся о предельных углеводородах;
отработать навыки составления химических
уравнений, названий алканов по номенклатуре
ИЮПАК, а также умение решать расчетные задачи на
нахождение молекулярной формулы газообразного
углеводорода. ХОД УРОКА Организационный момент. 1. Какие органические вещества относят к
углеводородам? 2. Как называют предельные углеводороды по
международной номенклатуре? 3. Назовите общую формулу алканов. 4. Напишите формулы алканов, имеющих в своем
составе атомов углерода: а) 16; б) 21; в) 23. 5. Напишите формулы алканов, имеющих в своем
составе атомов водорода: а) 14; б) 20; в) 26. 6. Укажите вид гибридизации, характерный для предельных углеводородов. (sp3-Гибридизация.) 7. Назовите угол и длину связи, характерные для
алканов. Кроссворд «Предельные углеводороды».На каждую парту выдается по кроссворду, время
решения которого 5 мин. После этого проверяют
ответы. Ребята, которые ответили на все вопросы
правильно и быстрее всех, получают оценку
«отлично». По горизонтали: 1. Алкан, имеющий молекулярную формулу С3Н8. Ответ. Конкурс «Восстанови запись».Перед уроком учитель химии на доске пишет уравнения, демонстрирующие основные способы получения парафинов и их химические свойства. Но кто-то шутки ради стер часть записей. Необходимо их восстановить. Конкурс «Проведи линию».В двух столбцах табл. 1 приведены формулы
алканов и их названия по номенклатуре ИЮПАК.
Нужно соединить линией каждую формулу с
соответствующим ей названием предельного
углеводорода. Прежде чем приступить к выполнению
задания, ребята повторяют основные правила
составления названий парафинов:
Сколько гомологов и сколько изомеров в этой таблице? (Два изомера – 2-метилпропан и н-бутан; три гомолога – н-бутан, 2,2-диметилпропан, 3-метилпентан.) Конкурс «Реши задачу».Каждому ученику необходимо решить задачу своего варианта на нахождение химической формулы углеводорода по известным массовым долям углерода, водорода и по известной относительной плотности искомого углеводорода в газообразном состоянии. Условия этих задач представлены в табл. 2.
Если правильно решить задачу, т. е. определить
углеводород из левого крайнего столбца, то из
букв, расположенных под каждым вариантом,
составится слово «молодцы». Во время решения задач можно включить тихую спокойную музыку. Конкурс «Зашифрованное письмо».Прочитав предложения, найдите в них названия предельных углеводородов. 1. Цветок Таня посадила в красивый белый горшок. 2. Смета на строительство нового объекта была утверждена. 3. Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико. 4. В деревне про паночку ходили самые невероятные слухи. Конкурс «Забавные задания».1. Впишите в мини - кроссворд названия предельных углеводородов таким образом, чтобы из их заглавных букв получилось название великой русской реки. Задание. Ответ. 2. Загадка. В названии какого
кисломолочного продукта нужно убрать крайние
буквы, чтобы получить название предельного
углеводорода с массовой долей углерода 75%. (Сметана
– метан.)
И.П.ФИЛИНОВА, |