Конкурс "Я иду на урок"
Основные классы
неорганических соединений
Что мы знаем, что мы умеем
Урок-турнир · 8 класс
Каждый учитель стремится к тому, чтобы ученики
любили и хорошо знали его предмет. Для этого на
протяжении всего курса изучения предмета
учитель должен использовать такие формы работы с
детьми, которые вызывают интерес, развивают
творческие способности. Проведение урока в виде
турнира – это один из способов заинтересовать и
увлечь ребят, особенно на начальном этапе
изучения предмета.
Химические турниры в 8-м классе с приглашением
родителей были проведены по темам:
«Первоначальные химические понятия», «Основные
классы неорганических соединений»,
«Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева». Такая форма работы нравится
детям и родителям, т. к. повышает интерес ребят к
химии, учит работать в коллективе, помогает
закрепить знания.
Ниже дана разработка урока по теме «Основные
классы неорганических соединений».
Оборудование и реактивы. магнитофон,
кубики, ребусы, волшебные ящики, магнитная доска,
необходимые реактивы для экспериментальных
работ.
Введение в игру. В игре участвуют две
команды. Из наиболее подготовленных учащихся 9-х
классов создают творческую группу, которая
вместе с учителем разрабатывает форму и правила
проведения урока, выбирает систему оценок,
изготавливает призы, помогает учителю в
проведении игры. Один из учеников исполняет роль
старика Хоттабыча.
Этапы турнира
(написаны на доске)
- Терминологический бой.
- Кто больше?
- Дальше, дальше, дальше...
- Выполнение заданий:
А. Оживление схемы.
Б. Волшебные ящики.
В. Угадайте правильный ответ.
- Викторина для родителей
«Вспомним химию».
- «Ау-ау-ау».
- Конкурс капитанов.
- Лавка химических загадок.
- Расшифруйте сказку.
- Подведение итогов турнира.
ХОД УРОКА
Хоттабыч. Здравствуйте! Мы открываем
турнир, девиз которого: «Что мы знаем, что мы
умеем». Как и всякая наука, химия требует к себе
самого серьезного и ответственного отношения. Вы
успели познакомиться с химией, мои юные друзья.
Сегодня мы узнаем самого находчивого,
сообразительного, внимательного ученика. В
гостях у нас ваши родители. Каждое выполненное
задание и правильный ответ оцениваются одним
баллом. В честь начала нашего турнира зажигаю
священный огонь (заранее готовят смесь веществ
KMnO4, H2SO4, C2H5OH).
Турнир открыт. У меня пожелание всем участникам:
будьте честными, активными, не забывайте, что
дружба помогает преодолевать испытания.
Уважаемые родители, участвуйте в наших играх,
радуйтесь вместе с детьми. Может быть, урок
поможет вам вспомнить школьные годы.
Терминологический бой
Команды по очереди дают определения терминам:
оксид, кислота, реакция, формула, соль, реакция
нейтрализации.
Кто больше?
Выбрасывают четыре волшебных кубика, на гранях
которых написаны химические символы. Надо
составить как можно больше формул кислот, солей,
оснований, оксидов в течение одной минуты.
Дальше, дальше, дальше...
За короткое время команды должны ответить на
максимальное количество вопросов.
1) Кто открыл закон сохранения веществ?
2) Назовите формулу поваренной соли.
3) Что общего у всех кислот?
4) Назовите самый распространенный элемент в
космосе.
5) Сколько кислорода (%) содержится в воздухе?
6) Как проверить водород на чистоту?
7) Как называется реакция между кислотой и
основанием?
8) Назовите растворимые в воде основания.
9) Напишите формулу карбоната магния.
10) Назовите съедобные кислоты.
11) В какой цвет окрашивается фенолфталеин в
кислотах?
12) В какой цвет окрашивается лакмус в щелочах?
Выполнение заданий
Конкурсы проходят одновременно.
А. Оживление схемы. У доски
работают по два представителя от каждой команды:
Рb – PbO – PbCl2 – Pb(OH)2 – PbO;
Р – P2O5 – H3PO4 – Ca3(PO4)2
– CaSO4.
Б. Волшебные ящики. В ящиках
находятся пробирки с реактивами без этикеток. По
два участника выполняют опыты и объясняют
происходящие явления.
1) Определите, в какой из двух пробирок
находится раствор щелочи.
2) Получите реакцией обмена Fe(ОН)3, из него –
Fe2(SO4)3. (Даны: FeCl3, КОН, H2SO4.)
В. Угадайте правильный ответ. Остальные
участники выполняют это задание в письменном
виде.
1) Определите формулу оксида Мn(VII):
а) МnО2; б) Мn2О7; в) Мn2О3;
г) МnО3
2) Если железный гвоздь погрузить в раствор
хлорида меди, то он покрывается красным налетом
меди. Какая происходит реакция?
а) Обмена;
б) замещения;
в) разложения;
г) соединения.
3) В три пробирки с разбавленной серной кислотой
помещают по 1 г: в № 1 – магний, № 2 – алюминий, № 3
– серебро. В какой пробирке реакция не
происходит?
а) № 1;
б) № 2;
в) № 3.
4) В трех пробирках находятся вещества:
№ 1 – вода, № 2 – бензин, № 3 – соляная кислота. В
каждую из них добавили лакмус.
В какой пробирке раствор не изменит своего цвета?
а) № 1;
б) № 2;
в) № 3;
г) не изменит ни в одной.
5) К какому типу реакции относится
взаимодействие CuO c H2SO4?
а) Обмена; б) соединения; в) замещения.
6) Укажите реакцию нейтрализации:
а) KOH + HCl;
б) Mn + HCl;
в) СаО + HCl;
г) Na + H2O.
7) Силикаты – это соли какой кислоты?
а) Серной;
б) соляной;
в) кремниевой;
г) азотной.
8) Какое основание нерастворимо в воде?
а) KOH; б) Ca(OH)2; в) Fe(OH)3; г) NaOH.
9) Какое из перечисленных веществ является
солью?
а) НNО3; б) H2SO4; в) NH4NO3.
10) Общим свойством для растворимых и
нерастворимых в воде оснований является
взаимодействие с:
а) водой;
б) кислотами;
в) солями;
г) основными оксидами.
После написания работы ассистенты собирают
листки, проверяют их и комментируют.
Викторина для родителей
«Вспомним химию»
1) В каких пищевых продуктах
содержится много железа?
2) Какое химическое вещество,
используемое в быту, опасно проливать на золотые
украшения?
3) Назовите металл, который
используют служители церкви для получения
«святой воды».
4) Каким химическим элементом богата
морская капуста – ламинария?
5) Нехватка какого элемента приводит
к кариесу?
6) Песок, с которым пьют чай?
7) Чем полезны радоновые ванны?
8) В название какого съедобного
гриба входит наименование химического элемента?
9) Назовите соединение, которым
богаты источники курортной местности Мацеста.
10) Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы?
«Ау-ау-ау»
Вещества заблудились. По химической дорожке
восстановите недостающие вещества в уравнениях:
Конкурс капитанов
Из слова «сульфадиметоксин» составьте как
можно больше слов, связанных с химией. Выигрывает
капитан, написавший большее их количество.
Лавка химических загадок
В ней предлагают загадки. Правильный ответ
Хоттабыч подтверждает стуком деревянного
молотка.
1) «Лопата, стоя у дверей, без дела стала
тяжелей».
(Металл окисляется, масса увеличивается.)
2) «Действует как решето, но выглядит иначе, на
столе стоит и плачет».
(Фильтр.)
3) «На первой полке я живу и в первом домике сижу.
С натрием, с кислородом и даже с азотом разговоры
завожу».
(Водород.)
4) «В холод прячется в нору, поднимается в жару».
(Ртутный столбик термометра.)
5)
«Две вещи с различным совсем назначением,
Но сделаны обе они из стекла.
Первая в опытах очень нужна,
Вторая – сосуд для хмельного вина».
(Колба – бокал.)
6) «Гость из космоса пришел
И в воде приют нашел».
(Водород.)
Расшифруйте сказку
Запишите содержание сказки с помощью формул и
уравнений химических реакций, назовите тип
реакции.
«Дружили Соляная Кислота и Щелочь – Гидроксид
Натрия. Однажды Соляная Кислота пригласила в
гости подругу. Щелочь надела свое
фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая.
День был солнечный. Кислота решила показать
подружке свой красивый сад. Вышли в сад, но что
это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить
и просят помощи.
– Давай поможем им, – сказала Кислота и
задумалась. – А как?
– Я знаю, как им помочь! – воскликнула Щелочь. –
Объединим мою ОН-группу и твой водород.
– С удовольствием, – согласилась Кислота.
Вода – эликсир жизни на Земле. Именно вода
доставляет питательные вещества растениям.
Щелочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щелочь.
Потекла вода по корням растений. Все ожило
вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух
подружек».
Пока члены жюри подводят итоги и подсчитывают
баллы, коллективу предлагают разгадать ребусы.
Звучит тихая музыка.
Подведение итогов турнира
Называют лучших химиков среди учеников и
родителей, им вручают призы и медали.
Турнир завершается исполнением гимна химиков,
сочиненным ребятами.
После турнира ученики и родители отвечают на
анкету из следующих вопросов:
- Понравился ли вам урок-турнир
и почему?
- Ваши предложения по
организации и проведению турнира?
- Ваше отношение к химии до
турнира и после него?
Р.Х.МУХУБВЛЛИНА
учитель химии
(с. Большеустьикинское,
Республика Башкортостан) |