Десятая глава.
О веществах, которые встречаются на каждом шагу
Продолжение. См. № 12, 13, 14/2003
Саша давно сделала все уроки и искала, чем
бы интересным ей заняться. Она хотела предложить
маме поиграть в слова, но та сурово сказала:
– Не мешай мне, пожалуйста, готовиться к лекции.
– А посмотреть можно?
– Конечно.
На столе лежала стопка листов прозрачной пленки,
и мама ваткой, смоченной какой-то жидкостью,
стирала написанное на них. Запах этой жидкости
показался Саше знакомым.
– Что это такое? – спросила она.
– Это спирт. Он очень хорошо растворяет чернила
фломастера.
Саша вспомнила, откуда она знает этот запах.
Когда у нее болели уши, мама пропитывала компресс
такой же жидкостью. Саша и раньше слышала о
спирте и знала, что он есть в спиртных напитках. В
школе им рассказывали, как в Древнем Риме
специально поили рабов вином и водили затем по
улице, чтобы молодежь могла видеть, как неприятно
выглядит пьяный человек.
Но Саше не надо было отправляться в древние
времена. Однажды она увидела еле стоящую на ногах
пьяную женщину, и это ужасное зрелище
запомнилось ей на всю жизнь.
– По-моему, спирт – это очень опасное вещество, –
сказала Саша. – Он может превратить человека в
животное...
– Да, спирт опасен, – согласилась мама. – И не
только этим. Он хорошо горит и может взрываться.
Но все зависит от того, как им пользоваться.
Медики, например, прекрасно применяют его для
уничтожения микробов и изготовления полезных
лекарств. У каждого химического вещества есть
свойства и полезные, и вредные для человека.
Важно их знать и умело ими пользоваться. А теперь
поиграй одна. Я скоро закончу и приду к тебе.
Убрав старые записи, мама стала рисовать на
пленках какие-то знаки. Как Саша ни старалась, она
ничего не могла понять. «Видно, я еще очень мало
знаю из химии», – подумала она.
Освободившись, мама немного поиграла и
порисовала с Сашей, а потом попросила помочь ей
по хозяйству.
– Зима уже совсем закончилась, давай уберем
подальше в шкаф теплые вещи, – предложила она.
Когда все зимние куртки, пальто и шапки были
собраны вместе, получилась целая куча. Мама и
Саша как можно аккуратнее разложили и развесили
их в большом шкафу.
– Ну вот, теперь пусть они лежат здесь до
следующей зимы. Как бы только их не попортила
моль...
– Бабушка всегда кладет в шкаф с зимней одеждой
нафталин, – сказала Саша. – Правда, мне не
нравится, как он пахнет.
– Нафталин, конечно, отпугивает моль, –
согласилась мама. – Но я тоже не люблю его запах.
Кроме того, нафталин вреден для здоровья, а еще
портит мех и кожу. Сейчас появилось много новых
средств от моли, подберем что-нибудь получше.
Без теплых вещей в прихожей сразу стало намного
просторнее.
– Давай еще как-нибудь отметим окончание зимы, –
предложила Саша.
– Например, помоем окна! – подхватила мама.
Вообще-то Саша имела в виду не это. Но, взглянув на
окна, она согласилась, что за зиму они стали
совсем грязными.
– Чем будем мыть? – без большого энтузиазма
спросила девочка.
– Стекла хорошо отмываются нашатырным спиртом. У
нас есть немного.
– Опять спиртом? – удивилась Саша.
– Это совсем другое вещество. А название «спирт»
оно получило за свой запах. Раньше спиртами
называли многие летучие и сильно пахнущие
вещества.
– Можно его понюхать? Дай мне бутылочку, –
попросила Саша.
– Не спеши! Незнакомые вещества нельзя нюхать
прямо из бутыли! – остановила ее мама. – Надо
вынуть пробку и осторожно ладошкой направить
поток воздуха от горлышка к носу.
Мама показала, как это надо делать, и Саша
повторила ее действия. Она поняла, что мама не зря
предупредила ее. Запах был очень сильный, резкий
и неприятный. У нее чуть не перехватило дыхание.
– Если человек теряет сознание, ему дают
понюхать нашатырный спирт, и он приходит в себя,
– сказала мама.
– Да этот запах мертвого поднимет! – воскликнула
Саша.
– Если вещество неприятно пахнет, скорее всего
оно опасно для человека, – объяснила мама. –
Видимо, так организм пытается защитить себя от
вредных веществ. Поэтому, если запах какого-то
вещества тебе не нравится, лучше им не
пользоваться.
– Тогда не будем мыть окна этим противным
веществом, – предложила Саша. – Лучше возьмем
стиральный порошок.
Не успела мама и глазом моргнуть, как Саша
схватила открытую коробку со стиральным
порошком и сунула туда нос.
– Он почти совсем не пах... А-а-а-пчхи!
– Ну что ты делаешь! – вскрикнула мама. – Нет
запаха – это еще не значит, что можно делать с
веществом все, что угодно! Видишь, порошок
раздражает дыхательные пути. Хорошо еще, что он
не попал тебе в глаза! Иди умойся, прочисти нос и
прополощи горло. И надо быть осторожнее с
химическими веществами. Так беспечно себя вести
нельзя не только будущим химикам, но и всем детям
и взрослым.
Пока Саша приводила себя в порядок, мама налила в
таз воды, добавила немного жидкости для мытья
посуды и стала протирать окна. Саше она это не
доверила. И не потому, что боялась, что дочка
пострадает от моющей жидкости, – просто их
квартира была на пятом этаже.
Вымытые окна выглядели совсем по-весеннему.
Казалось, что в них нет стекол и можно
дотронуться рукой до стоящих на улице деревьев.
Стало весенним и мамино настроение.
Но, когда она заглянула в прихожую, хорошее
настроение начало портиться. Пока она мыла окна,
Саша вытащила из шкафа всю обувь и разложила ее
на полу.
– Мамочка, не волнуйся, я все уберу. Только найду
свои весенние туфли.
Через несколько минут огорченная Саша подошла к
маме:
– Смотри, у одной туфли подошва отклеилась! Что
же теперь делать?
– Заклеивать, – спокойно ответила мама. – Заодно
отремонтируем и мои сапоги. У них отвалился
каблук.
– Я знаю, где у папы клей, – вспомнила Саша. –
Сейчас принесу!
Вскоре Саша стояла перед мамой с двумя большими
тюбиками в руках.
– Вот этот мне больше нравится, – сказала она,
протянув маме более яркий тюбик.
– Ну что ты! Это же не клей, а герметик. Им нельзя
клеить обувь, – возразила мама.
– Какая разница?
– Герметиком можно заклеивать дырки и щели,
например между кафельными плитками. Но он не
выдерживает больших нагрузок, а подошва у обуви
все время изгибается. Так что давай возьмем не
такой красивый, зато более подходящий тюбик, –
предложила мама.
– Только ты ремонтируй свой сапог, а я сама
приклею подошву, – предложила Саша. – Мне папа
рассказывал, как правильно пользоваться этим
клеем. Надо сначала все намазать, потом дать
высохнуть, потом еще раз намазать, а потом
соединить две части. Верно?
– Да. Но ты все же сначала посмотри, как это буду
делать я.
Маме казалось, что Саша правильно поняла и
запомнила, как нужно клеить. Но первое, что
сделала девочка, когда тюбик оказался в ее руках,
– выдавила клей на подошву и стала размазывать
его пальцем.
– Разве так можно?! – воскликнула мама. – Ведь
этот клей специально предназначен для кожи.
Сейчас он приклеит и твою кожу!
– Что же делать? – не на шутку испугалась Саша.
Она побежала мыть руки, но клей прочно пристал к
пальцу и не отмывался. Не помогали ни мыло, ни
щетка.
– Теперь я всю жизнь буду ходить с грязным
пальцем? – совсем расстроилась Саша.
– Конечно, ведь это очень хороший клей, –
пошутила сначала мама, но, заметив, что дочка уже
чуть не плачет, успокоила ее: – Твой палец можно
отмыть. Только придется очень долго тереть его
щеткой. В следующий раз будь, пожалуйста,
повнимательнее.
Когда Сашин палец стал наконец чистым, а подошва
была приклеена, мама сказала:
– Возьми свою химическую тетрадь и запиши в нее
вещества, которые могут принести вред человеку
или природе. Это очень важно. Сегодня ты узнала о
них кое-что. И, по правде говоря, мне не очень
понравилось, как ты познакомилась с некоторыми
опасными веществами. Порой ты мне напоминала
непутевого Фантика.
– Не ругай Фантика! Он многого не умеет, зато он
добрый и хороший! – вступилась за медвежонка
Саша.
– Я и не думала его ругать. Вы оба подрастете,
узнаете много нового и станете знатоками не
только химии, но и многих других наук! А пока вам
еще есть чему поучиться.
Саша взяла коробку с карточками и стала
откладывать названия опасных веществ. За этим
занятием ее и застал Максим.
– Давай напишем еще какие-нибудь вещества, –
предложил он, – и распределим их на безопасные и
опасные.
– Теперь я буду составлять кроссворд про
вредные вещества, – решительно сказал Максим.
– А я – чайнворд про разные вещества! – заявила
Саша.
Кроссворд Максима
По свойствам веществ угадай их названия и
впиши в кроссворд под номерами 1–6 по
горизонтали. Тогда под номером 1 по вертикали ты
прочтешь, что у них общего.
Чайнворд Саши
В этом чайнворде – названия веществ, с которыми
можно встретиться дома. Подсказки – на
картинках.
|
Вещества к чайнворду
|
Ответы на кроссворд.
По горизонтали:
1. Отбеливатель. 2. Спирт. 3. Марганцовка. 4. Уксус. 5.
Нафталин. 6. Хлор.
По вертикали:
1. Опасно.
Ответы на чайнворд.
Гипс (1), сода (2), алебастр (3), ржавчина (4),
алюминий (5), йод (6), дерево (7), олово (8). |