Восьмая глава .
Некоторые химические вещества,
производимые человеком
Продолжение. См. № 12/2003
Саша проснулась задолго до того, как
зазвенел будильник. Ее разбудило яркое солнце,
залившее своим светом всю комнату. В его лучах
стали отчетливо видны пятна на потолке,
разорванные обои, облупившийся подоконник...
Видно, не одна Саша заметила это, потому что,
когда в комнату вошла мама, чтобы пожелать дочкам
доброго утра, Маша недовольно проворчала:
– И когда только мы сделаем ремонт в квартире?
– Ну-у, всю квартиру мы сейчас, пожалуй, не осилим,
– ответила мама. – А вот в вашей комнате ремонт
можно сделать хоть в ближайшие выходные.
В субботу с самого утра все стали готовиться к
работе. Вынесли из комнаты все лишнее, убрали
грязь, закрыли старыми газетами мебель...
– Сначала побелим мелом потолок. Маша, неси сюда
пылесос, – скомандовал папа.
Саша застыла в недоумении. Она не могла понять,
зачем нужен пылесос, если папа собирается
закрашивать потолок куском мела. На ее вопрос
мама ответила, что для покраски потолка мел
растирают в порошок и взбалтывают в воде.
– Такая взвесь мелких частиц твердого вещества в
жидкости называется суспензией. А
распределенные крохотные капельки одной
жидкости в другой – это эмульсия, – объяснила
мама. – Потолок можно красить и водоэмульсионной
краской. Но мы уже привыкли обходиться мелом.
Суспензию мела в воде налили в банку,
присоединили к пылесосу и с его помощью стали
разбрызгивать побелку на потолок. Сначала
потолок казался грязноватым, но постепенно он
высох и стал белоснежным.
– Теперь будем клеить обои! – обрадовалась Саша.
– Погоди, – остановил ее папа. – Сначала надо
замазать дырки в стенах.
– А чем мы будем это делать? – спросила мама. –
Алебастром, известью или цементом?
Папа пошел смотреть, что у них осталось с
прошлого ремонта. А Саша стала выспрашивать у
мамы, что за вещества она назвала.
– С алебастром ты, можно сказать, хорошо знакома.
Помнишь, Дима сломал ногу в прошлом году? Что ему
наложили на место перелома?
– Гипс, – ответила Саша. – Но это же совсем
другое вещество!
– А вот и не совсем. Если гипс прокалить, он
теряет часть воды и превращается в алебастр.
Алебастр еще называют жженым гипсом. А если
алебастр намочить, он присоединяет потерянную
воду и вновь становится гипсом. Пока смесь воды и
алебастра не затвердела, ей можно замазать дырки
в стене, – закончила мама.
– А смесь воды и алебастра – это тоже суспензия?
– спросила Саша. Мама кивнула.
– А теперь расскажи про известь. Это то же самое,
что известняк? Наверное, когда известняк теряет
воду, он превращается в известь! – предположила
Саша.
– Известняк не может потерять воду – ее там нет.
А что он может потерять? – мама хитро посмотрела
на Сашу.
– Углекислый газ? – не очень уверенно сказала
она. – Когда мы наливали на мел кислоту,
выделялся углекислый газ... А мел и известняк –
одно и то же вещество...
– А почему ты сомневаешься? Действие кислоты –
не единственный способ выделить из мела
углекислый газ. Углекислый газ выделяется и при
нагревании мела или известняка при высокой
температуре. А остается известь.
– Давай я это запишу, – сказала Саша. Она
принесла тетрадь и написала:
– А когда замазываешь дырку в стене, известь
опять превращается в известняк? – Саша хотела
продолжить запись, но мама ее остановила:
– Такой процесс идет, но очень-очень медленно. А
при ремонте и строительстве в известь добавляют
воду.
– И что получается? – спросила Саша.
– Ту известь, которая образуется при
прокаливании известняка, называют еще негашеной
или жженой. А после добавления воды получается
гашеная известь, – объяснила мама.
– Не будем замазывать дырки известью! –
воскликнула Саша. – Раз ее надо гасить, от нее
может быть пожар.
– Ну что ты! – успокоила ее мама. – При гашении
извести действительно выделяется много тепла, но
не столько, чтобы что-нибудь загорелось. Хотя
обжечься при этом можно, особенно если лезть в
известь голыми руками.
Саша исправила запись:
И добавила еще одну:
– С известью все ясно, теперь давай напишем про
цемент, – предложила Саша.
– С цементом придется подождать. Это сложная
смесь веществ, и при его затвердевании протекает
много разных процессов. Не каждый ученик старших
классов сможет понять, что при этом происходит, а
тем более такой начинающий химик, как ты.
Тогда Саша задала другой вопрос:
– Цемент, известь и алебастр есть в природе?
– В том виде, который нужен нам, конечно, нет. Эти
вещества реагируют с водой и не могут
сохраняться в природе, ведь вода есть повсюду.
Вода – самое распространенное вещество на нашей
планете.
Мама добавила, что известь, алебастр и цемент
получают из природных веществ. Известняка в
природе очень много, встречается и гипс. И есть
целые цементные горы. Но для того, чтобы эти
вещества можно было применять при строительстве
и ремонте, их прокаливают в специальных печах при
очень высокой температуре.
Появился папа и сказал, что он не нашел ни
алебастра, ни извести, ни цемента, зато у них есть
шпаклевка.
– Это гораздо лучше! – добавил он. – Сейчас мы
быстро выровняем все стены.
– А что такое шпаклевка? – тут же спросила Саша у
мамы.
– Я и сама точно не знаю, из чего она состоит, –
ответила мама. – Но что это действительно самое
лучшее для ремонта стен – верно.
Замазать все дырки и трещины оказалось непростым
делом. На это ушел почти весь оставшийся день. Но
папа настоял, чтобы покрасили подоконник и
батарею отопления:
– Тогда на завтра останется только поклеить
обои.
– Где же мы возьмем столько клея? – удивилась
Саша. – Тут нужен не один пузырек!
– Для обоев есть специальный клей. И для него
придется взять не пузырек, а ведро. Можно
развести специальный клей из магазина, а можно
приготовить самим, – сказала мама.
– Давайте приготовим сами, – попросила Саша. – Я
никогда не видела, как готовят клей.
– Для этого нам понадобится крахмал.
– Из крахмала готовят кисель, а не клей! –
воскликнула Саша. – Нам что, в столовой клей дают?
– Почти, – улыбнулась мама. – Если из киселя
убрать сахар и фруктовый сироп, то получится
крахмальный клей. Его еще называют клейстер.
Мама вскипятила большую кастрюлю воды. Затем
насыпала в кружку белый крахмальный порошок,
добавила холодной воды и размешала. «Опять
суспензия», – подумала Саша. Помешивая, мама
вылила тонкой струйкой смесь крахмала и холодной
воды в кипяток. Прямо на глазах вода стала
превращаться в густую полупрозрачную массу,
немного похожую на кисель, но совсем
неаппетитную.
– Это и есть клейстер, – пояснила мама. – К
завтрашнему утру он остынет, краска и шпаклевка
высохнут, и мы сможем оклеить стены обоями.
Саша уже решила записать в тетрадь превращение
крахмала в клей, но мама объяснила, что никакого
нового вещества не образовалось:
– Крахмал состоит из крохотных частиц, похожих
на ниточки. Когда он сухой, эти ниточки свернуты в
клубочки, и крахмал имеет вид порошка. В холодной
воде они так и остаются клубочками, а в горячей
разворачиваются и перепутываются. Поэтому и
клейстер, и кисель становятся густыми и начинают
напоминать твердые вещества.
– Так вот почему накрахмаленное белье такое
твердое!
– Конечно! Белье сначала полощут в холодной воде
с крахмалом, а потом гладят утюгом. А результат
тот же: от горячего утюга клубочки крахмала
превращаются в жесткую сетку.
Мама напомнила, что крахмал вырабатывают под
солнечными лучами растения из углекислого газа и
воды. Он накапливается в разных частях растения,
особенно в плодах и семенах. Очень много крахмала
в клубнях картофеля – оттуда его чаще всего и
извлекают. Еще Саша узнала, что крахмал – это
углевод, так же как и сахар, глюкоза и фруктоза.
Мама рассказала, что эти сладкие продукты можно
получить из крахмала при действии кислот и
других веществ. То же самое происходит и в
организме человека, а потом глюкоза разносится
по всему телу, питая разные его части.
– Углеводы дают много энергии, – заметила мама.
– Поэтому, если хочешь похудеть, надо поменьше
есть не только сладкого, но и картошки, хлеба и
макарон, в которых содержится крахмал. Тогда для
производства энергии будут расходоваться жиры.
– Вот когда придет Максим, я ему это скажу. А то он
так обожает сладости и пирожные, что может
превратиться в толстяка, – сказала Саша.
Однако, когда мама пригласила друзей попить чаю с
булочками, и Саша, и Максим принялись уплетать их
за обе щеки, забыв про лишние углеводы.
– Почему у вас такой разгром? – спросил Максим.
– Ремонт! – весело ответила Саша.
По своему обыкновению Максим тут же начал писать
разные слова, имеющие отношение к ремонту. Из
слов сложился кроссворд.
Кроссворд.
Вещества для ремонта
По горизонтали: 1. Прокаленный гипс. 2.
Клей из крахмала. 3. Материал для побелки стен и
потолков. 4. Бумажное покрытие для отделки стен. 5.
Порошок, затвердевающий в прочный монолит после
смешивания с водой. 6. Прокаленный известняк.
Саша легко справилась с этим кроссвордом и
попросила Максима написать химические реакции с
участием веществ под номерами 3 и 6:
На следующий день ремонт был закончен.
Поклеить обои оказалось совсем несложно и
интересно. Саша подумала про себя, что она узнала
много нового о веществах, которые использовали
при ремонте. Ей хотелось еще поподробнее
расспросить о красках и бумаге, из которой делают
обои.
– О красках пока говорить не будем, – ответила
мама на ее вопрос. – Это сложные смеси веществ.
Целые институты заняты тем, что придумывают
новые краски: красивые, устойчивые, удобные в
обращении.
– А бумагу кто придумывает?
– Бумагу придумали еще в древние времена.
– Тогда почему в древнем Египте писали на
папирусе, а на Руси – на бересте? – блеснула
своими знаниями Саша.
– Бумагу изобрели в древнем Китае, а в других
странах ее стали использовать только несколько
веков назад. Ты знаешь, из чего делают бумагу?
– Из макулатуры, – не задумываясь, ответила Саша.
– Нам в школе говорили, что старые газеты можно
сдавать в макулатуру и из нее будут делать новые
книжки.
– Ты права, но макулатура – это уже бумага. А
вообще ее изготавливают из деревьев или других
растений. Поэтому не зря говорят, что переработка
старой бумаги сохраняет леса.
Саша воскликнула:
– Теперь понятно, почему так написано в одном
стихотворении С.Я.Маршака!
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья —
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать,
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь. |
– Точно! – согласилась мама. – Стол,
линейку и пенал делают просто из древесины, а
тетрадь – из бумаги, которую тоже производят из
древесины. Волокна древесины размалывают,
добавляют клеящие, красящие и другие вещества, а
потом на специальных машинах эту массу
превращают в листы бумаги.
Саша вспомнила Максимовы загадки, и ей тоже
захотелось чем-нибудь озадачить маму.
– Я загадаю тебе загадки, – сказала
девочка. – А ты скажешь, какое отношение они
имеют к производству бумаги.
«Кланяется, кланяется – придет домой,
растянется».
«Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим
не дает».
Пока мама с Сашей обсуждали эти загадки, Маша
закончила уборку. Уже давно стемнело. Все устали
и хотели спать. Но перед сном Саша решила
познакомить медвежонка Фантика с новыми
веществами, о которых она узнала в эти дни.
На следующий день по дороге из школы
Саша рассказала Максиму новую историю о Фантике.
– Неужели это возможно? – удивился мальчик. –
Что-то не верится! В какое же вещество
превратился известняк в костре Фантика и
Зайчонка? Что с ним случилось во время дождя?
Саша вынула из кармана кусок мела и написала на
асфальте:
– Попробуй догадаться! Ведь мы почти то же
самое уже писали, когда отгадывали твой
кроссворд!
Ответы на кроссворд. По горизонтали:
1. Алебастр. 2. Клейстер. 3. Мел. 4. Обои. 5. Цемент. 6.
Известь.
Ответы на загадки. Топор, пила.
Запись реакций:
известняк негашеная
известь + углекислый газ,
негашеная известь + вода
гашеная известь.
|