Новые книги
Чертков И.Н., Иванова Р.Г. Химия. 11
класс. М.: Просвещение, 2002, 224 с.
Учебник
стал заключительным в учебно-методическом
комплекте для основной и полной (средней) школы,
созданным известным специалистом в области
методики обучения химии Р.Г.Ивановой. Комплект
содержит: «Химия. 8–9», «Уроки химии. 8–9.
Методическое пособие», «Вопросы, упражнения и
задания по химии. 8–9», «Химия. 10» (соавтор
А.А.Каверина), «Уроки химии. 10–11» (соавторы
А.А.Каверина, А.С.Корощенко), «Вопросы, упражнения
и задания по химии. 10–11» (соавторы А.А.Каверина,
А.С.Корощенко).
Таким образом, полностью готов
учебно-методический комплект для массовой школы
нового поколения. Высококачественный и понятный,
соответствующий обязательному минимуму
содержания, сделанный в лучших традициях
российской методической науки.
Построение учебника по органической химии,
предназначенной для изучения в 11-м классе,
выдержано в лучших традициях, заложенных
Л.А.Цветковым. Учебник создан членами
цветковской лаборатории химии РАО, поэтому
собрал все лучшее, созданное в этой лаборатории.
Теоретические разделы составляют 11 глав (49
параграфов). В приложении 1 приведен
подробнейший инструктаж по выполнению 12
лабораторных опытов и 8 практических работ (в
этом разделе авторы предусмотрели возможность
контрольных экспериментальных работ: предложено
25 разнообразных заданий). Способы
экспериментального распознавания пластмасс и
волокнистых материалов собраны в двух
соответствующих таблицах. Завершается
приложение таблицей для распознавания
органических веществ на основе их качественных
реакций.
В отдельное приложение 2 выделен
материал о способах установления формул
органических веществ по данным количественного
анализа, там же даны ответы на наиболее сложные
задания в главах.
Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет приложение
3. В нем авторы собрали материал по истории
химии, удачно совместив учебник и книгу для
чтения. Самое важное заключается в том, что здесь
размещено объяснение гипотезы о гибридизации,
которое исключено из основного текста. Вполне
справедливо авторы посчитали, что этот
дополнительный материал может быть предназначен
не для всех посещающих массовую школу, и в
соответствующих разделах сумели научно
объяснить пространственное и электронное
строение углеводородов, не прибегая к
использованию представлений о s-, р-, sр-,
sр2-, sр3-электронных облаках,
что заслуживает внимательного изучения.
Точно так же в приложении 3 рассматривается
правило В.В.Марковникова, вынесенное из
основного текста. Циклическое строение глюкозы и
нуклеиновых кислот любознательный ученик найдет
именно в этом приложении. Здесь же помещены
статьи о полимерах и окружающей среде, действии
синтетических моющих средств.
Как и всякая серьезная книга, учебник
завершается предметным указателем, к работе с
которым полезно приучать школьников.
Возможно, что именно этот учебно-методический
комплект после объективной и всесторонней
сравнительной экспертизы и станет наконец-то
необходимым для массовой школы в ближайшие годы. |