Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2003

Новые книги

Чертков И.Н., Иванова Р.Г. Химия. 11 класс. М.: Просвещение, 2002, 224 с.

Учебник стал заключительным в учебно-методическом комплекте для основной и полной (средней) школы, созданным известным специалистом в области методики обучения химии Р.Г.Ивановой. Комплект содержит: «Химия. 8–9», «Уроки химии. 8–9. Методическое пособие», «Вопросы, упражнения и задания по химии. 8–9», «Химия. 10» (соавтор А.А.Каверина), «Уроки химии. 10–11» (соавторы А.А.Каверина, А.С.Корощенко), «Вопросы, упражнения и задания по химии. 10–11» (соавторы А.А.Каверина, А.С.Корощенко).
Таким образом, полностью готов учебно-методический комплект для массовой школы нового поколения. Высококачественный и понятный, соответствующий обязательному минимуму содержания, сделанный в лучших традициях российской методической науки.
Построение учебника по органической химии, предназначенной для изучения в 11-м классе, выдержано в лучших традициях, заложенных Л.А.Цветковым. Учебник создан членами цветковской лаборатории химии РАО, поэтому собрал все лучшее, созданное в этой лаборатории.
Теоретические разделы составляют 11 глав (49 параграфов). В приложении 1 приведен подробнейший инструктаж по выполнению 12 лабораторных опытов и 8 практических работ (в этом разделе авторы предусмотрели возможность контрольных экспериментальных работ: предложено 25 разнообразных заданий). Способы экспериментального распознавания пластмасс и волокнистых материалов собраны в двух соответствующих таблицах. Завершается приложение таблицей для распознавания органических веществ на основе их качественных реакций.
В отдельное приложение 2 выделен материал о способах установления формул органических веществ по данным количественного анализа, там же даны ответы на наиболее сложные задания в главах.
Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет приложение 3. В нем авторы собрали материал по истории химии, удачно совместив учебник и книгу для чтения. Самое важное заключается в том, что здесь размещено объяснение гипотезы о гибридизации, которое исключено из основного текста. Вполне справедливо авторы посчитали, что этот дополнительный материал может быть предназначен не для всех посещающих массовую школу, и в соответствующих разделах сумели научно объяснить пространственное и электронное строение углеводородов, не прибегая к использованию представлений о s-, р-, -, 2-, 3-электронных облаках, что заслуживает внимательного изучения.
Точно так же в приложении 3 рассматривается правило В.В.Марковникова, вынесенное из основного текста. Циклическое строение глюкозы и нуклеиновых кислот любознательный ученик найдет именно в этом приложении. Здесь же помещены статьи о полимерах и окружающей среде, действии синтетических моющих средств.
Как и всякая серьезная книга, учебник завершается предметным указателем, к работе с которым полезно приучать школьников.
Возможно, что именно этот учебно-методический комплект после объективной и всесторонней сравнительной экспертизы и станет наконец-то необходимым для массовой школы в ближайшие годы.

Рейтинг@Mail.ru