Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2003

Переписка с читателем

Сотворчество учащихся и учителя химии

Работа учителя химии многогранна. Помимо организации деятельности учащихся на уроке учитель ведет различные виды внеклассной работы по предмету. Успех совместной с ребятами деятельности зависит от творческого подхода учителя к решению школьных проблем.
Понятие творчества очень глубоко и разнообразно. Элементы творчества проявляются в любой области деятельности – это игра, обязательное упражнение, интересное занятие.
Элементы игры и творчества нередко увлекают и старшеклассников, многие из которых с удовольствием сочиняют стихи, сценарии вечеров, оформляют газеты, выступают со своими произведениями и техническими поделками. Более редкий случай — совместное творчество ученика и учителя. Об одном из таких примеров мне хочется рассказать своим коллегам.

При подготовке вечеров я прошу ребят подумать и написать стихи, рассказ, сказку по теме вечера. Многие откликаются и приносят свои первые пробы пера о химических элементах, соединениях, процессах. Тексты затем отрабатываем совместно, составляем сценарий, рисуем газеты, оформляем кроссворды, чайнворды, ребусы. Иногда предлагаются интересные материалы по изучаемым темам урока, нешаблонные варианты решений вопросов.
В творческой работе подростков проявляются такие ценнейшие человеческие качества, как трудолюбие, наблюдательность, творческая фантазия, интерес к предмету, любовь к поэзии и литературе. Часто ученик, решающий творческую задачу, идет к цели, поставленной учителем, своим оригинальным путем.
Учитель должен пробудить интерес к задаче, поддержать находки, подбодрить, помочь анализом, оценить каждую нешаблонную идею, не только похвалить на уроке, но и постараться использовать творческие находки как можно шире и во внеклассных мероприятиях.
Радость успеха рождает желание продолжить творческую работу. Поддержка учителя играет здесь очень важную роль. Проявление способностей возвышает подростков в глазах их одноклассников, помогает становлению личности. И это тем отраднее, что к творческой работе с удовольствием подключаются даже дети с посредственной успеваемостью по предмету. Творческая атмосфера положительно сказывается на самой учебной деятельности, интересах, помогает пропаганде химических знаний.
Приведу некоторые примеры творческих разработок учеников, подготовленных к тематическому химическому вечеру.

Химическая сказка
«Как разложился купец Малахит»

Жил-был богатый и жадный купец Малахит. Носил он всегда бархатный зеленый кафтан, а денег у него было столько, что не сосчитать. И было у него трое верных слуг.
Первого звали Оксид Медьевич, второго — Оксид Водородович, а третьего — Газ Углекислович. Без них и жить Малахит не смог бы, сразу бы исчез. Куда бы он ни шел, слуги всегда рядом с ним. Друг от друга они дальше двух шагов отойти не могли, какая-то сила их притягивала.
Был у этого купца страх перед огнем. Как увидит он зажженную спичку, сразу задрожит весь и убежит подальше. И слуг своих с собой уводит. Поэтому никогда в доме Малахита огонь не зажигали и печей не топили, даже зимой.
А слуги его совсем другой жизнью жить хотели. Надоело им ходить по пятам за Малахитом, хотелось полезным делом заниматься, людям помогать. Давно бы ушли они от купца, но что-то их останавливало, как привязанные к нему были.
Каждый вечер, как только Малахит уснет, сядут они тихонько около его кровати и рассказывают о своих мечтах друг другу.
Оксид Медьевич очень любил растения. Каждый цветочек его радовал. Мечтал он о том, чтобы лучше жилось каждому деревцу и каждой травинке. Хотел он вступить в реакцию с серной кислотой и стать медным купоросом, чтобы уничтожить всех вредителей в сельском хозяйстве.
Оксид Водородович мечтал влиться в какой-нибудь лесной ручеек и поить усталых путников.
А Газ Углекислович хотел быть свободным и улететь куда глаза глядят. Но думали они, что мечтам их никогда не сбыться, и поэтому очень грустили.
Однажды ночью бушевала страшная гроза. Малахит, проснувшись, сидел на кровати и дрожал. Как сверкнет молния, так он от страха начинает кричать и падает на кровать. Дом его стоял на высоком пригорке, потому что Малахит очень любил похвастаться и считал, что он должен жить выше всех. «Как я мог додуматься здесь построить дом? Что теперь со мной будет?» – шептал он. И вдруг страшный удар потряс его дом, он загорелся. «Спасите меня! – диким голосом завопил Малахит. – Я погибну!»
Оксид Медьевич, Оксид Водородович и Газ Углекислович не знали, что и делать, ведь они не могли отойти друг от друга. «Мне жарко! Спасите меня!» – кричал Малахит. И вдруг он исчез. В тот же миг слуги разлетелись в разные стороны.Оксид Медьевич закричал: «Мы свободны! Малахит исчез!» И все трое, распахнув окна, выпрыгнули на улицу. Вскоре их мечты исполнились, и они редко вспоминали ленивого и скупого Малахита.

Девочки к вечеру сочинили песни. Для примера приведу текст одной из них, которая была исполнена на популярный мотив:

На недельку, до субботы,
Зададим себе работы:
Будем рисовать газеты,
Рефераты оформлять.
Перероем все журналы
Для себя, а не для баллов,
И тогда, наверное, будем
Лучше химию мы знать.

Припев:
На недельку, до субботы,
Зададим себе работы.
И тогда, наверное, будем
Лучше химию мы знать.

Песни украшают внеклассные мероприятия. А если это самостоятельный труд детей, то он воспринимается еще интереснее. Так в школе, а затем на конференции научного общества учащихся г. Уфы прозвучала новая песня учениц 7-го класса «Все хорошо» на мотив песни «Прекрасная маркиза». Присутствующие школьники и учителя химии из различных школ с большим вниманием и одобрением прослушали исполнение столь необычной химической песни.

Все хорошо сегодня было в школе,
Дела идут, и жизнь легка,
И я ничем плохим не отличилась,
За исключеньем пустяка:

Начался химии урок,
И вызывает педагог.
Ну я, как водится, иду,
Уже предчувствуя беду.
А он принял серьезный вид.
«Найдите серу!» – говорит.
Ну я, конечно, не ропщу,
Сперва в пробирках я ищу,
Затем все колбы открываю,
Ничего не понимаю.
Я ткнула пальцем наугад.
«А это кальций», – говорят.
Я снова ткнула не туда,
И «двойку» ставят мне тогда.
А в остальном сегодня было в школе
Все хорошо, все хорошо!

Пришла домой и села за уроки,
Но тут вопрос пришел ко мне:
Что? Почему? Какие сроки
Живет в земле, в воде, в огне?

Вот цинк впервые был открыт,
А почему он не горит?
Когда добыто серебро?
И кто вообще открыл его?
Зачем текучая вода?
Наука, как скала, тверда?
Зачем же химиков народ
Капусту превращает в йод?
Теперь я стала понимать,
Что надо очень много знать.
Я буду с химией дружить,
Мне будет много легче жить.
Надеюсь, тут найду друзей.
Везде с друзьями веселей.
Теперь сама, сама я постараюсь
Секреты химии узнать!

У нас много также кроссвордов, чайнвордов и ребусов на химические темы.
Приведу пример кроссворда, которой был составлен учеником 7-го класса к конференции на тему «Вода – чудо природы».

По горизонтали: 4. Специалист по подводным аварийно-спасательным работам. 5. Атмосферные осадки в виде кусочков замерзшей воды. 6. Скопления рыхлого льда на реке. 7. Падение воды с уступа, пересекающего русло реки. 8. Вещество, использующееся для обеззараживания воды. 9. Небольшое скопление воды после дождя. 10. Общее название специалистов, работающих на водных судах.
По вертикали: 1. Один из химических элементов, образующих воду. 2. Глубокая яма правильной формы для скопления грунтовых вод. 3. Морское млекопитающее подотряда зубатых китов.

Х.З.ЯКУПОВА,
учительница химии средней школы № 91 (г. Уфа)


Ответы на кроссворд.

По горизонтали: 4. Водолаз. 5. Град. 6. Шуга. 7. Водопад. 8. Хлор. 9. Лужа. 10. Мореход.
По вертикали: 1. Водород. 2. Колодец. 3. Кашалот.

Рейтинг@Mail.ru