Переписка с читателем
Сотворчество учащихся и учителя химии
Работа учителя химии многогранна. Помимо
организации деятельности учащихся на уроке
учитель ведет различные виды внеклассной работы
по предмету. Успех совместной с ребятами
деятельности зависит от творческого подхода
учителя к решению школьных проблем.
Понятие творчества очень глубоко и разнообразно.
Элементы творчества проявляются в любой области
деятельности – это игра, обязательное
упражнение, интересное занятие.
Элементы игры и творчества нередко увлекают и
старшеклассников, многие из которых с
удовольствием сочиняют стихи, сценарии вечеров,
оформляют газеты, выступают со своими
произведениями и техническими поделками. Более
редкий случай — совместное творчество ученика и
учителя. Об одном из таких примеров мне хочется
рассказать своим коллегам.
При подготовке вечеров я прошу ребят подумать и
написать стихи, рассказ, сказку по теме вечера.
Многие откликаются и приносят свои первые пробы
пера о химических элементах, соединениях,
процессах. Тексты затем отрабатываем совместно,
составляем сценарий, рисуем газеты, оформляем
кроссворды, чайнворды, ребусы. Иногда
предлагаются интересные материалы по изучаемым
темам урока, нешаблонные варианты решений
вопросов.
В творческой работе подростков проявляются
такие ценнейшие человеческие качества, как
трудолюбие, наблюдательность, творческая
фантазия, интерес к предмету, любовь к поэзии и
литературе. Часто ученик, решающий творческую
задачу, идет к цели, поставленной учителем, своим
оригинальным путем.
Учитель должен пробудить интерес к задаче,
поддержать находки, подбодрить, помочь анализом,
оценить каждую нешаблонную идею, не только
похвалить на уроке, но и постараться
использовать творческие находки как можно шире и
во внеклассных мероприятиях.
Радость успеха рождает желание продолжить
творческую работу. Поддержка учителя играет
здесь очень важную роль. Проявление способностей
возвышает подростков в глазах их одноклассников,
помогает становлению личности. И это тем
отраднее, что к творческой работе с
удовольствием подключаются даже дети с
посредственной успеваемостью по предмету.
Творческая атмосфера положительно сказывается
на самой учебной деятельности, интересах,
помогает пропаганде химических знаний.
Приведу некоторые примеры творческих разработок
учеников, подготовленных к тематическому
химическому вечеру.
Химическая сказка
«Как разложился купец Малахит»
Жил-был богатый и жадный купец Малахит. Носил
он всегда бархатный зеленый кафтан, а денег у
него было столько, что не сосчитать. И было у него
трое верных слуг.
Первого звали Оксид Медьевич, второго — Оксид
Водородович, а третьего — Газ Углекислович. Без
них и жить Малахит не смог бы, сразу бы исчез. Куда
бы он ни шел, слуги всегда рядом с ним. Друг от
друга они дальше двух шагов отойти не могли,
какая-то сила их притягивала.
Был у этого купца страх перед огнем. Как увидит он
зажженную спичку, сразу задрожит весь и убежит
подальше. И слуг своих с собой уводит. Поэтому
никогда в доме Малахита огонь не зажигали и печей
не топили, даже зимой.
А слуги его совсем другой жизнью жить хотели.
Надоело им ходить по пятам за Малахитом, хотелось
полезным делом заниматься, людям помогать. Давно
бы ушли они от купца, но что-то их останавливало,
как привязанные к нему были.
Каждый вечер, как только Малахит уснет, сядут они
тихонько около его кровати и рассказывают о
своих мечтах друг другу.
Оксид Медьевич очень любил растения. Каждый
цветочек его радовал. Мечтал он о том, чтобы лучше
жилось каждому деревцу и каждой травинке. Хотел
он вступить в реакцию с серной кислотой и стать
медным купоросом, чтобы уничтожить всех
вредителей в сельском хозяйстве.
Оксид Водородович мечтал влиться в какой-нибудь
лесной ручеек и поить усталых путников.
А Газ Углекислович хотел быть свободным и
улететь куда глаза глядят. Но думали они, что
мечтам их никогда не сбыться, и поэтому очень
грустили.
Однажды ночью бушевала страшная гроза. Малахит,
проснувшись, сидел на кровати и дрожал. Как
сверкнет молния, так он от страха начинает
кричать и падает на кровать. Дом его стоял на
высоком пригорке, потому что Малахит очень любил
похвастаться и считал, что он должен жить выше
всех. «Как я мог додуматься здесь построить дом?
Что теперь со мной будет?» – шептал он. И вдруг
страшный удар потряс его дом, он загорелся.
«Спасите меня! – диким голосом завопил Малахит.
– Я погибну!»
Оксид Медьевич, Оксид Водородович и Газ
Углекислович не знали, что и делать, ведь они не
могли отойти друг от друга. «Мне жарко! Спасите
меня!» – кричал Малахит. И вдруг он исчез. В тот же
миг слуги разлетелись в разные стороны.Оксид
Медьевич закричал: «Мы свободны! Малахит исчез!»
И все трое, распахнув окна, выпрыгнули на улицу.
Вскоре их мечты исполнились, и они редко
вспоминали ленивого и скупого Малахита.
Девочки к вечеру сочинили песни. Для примера
приведу текст одной из них, которая была
исполнена на популярный мотив:
На недельку, до субботы,
Зададим себе работы:
Будем рисовать газеты,
Рефераты оформлять.
Перероем все журналы
Для себя, а не для баллов,
И тогда, наверное, будем
Лучше химию мы знать.Припев:
На недельку, до субботы,
Зададим себе работы.
И тогда, наверное, будем
Лучше химию мы знать. |
Песни украшают внеклассные
мероприятия. А если это самостоятельный труд
детей, то он воспринимается еще интереснее. Так в
школе, а затем на конференции научного общества
учащихся г. Уфы прозвучала новая песня учениц 7-го
класса «Все хорошо» на мотив песни «Прекрасная
маркиза». Присутствующие школьники и учителя
химии из различных школ с большим вниманием и
одобрением прослушали исполнение столь
необычной химической песни.
Все хорошо сегодня было в
школе,
Дела идут, и жизнь легка,
И я ничем плохим не отличилась,
За исключеньем пустяка:
Начался химии урок,
И вызывает педагог.
Ну я, как водится, иду,
Уже предчувствуя беду.
А он принял серьезный вид.
«Найдите серу!» – говорит.
Ну я, конечно, не ропщу,
Сперва в пробирках я ищу,
Затем все колбы открываю,
Ничего не понимаю.
Я ткнула пальцем наугад.
«А это кальций», – говорят.
Я снова ткнула не туда,
И «двойку» ставят мне тогда.
А в остальном сегодня было в школе
Все хорошо, все хорошо!
Пришла домой и села за
уроки,
Но тут вопрос пришел ко мне:
Что? Почему? Какие сроки
Живет в земле, в воде, в огне?
Вот цинк впервые был открыт,
А почему он не горит?
Когда добыто серебро?
И кто вообще открыл его?
Зачем текучая вода?
Наука, как скала, тверда?
Зачем же химиков народ
Капусту превращает в йод?
Теперь я стала понимать,
Что надо очень много знать.
Я буду с химией дружить,
Мне будет много легче жить.
Надеюсь, тут найду друзей.
Везде с друзьями веселей.
Теперь сама, сама я постараюсь
Секреты химии узнать!
|
У нас много также кроссвордов,
чайнвордов и ребусов на химические темы.
Приведу пример кроссворда, которой был
составлен учеником 7-го класса к конференции на
тему «Вода – чудо природы».
По горизонтали: 4. Специалист по
подводным аварийно-спасательным работам. 5.
Атмосферные осадки в виде кусочков замерзшей
воды. 6. Скопления рыхлого льда на реке. 7. Падение
воды с уступа, пересекающего русло реки. 8.
Вещество, использующееся для обеззараживания
воды. 9. Небольшое скопление воды после дождя. 10.
Общее название специалистов, работающих на
водных судах.
По вертикали: 1. Один из химических
элементов, образующих воду. 2. Глубокая яма
правильной формы для скопления грунтовых вод. 3.
Морское млекопитающее подотряда зубатых китов.
Х.З.ЯКУПОВА,
учительница химии средней школы № 91 (г. Уфа)
Ответы на кроссворд.
По горизонтали: 4. Водолаз. 5. Град. 6.
Шуга. 7. Водопад. 8. Хлор. 9. Лужа. 10. Мореход.
По вертикали: 1. Водород. 2. Колодец. 3.
Кашалот. |