Шестая глава .
Разные химические реакции
Продолжение. См. № 6, 7, 8, 9, 10/2003
За кухонным столом сидела Маша и пила чай.
– Сейчас я покажу тебе физическую реакцию! –
весело сказала Саша.
– Это еще что такое? – удивилась сестра.
– Вот смотри: я беру чашку с кипятком и кладу в
нее сахар, – начала рассказывать Саша. – Сахар
растворяется. Это физическое явление. Значит,
прошла физическая реакция.
– О физических явлениях я слышала, а вот о
физических реакциях нам в школе что-то не
рассказывали... – возразила Маша.
Саша задумалась. Ей было не совсем понятно,
почему бывают только химические реакции. Но
потом она согласилась, что физических реакций
все же не существует. По крайней мере она о них
тоже никогда не слышала.
Решив больше не обсуждать эту проблему, Саша
пошла в комнату. Там папа с Димой смотрели
телевизор. Шла передача о вулканах. Извержение
вулкана выглядело жутковато, но очень красиво: из
жерла летели искры, поднимались столбы дыма, по
склонам сползала раскаленная лава... «Вот где
целая куча химических реакций», – подумала Саша.
Но вслух сказала другое:
– Когда я вырасту, буду изучать вулканы.
– Это очень опасная работа, – произнес папа, – ее
доверяют только мужчинам. Женщины не должны
ежесекундно рисковать жизнью.
– Что же, теперь и на вулкан посмотреть нельзя? –
обиделась Саша.
Она увидела, что в дверях стоит мама и слушает
этот разговор.
– Мама, я хочу увидеть настоящий вулкан, а не по
телевизору!
– Я бы тоже посмотрела извержение. Но папа прав,
это очень опасно. И все же ты сможешь увидеть
вулкан вблизи. У меня как раз запланирован такой
опыт. Он называется «Химический вулкан». Обычно
он хорошо получается, но в этот раз придется
брать вещество из новой банки, поэтому сначала
надо попробовать. Сделаем это в выходной день.
И вот настала суббота. В лаборатории мама надела
белый халат, вынула из шкафа большую банку и
фарфоровой ложечкой насыпала из нее на
металлическую пластинку кучку оранжевых
кристаллов. Затем от таблетки сухого горючего
(Саша знала, что с его помощью можно разжечь
костер в сырую погоду) мама отломила маленький
кусочек и положила на вершину кучки. Она
пояснила:
– На самом деле достаточно дотронуться до
вещества горячей стеклянной палочкой, но так
проще.
Затем она осторожно подожгла горючее, отошла в
сторону и встала рядом с Сашей. А на
металлической пластинке началось настоящее
извержение. Вверх летели искры, шел дым,
поднимался пепел, кучка вещества стала расти
прямо на глазах, превращаясь из оранжевой в
зеленую. Это был самый настоящий вулкан, только
очень маленький. Саша с восторгом смотрела на эти
волшебные превращения.
Вскоре «вулкан» потух. Вместо оранжевых
кристаллов на пластинке лежал рыхлый зеленый
порошок. Мама разрешила Саше потрогать
образовавшееся вещество.
– Это вещество совсем неопасно: без нагревания
оно ни с чем не реагирует. Кстати, ты его знаешь.
На тюбике с зеленой краской в твоем наборе красок
написано: «Окись хрома». Это она и есть. Правда,
химики сейчас говорят не «окись», а «оксид».
– Я хочу записать это превращение, – сказала
Саша. – Что здесь еще получается? Наверное,
какой-то газ?
– Водяной пар и азот, – ответила мама. – Но
запись можно сделать и дома.
В своей тетрадке Саша нарисовала красивый
вулкан:
Мама подсказала, что исходным веществом была
соль хрома, и Саша смогла написать реакцию:
– А в настоящем вулкане идет такая же реакция?
– спросила она маму, закончив рисовать и
писать.– Нет, в настоящем
вулкане совсем другие превращения, – ответила
мама. – И вообще, из химических реакций,
протекающих в природе, человек смог повторить
далеко не все.
– А какие? – тут же полюбопытствовала Саша.
– Например, кое-что из того, что происходит в
живых организмах. Знаешь, ведь раньше люди
думали, что вещества живой природы невозможно
получить без специальной «жизненной силы». Их
так и назвали «органическими», т. е. созданными
организмами. А получать органические вещества из
неорганических научились меньше двух веков
назад.
– Неорганических – это неживых? – уточнила Саша.
– Да. Теперь ясно, что жизнь – это много-много
химических реакций. Но еще никому не удалось
полностью узнать, каких именно.
– А в неживой природе есть реакции? – спросила
Саша.
– Конечно, хотя главная химическая сила на Земле
– это все-таки живое вещество. Но и в воздухе,
водоемах, земной коре все время что-то
происходит: одни вещества расходуются и даже
исчезают, другие возникают и накапливаются. Ты
узнаешь об этом в старших классах.
– Вот все так говорят: «Потом узнаешь». А я хочу
сейчас! – Саша уже собралась обидеться
по-настоящему, но мама смягчилась:
– Хорошо. Только сначала ответь на мой вопрос:
какой газ используется в нашей кухонной плите?
– Углекислый? – неуверенно сказала Саша.
– Конечно, нет. Ведь в плите газ горит, а
углекислый газ, наоборот, образуется при горении.
Кухонный газ имеет и химическое имя, но его часто
называют просто природным газом.
Стало ясно, что этот газ есть в природе. Мама
рассказала, что под землей находятся
естественные гигантские хранилища этого газа. Из
них по трубам природный газ перекачивают в те
места, где он нужен.
– Природного газа много в нашей стране. Почти вся
Европа согревается нашим газом, – заметила мама.
– А откуда он взялся под землей? – спросила Саша.
И мама поведала о том, что когда-то в
древние-древние времена на нашей планете было
гораздо теплее и вся она была покрыта
тропическими лесами. По разным причинам
(ураганные ветры, катастрофы вроде падения
метеорита или нашествия ледника) деревья падали
на землю. Потом поверхность земли изменялась, и
погибшие деревья оказывались покрыты горными
породами. Мертвая древесина разрушалась и
постепенно превращалась в уголь, нефть и
природный газ. И происходило это в течение
миллионов лет.
– И вот теперь этот газ горит в нашей плите, –
закончила мама.
– Так, значит, и химическая реакция идет в нашей
плите, а не в природе. А ты обещала рассказать про
природные реакции.
– Погоди, – сказала мама, – у природного газа
есть еще одно название – болотный газ. С давних
пор люди заметили, что иногда на поверхности
болот вспыхивают блуждающие огоньки. Это – та же
самая химическая реакция, что и в плите.
– Вот откуда появилась сказка про
Огневушку-Поскакушку, – догадалась Саша. – А
какая это реакция, я тоже, кажется, знаю. Такая же,
как при горении свечи.
– Точно, – подтвердила мама. – Только вместо
парафина – газ.
Написать химическую реакцию оказалось несложно:
Мама взглянула на Сашину запись и сказала:
– У этого газа есть еще одно название –
рудничный. По мелким трещинам он просачивается
под землей в глубокие шахты и накапливается там.
Рудокопы и шахтеры его очень боятся: от малейшей
искры может произойти страшный взрыв.
– А я слышала, что взрывы газа бывают и в домах, –
проговорила Саша. – Только я не понимаю, как
можно не заметить, что появился газ – ведь он
ужасно пахнет.
Тогда мама рассказала, что сам природный газ не
имеет никакого запаха, но в тот газ, который
используют люди, специально добавляют сильно
пахнущие вещества.
– Если почувствуешь запах газа, сразу обращайся
за помощью и ни в коем случае не зажигай огонь, –
напоследок сказала мама.
– Мама, а химики могут сами получить природный
газ? – спросила Саша.
– Конечно, могут, только в этом обычно нет
необходимости. И вообще, проще использовать
природные вещества, если они есть под рукой.
– А если нет? А если нужны вещества, которых нет в
природе? А как люди смогли получить то, чего
раньше не было? – посыпались Сашины вопросы.
– Ты хочешь узнать все сразу, – улыбнулась мама.
– Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да
не скоро дело делается... Просто во все времена,
даже в очень древние, среди людей находились
особенно любопытные. Отыскав какой-нибудь
интересный камень, они пытались его измельчить,
нагреть на
костре или растворить в воде. Смешивали разные
природные вещества и смотрели, что получится.
Обычно ничего интересного не происходило, но
иногда вдруг образовывалось что-то новое. Тогда
начинали экспериментировать с этим веществом.
Вот так постепенно и появилась химия. Кстати,
сейчас искусственно полученных веществ ничуть
не меньше, чем природных, а, наверное, даже больше.
Из одной только нефти получают тысячи разных
продуктов.
Вечером Саша рассказала Максиму о химических
процессах, протекающих в природе и придуманных
человеком. Она предложила поиграть в мяч: ловить
его, если будет названо явление, которое без
людей было бы невозможно.
– Только давай по очереди! Чур, я первый! –
Максиму тоже хотелось побросать мячик. –
Зажигание спички!
Саша поймала мяч и прокричала:
– Гниение листвы!
Мячик упал на пол.
– Горение природного газа!
– Скисание молока!
– Горение бензина!
– Горение древесины!..
Вскоре друзья совсем выбились из сил. Саша
уселась в кресло и стала говорить о том, как она
представляет себя в древнем мире...
— Горит костер, я сижу у костра, а вокруг
носятся маленькие дикарята. Дует ветер, и на
песок летят искры. Вот двое малышей притащили
большущий белый камень и кинули его в костер.
(Современная Саша знала, что это природная сода, а
та, древняя
(в том мире у нее было звучное имя Сафиона), об
этом, конечно, не догадывалась.) Огонь стал
ярко-желтым, и все ребятишки завороженно
столпились вокруг костра. Затем они дружно
побежали за новыми камнями и стали бросать их в
огонь. Но вскоре взрослые отправили их спать. У
костра осталась одна Сафиона – она должна была
следить всю ночь, чтобы огонь не погас.
Саша задумалась. Она подозревала, что в огне
костра с содой что-то могло произойти, но что
именно – не знала.
На выручку пришла мама:
– Ветер не утихал, и костер постепенно
перемещался в сторону. Небо начинало светлеть,
тьма отступала. Сафиона подошла к костру, чтобы
бросить еще несколько кусков сухого дерева.
Вдруг ей показалось, что в песке что-то блеснуло.
Сафиона взяла палку и стала разрывать песок на
месте прежнего кострища. Среди песчинок
оказались удивительные полупрозрачные камешки,
похожие на застывшие капельки воды. Раньше такие
никогда не попадались в этих местах. Казалось,
они родились из пламени костра.
– Наверное, так люди и узнали, что из песка и
соды можно получить стекло, – сказала Саша
Максиму. – Многие люди могли находить такие
камешки, но кто-то первым догадался, что это очень
полезное вещество и из него можно делать разные
красивые вещи.
– А я придумал загадку к твоей истории,
– сказал Максим.
«Был соды кусок,
Был белый песок.
Добавили огня –
Получили меня». |
– Открывай свою тетрадь, давай напишем
эту реакцию!
– Только не забудьте добавить, что в этой реакции
образуется еще и углекислый газ, – заметила мама.
Попробуйте самостоятельно записать эту
реакцию и вы.
Потом Саша и Максим стали придумывать, что бы
смог сделать с природными веществами их любимый
медвежонок. И вот что получилось.
Максим еще раз взглянул на Сашину
химическую тетрадку и серьезно сказал:
– Не важно, где происходят превращения. Но
человек должен дружить с природой.
Он написал рядом два этих слова:
а потом быстро начал приписывать разные буквы.
– Ой, у меня получился кроссворд! –
неожиданно воскликнул он.
– А как мы назовем эти слова? – спросила Саша.
– А никак! Давай просто нарисуем картинки.
|