Экологическая химия азотаПрименение азота и его соединенийОкончание. Начало см. в № 9/2003 Пьеса
|
Вельможа в чулках |
Комментарий. Конечно, подвязка – вещь
интимная, но крайне необходимая при
использовании такой детали туалета, как чулки.
Наверняка испанские гранды, щеголявшие в чулках,
тоже мучились с подвязками. Казалось бы, чего
проще – сшить вместе два чулка и получить
колготки. Но почему же колготки изобрели только в
середине XX века? А может быть, все дело в том, что
те нити, из которых делали чулки, те способы
плетения нитей в трикотаже – «растяжимом,
упругом, крепком» полотне – не давали
необходимой степени упругости?
Перед второй мировой войной, в конце тридцатых
годов XX столетия, американец В.Карозерс получил
полиамидное волокно. Там, в Америке, его назвали
«найлон». Такое название выбрали из почти 350
названий как самое благозвучное. В нашей стране
то же самое называется «капрон». Но дело не в
названии. Дело в том, что волокна капрона
оказались более упругими и растяжимыми, чем
шерсть и хлопок. Изделия из капрона не морщатся
на щиколотках даже без подвязок. Кроме того,
капроновые волокна более прочные и устойчивые к
истиранию, что тоже немаловажно, ибо дырка на
пятке портит все изделие.
Можно многое рассказать про полиамиды, к числу
которых относится и капрон (напомним, что в этих
полимерах азот играет первую, в крайнем случае
вторую скрипку!), но именно за избавление нас от
подвязок заключительное действие этой пьесы
посвящено Капрону лично.
Действующие лица: Ученик, Капрон, Аммиак,
Хлорид натрия, Азотная кислота.
Ученик. Какая скучная эта химия. Вот
Светка с первой парты – это совсем другое дело!
Ее ножка в ажурном чулке. Пусть даже и не в
ажурном, все равно смотреть приятнее, чем на
классную доску с этими непонятными формулами.
Капрон. А формулы-то интересные!
Ученик. Э! Ты кто?
Капрон. Слушай, спи себе, все равно
сейчас не вызовут. А я – Капрон!
Ученик. Ну и что?
Капрон. Как это что? Ты ножкой
восхищался? А ведь она в капрон одета! И вообще, уж
если спишь на уроке химии, то и сны должны быть
химические, стихи пусть тебе снятся на уроках
литературы.
Ученик. Какой же сон про капрон мне
может присниться?
Капрон. А вот, например, такой. Я –
Капрон, или иначе – поли--капроамид, получаюсь полимеризацией
-капролактама. А
последний (лактам) получается из
циклогексаноноксима в результате
перегруппировки Бекмана под действием олеума. На
более ранних стадиях синтеза капрона участвуют
циклогексан и нитрозилхлорид (см. схему).
Ученик. Ты что, это же страшный сон! И я
должен все это запоминать?
Схема получения поли--капроамида,
|
Аммиак. Необязательно. Можно и
шпаргалку написать. Не это главное. Главное то,
что Капрон начинается с меня!
Капрон. Э-э-э! Позвольте, как это с вас?
Это же органическое соединение!
Аммиак. Конечно, органическое. И любой
ученик скажет, откуда берется бензол, из которого
можно приготовить эти страшные циклогексановые
кольца, но вот откуда берется в капроне азот?
Ученик. Капрон сказал, что из... А
вообще-то я не знаю.
Капрон. Я же ясно сказал – из
гидроксиламина или из нитрозилхлорида!
Ученик. А это что за звери такие?
Аммиак. Это же очень просто: гидроксил –
это ОН-группа, а амин – это NН2-группа. В
сумме NH2OН. А нитрозилом называют NO-группу в
соединениях. Вместе с хлором получается NОСl.
Однако повторю – все начинается с меня!
Азотная кислота. Зазнайка! На самом деле
гидроксиламин получают гидрированием
(добавлением водорода) меня на палладии или
восстановлением опять же водородом оксида
азота(II) на платине.
Аммиак. Но ведь и тебя, азотная кислота,
и оксид азота(I) получают в промышленности
главным образом из меня, аммиака! Я – основной
продукт фиксации азота воздуха!
Ученик. Ладно, ладно, ты – основной
продукт фиксации с гидроксиламином, вроде тоже
понял. Сначала получают оксид азота(II)
каталитическим окислением аммиака. Потом его
восстанавливают до гидроксиламина. Новый
реагент замещает кислород циклогексанона на
группу =N–OH. А там рукой подать до капрона.
Капрон. Не так просто, но в принципе
верно.
Ученик. А что вы говорили про какой-то
хлорид?
Хлорид натрия. Нитрозилхлорид можно
получить из того же оксида азота(II), просто
присоединив к нему хлор на катализаторе, а можно
и используя меня, NaCl.
Ученик. А ты-то тут при чем?
Хлорид натрия. А вот при чем. Во мне есть
хлор, и если погреть меня с азотной кислотой, то
получится как раз нитрозилхлорид, а еще нитрат
натрия, вода и кислород. Можешь на досуге
написать эту реакцию и расставить в ней
коэффициенты. Для тренировки.
Ученик. Бр-р-р! Это ж надо такому
присниться. Кстати, а что делает весь класс?
Ставит коэффициенты в
окислительно-восстановительной реакции. Так...
4НNО3 + 2NаСl = 2NOCl + 2NаNО3 + 2Н2О + О2.
Поставил... А может, это был не сон?
ЭПИЛОГ
Человек стал человеком, приручил огонь и
вмешался в круговорот азота. И чем дальше, тем
решительнее. Особенно когда научился
фиксировать азот прямо из воздуха.
На ум приходит анекдот про студента Васю и банан
на пальме, которую он трясет. А банан не падает.
Ему говорят: «Вась, ты подумай...» Он отвечает: «А
чего тут думать, трясти надо!»
Так и мы «трясем» бедный круговорот азота. Может,
пора сесть и подумать?
* * *
Про применение азота и его соединений можно писать много, а все не перечислишь. Элемент азот многообразен и сложен в применении почти так же, как многообразна и сложна сама жизнь. Ведь без азота – элемента, названного «жизнь отрицающим», – жизнь на Земле невозможна.
О.Р.ВАЛЕДИНСКАЯ
МГУ (Москва)