Третья глава.
Вещества могут превращаться друг в друга
Продолжение. Начало см. в № 7/2003
Учительница рассказывала про Древний
Восток. Было очень интересно. Все ребята слушали,
затаив дыхание. Но Саша вдруг почувствовала, что
у нее начинает болеть голова. Не успела она
подумать об этом, как весело затрещал звонок.
– Урок окончен. Быстро все выходим в коридор, –
сказала учительница. – Надо проветрить класс.
Вместе с другими учениками Саша вышла из
кабинета. В коридоре воздух был свежий и
прохладный – не то что в классе. «Но ведь после
перемены и в кабинете легко дышится, – подумала
Саша. – Дышать легко, когда в воздухе много
кислорода. А если много углекислого газа, то
душно. Но куда во время урока исчезает кислород и
откуда появляется углекислый газ, если двери и
окна закрыты?» Объяснение могло быть только одно:
ученики вместе с учителем сами превращают
кислород в углекислый газ.
«Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ,
– продолжала рассуждать Саша. – Но где
происходит это превращение? В нашем организме? А
зачем?» Вопросов возникло много, и сама она
ответить на них не могла.
Вечером она решила обсудить все это с мамой.
– Зачем человеку кислород? И почему при дыхании
образуется углекислый газ? – спросила она.
– Это очень сложный процесс, тебе пока трудно
будет в этом разобраться, – сказала мама.
– А ты объясни как-нибудь попроще, – попросила
Саша.
– Ну, хорошо. Попробую. Но сначала ответь мне на
такой вопрос: что необходимо машине для движения?
– Бензин, наверное.
– А зачем?
– Чтобы работал двигатель.
– Правильно. Бензин в двигателе сгорает, при этом
выделяется энергия, и она заставляет машину
двигаться. А что нужно человеку для движения?
– Пища.
– А знаешь, что происходит с пищей в организме?
Она тоже сгорает, только намного медленнее и
спокойнее, чем бензин. И это дает энергию не
только для движения, но и вообще для жизни
человека. А для горения любого вещества нужен
кислород, – стала рассказывать мама.
– Я все поняла, – перебила ее Саша. – При горении
бензина и пищи выделяется углекислый газ. Вот
почему и машины, и люди превращают кислород в
углекислый газ. А еще это происходит, когда в
печке горят дрова. Когда дрова сгорают, почти
ничего не остается, кроме тепла и углекислого
газа.
Мама похвалила Сашу и уже хотела заняться своими
делами, как та вдруг спросила:
– А кроме сжигания еды что-нибудь еще в организме
человека происходит?
– Да, и очень многое. Особенно если это ребенок.
Дети все время растут, а значит, внутри них
постоянно идет какое-то строительство. Из
кислорода и тех веществ, которые малыши глотают в
виде еды и питья, их организмы создают новые
вещества, которые нужны для роста и развития. Да и
взрослые все время меняются – ведь и в них
постоянно происходят превращения веществ.
Саша вспомнила, о чем еще она хотела спросить:
– Из каких веществ состоят живые существа?
– Этих веществ очень много, и все они очень
сложные, – начала мама. – Впрочем, нет, есть и
простые. Ты знаешь, что из всех веществ в человеке
больше всего воды? А из других тебе надо знать
белки, жиры, углеводы.
– Вот почему на многих продуктах пишут, сколько в
них белков, жиров и углеводов. Эти вещества нужны
для строительства организма! – поняла Саша. – Но
тогда какие вещества нужны для энергии?
– Белки, жиры и углеводы, – засмеялась мама. – Не
удивляйся. В зависимости от того, что нужно
организму, он сам решает, сжигать питательные
вещества или использовать их для других целей.
Чтобы разобраться в этом, надо хорошо знать не
только химию, но и биологию. Эти науки начинают
изучать в старших классах. А мы пока занимаемся
всего лишь азбукой. Кстати, что написано в твоей
тетради на второй странице?
Саша показала, какую красивую схему она
нарисовала:
Вещества разного происхождения
Маме понравилось. Она предложила еще привести
примеры разных веществ. Саша сказала, что раньше
она не знала, как писать о веществах живых
организмов, а теперь может это сделать.
– А как показать превращения веществ? – спросила
она чуть позже. – Тоже стрелочками?
– Да, именно так делают все химики, – поддержала
ее мама. – А какие превращения ты знаешь?
Саша молча взяла фломастеры и написала:
– Отлично! Придумай еще что-нибудь.
Мама вышла из комнаты, а Саша задумалась. Сначала
ей казалось, что она быстро испишет целую
страницу разными превращениями, но в голову
ничего не приходило.
– Утро превращается в день, день – в вечер, а
вечер – в ночь... – рассуждала она. – Но это вовсе
не превращения веществ. Весна переходит в лето, а
лето – в осень... Это больше похоже, но уж очень
сложно.
Взгляд ее упал на подоконник. Там в горшке
проклюнулось семечко подсолнуха.
– Вот это настоящее превращение! Семечко было
беленькое, маленькое, твердое, в черной кожуре, а
росток – зеленый и нежный. Потом он станет
большим, появится огромный желтый цветок. А к
концу лета снова созреют семечки: из одного –
целая корзинка.
И Саша стала старательно рисовать все
превращения подсолнуха.
Как растет семечко подсолнуха
Девочка задумалась: как из такого маленького
семечка может вырасти огромный подсолнух? Откуда
берутся вещества для этого? Она стала вспоминать,
что нужно растениям для жизни. В первую очередь
вода: без воды любое растение вскоре погибнет.
Затем почва. В нее хорошо бы добавить удобрения.
Что еще? Растениям нужен солнечный свет. В
темноте они не растут.
В школе говорили, что растения превращают
углекислый газ в кислород. Пока эта мысль не
вылетела из головы, Саша быстренько написала в
тетради еще одно превращение:
Затем она сложила в уме все, что вспомнила про
растения. Получалось, что из воды, веществ почвы и
удобрений, солнечного света и углекислого газа
растения строят самих себя. И не просто строят, но
и создают то листья, то цветы, то семена, да еще и
выделяют при этом кислород. Чтобы не забыть все
это, Саша нарисовала еще одну схему.
Что необходимо растению?
Ей понравилось рисовать. Но изображать
превращения веществ больше не хотелось, и
поэтому Саша стала рисовать картинки к новой
сказке о медвежонке.
Когда Саша показала Максиму, что
нарисовано в ее химической тетрадке, тот спросил:
– А можно я что-нибудь добавлю?
– Ладно. Напиши как можно больше веществ,
необходимых для развития растений, – предложила
Саша. – А я напишу, что нужно для роста человека.
Посмотрим, у кого больше получится. У кого больше
– тот победил.
Но получилось у обоих одинаково. Так что пришлось
согласиться на ничью.
Саша вспомнила, что она хотела спросить у
товарища:
– А ты нашел еще какую-нибудь загадку о
веществах?
– Не успел. Зато я знаю одну загадку про
превращения. Она очень старая, кажется, ее
придумал Леонардо да Винчи. Знаешь такого
художника?
Такое имя Саша где-то слышала, но ничего об этом
человеке не знала. Чтобы не признаваться в своем
невежестве, она быстренько попросила:
– Давай свою загадку!
– «Кто утром ходит на четырех ногах,
днем — на двух ногах,
а вечером – на трех ногах?»
К химии эта загадка не имела никакого
отношения, поэтому Саша не сразу догадалась, о
чем идет речь. Справившись с загадкой, она
предложила Максиму придумать кроссворд про
превращения. Друзьям пришлось немало
потрудиться. И вот что у них получилось.
Кроссворд. Превращения
|