Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2003

Конкурс "Я иду на урок"

Спирты и фенолы

Урок-обобщение

10 КЛАСС

Цели. Обобщить и систематизировать пройденный материал, закрепить знания о составе, строении и свойствах предельных спиртов.
Совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.
II. Проверка знаний и умений учащихся.
УЧИТЕЛЬ. Известно много органических веществ, в состав которых кроме углерода и водорода входит также кислород. Как называется класс таких соединений? (Ученики дают определение класса спиртов.) При изучении этой темы мы познакомились с понятием функциональной группы, новым видом химической межмолекулярной связи – водородной, расширили понятия гомологического ряда, гомологии и изомерии, познакомились с одно-, многоатомными спиртами и фенолами.
Все группы спиртов мы с вами рассматривали по такому плану: строение молекул, систематическая номенклатура, изомерия, химические свойства, получение, применение.
Сегодня у нас заключительный урок по данной теме. Еще раз рассмотрим все важнейшие вопросы темы, чтобы установить степень усвоения пройденного материала.

Фронтальный опрос

УЧИТЕЛЬ. Дайте определение:

одноатомным спиртам;
многоатомным спиртам;
фенолам.

Перечислите правила названия спиртов по систематической номенклатуре.
Напишите строение вещества по его названию.

Одновременно ведется индивидуальная работа учащихся у доски по следующим вопросам:

строение молекулы одноатомного спирта;
строение фенола;
водородная связь.

Работа с классом

(Все задания записаны на инструктивных картах.)

Задание 1. Какие из приведенных спиртов являются: а) первичными; б) вторичными; в) третичными?

Составьте структурную формулу третичного спирта, содержащего пять атомов углерода, назовите его.
Задание 2. Как называются вещества:


Задание 3. Напишите все возможные изомеры вещества C4H9OH.
Задание 4. Осуществите следующие превращения:

Задание 5. ТЕСТЫ

1) Какая из относительных молекулярных масс соответствует массе бутанола?
а) 80; б) 74; в) 32.

2) С какими из данных веществ не реагирует одноатомный спирт, но реагирует фенол:
а) с гидроксидом натрия;
б) с натрием;
в) с бромоводородом?

3) Какая реакция является характерной для многоатомных спиртов:
а) с натрием;
б) с хлороводородом;
в) с гидроксидом меди?

4) Какая из групп является функциональной группой спиртов?
а) –ОН; б) –СОН; в) –СООН.

УЧИТЕЛЬ. О различных областях применения спиртов вам расскажет выставка, подготовленная учащимися.
На выставке демонстрируются различные продукты, свойства которых отражены в рекламе юмористиче-ского содержания.
УЧИТЕЛЬ. Спирт, как видите, нашел широкое применение в промышленности, но, к сожалению, он находит все большее распространение и в другой области.Я хочу напомнить еще раз, что метанол – сильный яд, употребление его
разрушает зрительный нерв, вызывает необратимую слепоту, воспаление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, а зачастую и смерть.
Так же вредны сивушные масла – пропанол, бутанол, пентанол, которые входят в состав домашних спиртных напитков (хмельная брага, самогон). Они также вызывают воспалительные процессы слизистой оболочки пищеварительного тракта, разрушают печень, нервную систему и ухудшают зрение.
(Затем учитель останавливается на особенностях женского алкоголизма.)
Сохранилась легенда, как человек впервые попробовал вино. В давние времена люди не знали, что такое вино, но очень любили виноградный сок. Весной, когда он начинал бродить, его выливали, считая сильным ядом.
У одного султана была младшая, любимая жена, которая отличалась вздорным характером. Терпел султан ее капризы, терпел да и перестал обращать на нее внимание. С горя молодая женщина решила покончить с собой, пошла в погреб и выпила «отравленного» сока винограда. Но не умерла, а стала веселой и покладистой, и опять полюбил ее султан. Каждый день спускалась она в погреб. Когда закончился весь запас сока, младшая жена перестала быть доброй и веселой. Призвал султан ее к ответу, и молодая женщина рассказала всю правду. Решил султан попробовать и сам этот напиток, и очень он ему понравился.

Ребята заранее готовят к уроку сказки, легенды, связанные с темой.
УЧИТЕЛЬ. На следующем уроке мы будем изучать новый класс органических соединений, название которого вы узнаете с помощью инструктивной карты (см. ниже табл.).
Задание. Определите, к какому классу органических соединений относится каждое вещество. Из букв, полученных при правильных ответах, вы получите новое для вас название класса органических соединений.

Таблица

Вещество Углеводороды Спирты
предельные непредельные ацетиленовые ароматические
С5Н12 а е р ш н
С4Н10 л б т л и
С4Н8 ю ь и б с
С6Н6 л о ы д ч
С2Н2 г н е е ю
С3Н6 з г е к н
С6Н5–СН3 г х л и ш
С2Н5ОН н к у а д
СН2ОН–СН2ОН е р и ю ы

III. Подведение итогов урока.

А.В.БОРИСОВА
(г. Белгород)

Рейтинг@Mail.ru