Конкурс "Я иду на урок"
Спирты и фенолы
Урок-обобщение
10 КЛАСС
Цели. Обобщить и систематизировать
пройденный материал, закрепить знания о составе,
строении и свойствах предельных спиртов.
Совершенствовать умения учащихся анализировать,
сравнивать, устанавливать взаимосвязь между
строением и свойствами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний и умений учащихся.
УЧИТЕЛЬ. Известно много органических веществ,
в состав которых кроме углерода и водорода
входит также кислород. Как называется класс
таких соединений? (Ученики дают определение
класса спиртов.) При изучении этой темы мы
познакомились с понятием функциональной группы,
новым видом химической межмолекулярной связи –
водородной, расширили понятия гомологического
ряда, гомологии и изомерии, познакомились с одно-,
многоатомными спиртами и фенолами.
Все группы спиртов мы с вами рассматривали по
такому плану: строение молекул, систематическая
номенклатура, изомерия, химические свойства,
получение, применение.
Сегодня у нас заключительный урок по данной теме.
Еще раз рассмотрим все важнейшие вопросы темы,
чтобы установить степень усвоения пройденного
материала.
Фронтальный опрос
УЧИТЕЛЬ. Дайте определение:
одноатомным спиртам;
многоатомным спиртам;
фенолам.
Перечислите правила названия спиртов по
систематической номенклатуре.
Напишите строение вещества по его названию.
Одновременно ведется индивидуальная
работа учащихся у доски по следующим
вопросам:
строение молекулы одноатомного спирта;
строение фенола;
водородная связь.
Работа с классом
(Все задания записаны на инструктивных картах.)
Задание 1. Какие из приведенных
спиртов являются: а) первичными; б) вторичными; в)
третичными?
Составьте структурную формулу третичного
спирта, содержащего пять атомов углерода,
назовите его.
Задание 2. Как называются вещества:
Задание 3. Напишите все возможные
изомеры вещества C4H9OH.
Задание 4. Осуществите следующие
превращения:
Задание 5. ТЕСТЫ
1) Какая из относительных молекулярных масс
соответствует массе бутанола?
а) 80; б) 74; в) 32.
2) С какими из данных веществ не реагирует
одноатомный спирт, но реагирует фенол:
а) с гидроксидом натрия;
б) с натрием;
в) с бромоводородом?
3) Какая реакция является характерной для
многоатомных спиртов:
а) с натрием;
б) с хлороводородом;
в) с гидроксидом меди?
4) Какая из групп является функциональной
группой спиртов?
а) –ОН; б) –СОН; в) –СООН.
УЧИТЕЛЬ. О различных областях применения
спиртов вам расскажет выставка, подготовленная
учащимися.
На выставке демонстрируются различные продукты,
свойства которых отражены в рекламе
юмористиче-ского содержания.
УЧИТЕЛЬ. Спирт, как видите, нашел широкое
применение в промышленности, но, к сожалению, он
находит все большее распространение и в другой
области.Я хочу напомнить еще раз, что метанол –
сильный яд, употребление его
разрушает зрительный нерв, вызывает необратимую
слепоту, воспаление слизистой оболочки
желудочно-кишечного тракта, а зачастую и смерть.
Так же вредны сивушные масла – пропанол, бутанол,
пентанол, которые входят в состав домашних
спиртных напитков (хмельная брага, самогон). Они
также вызывают воспалительные процессы
слизистой оболочки пищеварительного тракта,
разрушают печень, нервную систему и ухудшают
зрение. (Затем учитель останавливается на
особенностях женского алкоголизма.)
Сохранилась легенда, как человек впервые
попробовал вино. В давние времена люди не знали,
что такое вино, но очень любили виноградный сок.
Весной, когда он начинал бродить, его выливали,
считая сильным ядом.
У одного султана была младшая, любимая жена,
которая отличалась вздорным характером. Терпел
султан ее капризы, терпел да и перестал обращать
на нее внимание. С горя молодая женщина решила
покончить с собой, пошла в погреб и выпила
«отравленного» сока винограда. Но не умерла, а
стала веселой и покладистой, и опять полюбил ее
султан. Каждый день спускалась она в погреб.
Когда закончился весь запас сока, младшая жена
перестала быть доброй и веселой. Призвал султан
ее к ответу, и молодая женщина рассказала всю
правду. Решил султан попробовать и сам этот
напиток, и очень он ему понравился.
Ребята заранее готовят к уроку сказки, легенды,
связанные с темой.
УЧИТЕЛЬ. На следующем уроке мы будем изучать
новый класс органических соединений, название
которого вы узнаете с помощью инструктивной
карты (см. ниже табл.).
Задание. Определите, к какому
классу органических соединений относится каждое
вещество. Из букв, полученных при правильных
ответах, вы получите новое для вас название
класса органических соединений.
Таблица
Вещество |
Углеводороды |
Спирты |
предельные |
непредельные |
ацетиленовые |
ароматические |
С5Н12 |
а |
е |
р |
ш |
н |
С4Н10 |
л |
б |
т |
л |
и |
С4Н8 |
ю |
ь |
и |
б |
с |
С6Н6 |
л |
о |
ы |
д |
ч |
С2Н2 |
г |
н |
е |
е |
ю |
С3Н6 |
з |
г |
е |
к |
н |
С6Н5–СН3 |
г |
х |
л |
и |
ш |
С2Н5ОН |
н |
к |
у |
а |
д |
СН2ОН–СН2ОН |
е |
р |
и |
ю |
ы |
III. Подведение итогов урока.
А.В.БОРИСОВА
(г. Белгород) |