Переписка с читателем
Урок открытых мыслей
Я – ваш постоянный читатель, учитель,
заместитель директора по учебно-воспитательной
работе. Хочу поделиться своими наработками по
вопросам интенсификации обучения на уроках
химии на основе структурно-логических схем.
Одной из основных целей изучения предмета считаю
развитие логического мышления учащихся.
«Обучение... имеет образовательное значение
только тогда, когда оно приучает к анализу мысли
посредством анализа средств выражения. Изучая
средства выражения, мы изучаем выражаемое»
(Л.В.Щерба).
Опыт работы в школе убеждает меня, что ребята
испытывают затруднения при решении задач и
выполнении упражнений, когда необходимо сделать
«перевод» с русского языка на химический и,
наоборот, когда предлагается выразить словами
мысль, заключенную в химическом уравнении. При
изучении химических формул обращаю внимание
учащихся на то, что можно сформулировать одну и
ту же мысль, используя разные способы ее
выражения. Например, после вывода о том, что вода
состоит из водорода и кислорода, и разбора
значений слов «водород», «кислород», записываем
на доске:
Напоминаю, что взаимодействие водорода с
кислородом можно выразить рисунком-схемой:
Далее подчеркиваю, что запись «H2O»
называют химической формулой, и предлагаю
сформулировать понятие «химическая формула».
Ход рассуждений учеников фиксирую на доске в
виде схемы:
Используя такую схему, любой ученик, независимо
от уровня его обученности, способен
сформулировать самостоятельно определение, не
заглядывая в учебник.
Совместно созданные на уроке схемы помогают
активизировать мыслительную деятельность и
углубить понимание изучаемого материала.
Примером может служить схема, которую я
использую на уроке «Фенол, его строение и
свойства».
В феноле С6Н5ОН бензольное кольцо (С6Н5–)
и гидроксильная группа (–ОН) взаимно влияют друг
на друга. В результате электронных эффектов
увеличивается подвижность атома водорода в
группе –ОН, а также атомов водорода в 2-, 4- и
6-положениях бензольного кольца фенола.
Схематически это выглядит так:
Для облегчения понимания и запоминания
учащимися определений различных понятий в ходе
объяснения новой темы я создаю схемы учебного
материала. Например, по теме урока «Правило
В.В.Марковникова» схема имеет вид:
Вывод. Присоединение идет по ионному
механизму.
На уроке «Гомологи бензола» перед классом
поставлена проблема: почему при действии
нитрующей смеси (HNO3 (конц.) и H2SO4
(конц.), 80 °С) из бензола получается
мета-динитробензол, а из толуола – 2,4- и
2,6-динитротолуол? Схемы реакций:
В ходе рассуждения создается логическая схема
– вывод о реакционной способности толуола:
При составлении схемы по теме «Аминокислоты,
строение и свойства» (11-й класс) перед классом
ставят задания и вопросы:
1) Дайте определение аминокислотам.
2) Какие химические свойства можно
прогнозировать у аминокислот?
3) Докажите амфотерность аминокислот.
4) Как называется простейшая аминокислота NH2–CH2–COOH?
5) Как приведенная схема характеризует отношение
аминокислот к воде?
На уроке «Строение карбоновых кислот» (10-й
класс) при объяснении взаимного влияния атомов и
смещения электронной плотности в молекулах
карбоновых кислот я строю логический переход от
структурной формулы кислоты к обобщающему
выводу.
Так становится понятной важнейшая химическая
особенность соединений с карбоксильной группой
– проявление ими свойств кислот.
Обучение составлять логические схемы приводит к
полному пониманию учебного материала и к его
осознанному запоминанию. В приведенных схемах
стрелками показан ход рассуждения. Стрелки
играют самую важную роль в схеме. Теоретическое
обобщение заключается в сведении многообразных
фактов и явлений к единому выводу.
Схема-обобщение позволяет сократить количество
информации, представить учебный материал в
компактном виде.
Л.А.ЕРЕМИНА,
учитель химии школы № 24
(г. Абакан, Хакасия) |