Вторая глава. Какие бывают
вещества
Продолжение. Начало см. в № 6/2003
Саша еще раз взглянула на открытую
тетрадку. Вверху страницы большими красивыми
буквами было написано: «ВЕЩЕСТВА». Вся страница
была занята словами. В голову приходили все новые
названия веществ, но Саше уже надоело писать. Она
немного посмотрела телевизор, а потом взяла в
руки свою любимую книжку со стихами. Открыв ее на
середине, она вдруг вскочила и побежала на кухню
к маме:
– Мама! Смотри! В этом стихотворении написано про
вещества!
И она прочитала строчки Агнии Барто:
В коридоре, в классе ли —
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел. |
– Краска и мел – это вещества? – на
всякий случай спросила Саша.
– Краска – это скорее смесь веществ, – ответила
мама. – А мел – это, конечно, чистое вещество. Он и
в природе встречается.
– В природе?.. – Саша задумалась. – А вообще,
откуда берутся вещества? Из природы?
– Не только. Вот, например, пластмасса. Ее в
природе нет. Это вещество придумали и получили
люди.
Саша стала вспоминать, не встречала ли она в лесу
или на озере что-нибудь пластмассовое. Но, кроме
пустых бутылок и рваных пакетов, ей там ничего не
попадалось, а это, конечно, оставляли какие-то
грязнули. Так что и в самом деле в природе не было
пластмассы, пока ее не стали делать люди.
Саша вытащила карточки с названиями веществ. Она
стала придумывать, как бы еще их разложить.
Выручил пришедший в гости Максим. Еще с порога он
задал вопрос:
– Какие вещества есть в природе, а какие созданы
человеком?
– Сейчас разберемся. Ты бери карточки с
природными веществами, а я – с искусственными, –
предложила Саша. Дело закипело. Через несколько
минут все карточки были разложены.
Распределите карточки соответствующим
образом: природные вещества – стрелка влево,
искусственные – стрелка вправо
.
Максим хитро улыбнулся:
– А я и так знал, какие вещества есть в природе, а
каких нет. У меня дома есть книжка с разными
загадками. Я специально ее посмотрел и нашел
загадки про природные вещества:
«Я от огня происхожу,
Алею, золотом пылаю,
Когда же долго в нем лежу,
То от огня я пропадаю».«В огне родилась,
В огне крестилась,
На воду пала
И пропала». |
Первую загадку Саша отгадала быстро. А
со второй никак не могла справиться, пока мама не
подсказала, какой вкус у морской воды и какое
вещество из нее добывают. Максим пообещал
отыскать еще какие-нибудь загадки про вещества.
Они еще немного поиграли, затем мальчик
попрощался и ушел.
Саша вернулась в комнату. За столом папа что-то
смешивал в маленькой баночке.
– Что ты делаешь? – спросила Саша.
– Готовлю клей. У тебя есть что-нибудь сломанное?
Этот клей годится для любой пластмассы.
– Для любой пластмассы? – переспросила Саша. Она
посмотрела на стол: там в очереди на ремонт
стояли разбитый телефон, сломанный утюг и
шлепанец. Саша потрогала эти вещи. Они были очень
разные, но получалось, что все они пластмассовые.
– Пластмасс очень много, – сказал папа, увидев ее
замешательство. – Наверное, несколько тысяч.
– И все это разные вещества?
– Да. Так у тебя есть что-нибудь пластмассовое
для склейки?
Саша вспомнила, что два дня назад у нее сломалась
ручка. Она быстро сбегала в свою комнату, достала
обломки из портфеля и положила их рядом с утюгом.
Она уже была уверена, что природа не создает
пластмассовых вещей. Но решила все же уточнить.
– Папа, а всю пластмассу делают люди? – спросила
она.
– Всю, – коротко ответил папа.
– А какие еще вещества делают люди?
– Очень многие. Например, металлы. Хотя металлы и
встречаются в природе, но в чистом виде их
приходится получать специально.
– Металлы? – удивилась Саша. – Разве металлов
несколько? А я думала, что металл – это одно
вещество.
– У всех металлов похожие свойства: они блестят,
проводят электрический ток, холодные на ощупь. Но
металлов много, и другие свойства у них
различаются. Вон, смотри, Дима паяет провода. У
него в баночке олово. Этот металл очень
легкоплавкий, а другие металлы паяльником не
расплавишь.
Саша подошла к старшему брату. Он прикоснулся
горячим паяльником к белому металлу, и тот
превратился в подвижную блестящую каплю.
– Жидкий металл! – восхищенно сказала Саша. –
Удивительно!
– Ничего удивительного, – спокойно отреагировал
Дима. – Ты что, никогда термометра не видела?
Саша тут же полезла в аптечку. На полке лежал
медицинский термометр. Саше много раз измеряли
температуру, но лишь теперь она решила
поподробнее рассмотреть, что же там внутри.
А внутри был металл. Она сразу догадалась по его
блеску. И этот металл был жидкий сам по себе, без
всякого паяльника!
– Папа, смотри! Это другой металл или тоже олово?
– снова подошла она к папе.
– Положи сейчас же на место! Это ртуть, а она
очень ядовита. Если разобьешь термометр,
придется вызывать специальную бригаду, чтобы ее
убрать, – очень строго сказал папа.
– А какие еще бывают металлы? – не могла
угомониться Саша.
– Алюминий, медь, свинец, железо, серебро, золото,
цинк... – начал перечислять папа.
– Ой, помедленнее, я не могу запомнить. Их,
наверное, тоже тысячи?
– Нет, всего несколько десятков. Но все их
запомнить действительно трудно. Тебе надо знать
пока только самые важные, – сказал папа.
– А какой самый-самый важный металл? – спросила
Саша.
– Железо.
– А как его можно узнать? Ведь все металлы очень
похожи друг на друга.
– Как раз это очень просто. Только железо
притягивается магнитом. Вот тебе магнит, иди и
проверяй, что сделано из железа. А мне,
пожалуйста, больше не мешай, а то пока мы с тобой
болтаем, весь мой клей застынет, и я ничего не
смогу отремонтировать, – и папа принялся за
работу.
Саша взяла магнит и пошла искать железо. Магнит
замечательно притягивался к ванне, холодильнику,
батарее отопления.
На кухонном столе стояли таз для варенья и две
кастрюли – серая и голубая. Саша прикоснулась
магнитом ко всем трем предметам, но он притянулся
лишь к голубой кастрюле. Значит, она – железная. А
вот из какого металла сделано остальное? С этим
вопросом она обратилась к маме.
– Эта кастрюля сделана из алюминия. Видишь, какая
она легкая. Железо от влаги ржавеет, а алюминий не
боится воды, даже горячей. Поэтому алюминиевую
посуду никогда не красят. Но вот белье кипятить в
алюминиевой кастрюле нельзя: вещества,
содержащиеся в отбеливателе, портят алюминий.
– А таз? – спросила Саша. – Он наверняка из
другого металла, ведь он тяжелый.
– Таз медный. Посмотри, какой он красный, а он
ведь тоже ничем не окрашен. Только медь имеет
такой цвет. Другие металлы обычно белые, серые
или желтоватые.
– Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-бараз!» – |
весело прокричала Саша строчки из
«Мойдодыра». – Теперь я никогда не перепутаю
железо, медь и алюминий! Олово и ртуть я теперь
тоже знаю.
– Вот и молодец, – похвалила мама. Но Саша не
могла успокоиться.
– А кроме пластмасс и металлов, что еще сделано
людьми?
– Многие вещества. Например, краски, лекарства,
удобрения...
– А когда человека еще не было, вещества были? –
спросила Саша и тут же сама ответила: – Были. А
какие?
– Подумай сама, – сказала мама. – Не забудь
только, что вещества бывают не только твердыми,
но и жидкими, и в виде газов.
Саша пошла к себе в комнату и села на диван. «Газы
– это то, из чего состоит воздух. Жидкость – вода.
Их не люди сделали, они были и раньше. Камни,
земля, песок, глина – это тоже существует само по
себе, без человека...»
Саша посмотрела на свою руку. «Интересно, а из
чего состоит человек?» – подумала она. Ответ был
ясен – из веществ. «И животные – из веществ, и
растения...» – лениво размышляла Саша. Она уже
устала, и, хотя ей очень хотелось узнать, из каких
именно веществ построены живые организмы, сил
спрашивать об этом уже не было. «Выясню завтра, –
решила Саша. – Или послезавтра. Ведь, наверное,
это очень сложно».
А ночью Саше приснилось медвежье семейство.
А наутро Саша обнаружила на своем столе
неизвестно откуда взявшийся кроссворд.
Кроссворд. Напиши вещества, которые
можно найти:
1. В воздухе.
2. В аптечке.
3. В мастерской.
4. В буфете.
5. В озере.
|