Microsoft Office учителю химии
Окончание. Начало см. в № 5/2003
Учитель химии может прежде всего организовать
базу данных учеников. Для этого в окне Оutlook
откройте папку Контакты, нажмите на панели
инструментов кнопку Создать контакт.
Появится форма контакта, в которой заполните
необходимые вам поля. Если дополнить список
категорий номерами классов и в данном контакте
установить нужный, то впоследствии можно будет
сортировать учащихся по классам. В поле Примечания
(большое текстовое поле внизу формы) можно ввести
любую информацию об ученике и даже вставить
любой файл или ярлык для этого файла (рис. 7).
|
Рис. 7
Информационная карточка об ученике в Outlook
|
Вставка файла или ярлыка проводится
или стандартным методом, или перетаскиванием,
или командой Вставка главного меню.
Созданные контакты можно организовать различным
способом: в виде карточек (рис. 8), по категориям
(рис. 9) или иным способом. Для этого надо
использовать команду Вид, Текущее
представление главного меню.
|
Рис. 8
Вставка файла в информационную карточку
|
Если вы хотите позвонить родителям
ученика (компьютер подключен к телефонной линии
при помощи модема), выделите нужный контакт, а
затем нажмите кнопку Автонабор стандартной
панели или выберите команду Сервис, Набрать
номер главного меню.
|
Рис.9
Организация контактов по категориям
(10-й и 11-й класс)
|
Аналогично тому, как многие люди
пользуются бумажными календарями различных
типов для пометок о своих предстоящих делах,
встречах и событиях, в Оutlook имеется папка Календарь,
предназначенная для хранения элементов, в полях
которых содержится подобная информация. Этой
папкой пользуются для работы с информацией,
относящейся к определенной дате (рис. 10).
|
Рис. 10
Папка «Календарь» в стандартном приложении Outlook
|
Пользоваться календарем очень легко.
Надо только иметь в виду, что термины «встреча» и
«событие», которыми оперирует календарь, имеют в
Оutlook не те значения, которые используются в
повседневной речи.«Встреча» – это
запланированное
на определенное время мероприятие.
Предполагается, что приблизительная
продолжительность этого мероприятия известна
заранее. Поэтому встречами являются все
мероприятия, для которых резервируется
конкретный интервал времени. В этом смысле
планируемые внеклассные мероприятия или уроки
могут быть отражены в календаре в качестве
встречи.
«Событие» – мероприятие, происходящее в
определенный день (или в течение нескольких
дней), но не занимающее определенного времени.
Пример событий – «Неделя химии», праздники,
каникулы.
Как и другие папки Оutlook, Календарь может
иметь несколько представлений. В представлении День/Неделя/Месяц
Календарь состоит из трех панелей:
Список встреч. Показывает текущий
день по часам, отражает назначенные на текущий
день встречи и события.
Календарик. Отображает дни текущего и
следующего месяца; текущий день выделен.
Панель задач. Отображает текущие
задачи.
При щелчке на любой дате этот день становится
текущим, и будут отражены все намеченные на этот
день дела.
Если щелкнуть по клавише , будет показан
еженедельник, по клавише – ежемесячник, по
клавише – ежедневник. Щелкнув два раза по списку
дел, вы откроете форму Встреча, в которой
можно заполнить нужные поля. В эту форму также
можно поместить файл или ссылку на него (рис. 11).
|
Рис. 11
Форма «Встреча» из папки «Календарь» приложения
Outlook
|
Даже если у вас нет постоянного доступа
к компьютеру, имеет смысл договориться с
администрацией школы о выделении вам
определенного времени для работы с ним, а Оutlook
распечатает календарь со всеми запланированными
делами. При печати календаря Оutlook представляет
пять различных стилей, среди которых –
ежедневник, еженедельник и ежемесячник. Для
распечатки содержимого календаря на принтере
надо открыть календарь и выбрать команду Файл,
Печать. В открывшемся диалоговом окне Печать
выберите стиль, задайте диапазон дат, укажите
количество копий и нажмите кнопку ОК.
Как уже говорилось выше, в папке Календарь
есть панель задач. При щелчке на этой панели
откроется форма Задача, которая очень
похожа на форму Встреча. При необходимости
можно установить дату начала и завершения
задачи, но, если задача имеет общий характер
(например, «Работа с отстающими учениками»), дата
не устанавливается (рис. 12). В поле Примечание
описывается характер задачи. Туда же можно
поместить и файлы нужных документов.
|
Рис.12
Форма «Задача» из папки «Календарь»
|
Две важнейшие функции компьютера в
современном мире обусловили его незаменимость –
это коммуникации (Интернет, электронная почта и
т. п.) и работа с информацией. О коммуникациях мы
поговорим позже, а сейчас рассмотрим возможность
компьютера хранить и обрабатывать информацию.
Одним из распространенных средств такого
хранения являются базы данных.
База данных – это файл специального формата,
содержащий информацию, структурированную
заданным образом. Простейшие базы данных можно
создавать, не прибегая к специальным программным
средствам. Чтобы файл считался базой данных,
информация в нем должна иметь структуру (поля) и
быть форматирована так, чтобы содержимое
соседних полей легко различалось. Относительно
простые базы данных, как уже говорилось, можно
создавать, используя Word и Ехсеl. Средств
обработки данных, имеющихся в этих приложениях,
на первых порах вполне достаточно, чтобы учитель
мог полноценно работать с компьютером.
Если возникнет необходимость более глубокой
обработки данных – автоматизировать создание
всевозможных отчетов и
т. п., в Microsoft Office имеется мощная система
управления базами данных (СУБД) Microsoft Access. Путем
несложных манипуляций структурированные данные
из Word и Ехсеl можно перенести в Access для дальнейшей
обработки.
Подобно всякой системе управления базами данных,
наборы структурированных данных представлены в
Access в таблицах. Таблица состоит из строк, каждая
из которых соответствует одному элементу —
человеку, классу, химическому веществу и т. п.
Такой элемент называется записью.
Кроме того, таблица разбита на столбцы, в которых
содержатся конкретные данные об элементах. Если
строки таблицы соответствуют ученикам, в таблице
среди прочих могут быть столбцы для фамилии и
адреса. Элементы информации в колонках таблицы
называются полями записи.
Кроме таблиц в Access используются экранные формы,
запросы и отчеты. Экранные формы предназначены
для отображения и вывода информации из таблиц в
более привлекательном и читабельном виде. В
экранной форме легче изменить расположение
информации, добавить текстовое описание и
графическое оформление, вывести результаты
вычислений.
Запросы позволяют получить необходимую
информацию из таблиц Access. Самые распространенные
запросы – запросы на выборку информации –
выбирают поля из записей, соответствующих
заданному критерию. Результаты запроса
представляются в виде отдельной таблицы.
Для печати выбранной информации применяются
отчеты. Как в запросах, так и в отчетах
указывается критерий выбираемой информации. Для
описания и выделения данных можно использовать
текстовое и графическое оформление. Однажды
созданный запрос или отчет можно использовать в
любое время для вывода или печати той информации
из базы данных, которая в данный момент
соответствует его критерию. Освоение Microsoft Access
требует определенного времени и усилий, но для
начинающих можно порекомендовать создать базу
данных с помощью «мастера» – специальной
функции Access, помогающей работать с программой.
Современные информационные технологии
немыслимы без использования сети Интернет.
Интернет, или мировая паутина, это миллионы
компьютеров, объединенные в одно целое каналами
связи. Подключиться к Интернету просто.
Необходимы компьютер, модем – устройство
передачи информации по телефонной линии – и,
конечно, сама телефонная линия. Став частью
мировой сети, вы сможете «скачивать» на свой
компьютер любой из сотен и сотен документов,
находящихся на других компьютерах сети. В
Интернете можно найти не только текстовую
информацию, но и рисунки, фотографии, музыку,
видеофильмы. Через Интернет можно общаться друг
с другом при помощи IP-телефонии или организовав
видеоконференцию. Однако Интернет – это не
просто всемирное объединение больших и малых
компьютерных сетей, а еще и совокупность ряда
служб, функционирующих в едином мировом
информационном пространстве.
Чаще всего под словом «Интернет» понимают его
наиболее популярную службу – Word Wide Web (всемирная
паутина, www), или просто Web. Информация,
опубликованная в сети в формате этой службы,
представляется в виде web-страниц. Web-страницы –
это комплексные документы, которые могут
содержать любые виды данных: текст, графику, звук,
видео и анимацию.
Прием web-страниц из Интернета и их отображение –
достаточно сложная задача. Для этой цели
используют специальные программы просмотра
web-страниц. Такие программы называют броузерами.
В состав Microsoft Office входит один из самых
распространенных броузеров Microsoft Internet Ехрlorer (IЕ).
Эта программа называется там обозреватель Web.
После запуска IЕ загружается и отображается
основная страница, на адрес которой настроен
обозреватель. Для перехода на другую web-страницу
нужно ввести ее адрес (URL) в поле панели Адрес и
нажать клавишу Еnter.
Большинство web-документов содержат
гипертекстовые ссылки или просто гиперссылки.
Гиперссылка – это объект web-страницы, содержащий
информацию об адресе другой web-страницы. В
качестве такого объекта обычно выступает
фрагмент текста, выделенный цветом и
подчеркиванием, или графическая иллюстрация,
выделенная цветной рамкой.
Гипертекстовые ссылки обычно указывают на
web-страницу, тематически связанную с
просматриваемой в данный момент. При наведении
на гиперссылку указатель мыши принимает форму
кисти руки с вытянутым указательным пальцем, и,
чтобы попасть на новую страницу, достаточно в
этот момент щелкнуть левой кнопкой мыши.
Обозреватель загрузит новую страницу,
находящуюся по тому адресу, который указан в
ссылке.
Новая web-страница может содержать новые
гиперссылки, что позволяет продолжать просмотр
документов, относящихся к той же теме.
Если тематическая область разыскиваемой
информации известна, то, начав с одного-двух
стандартных адресов, теоретически можно найти
любую информацию по данной теме, пользуясь
только гипертекстовыми ссылками. В Интернете
немало специальных страниц-указателей,
содержащих только большие подборки гиперссылок,
которые дают доступ к web-страницам, посвященным
определенным вопросам.
Если неизвестны адреса ни одной страницы,
посвященной данной теме, то лучше всего начинать
искать нужную информацию с так называемых
поисковых серверов. В русскоязычном Интернете
можно отметить поисковые серверы Яндекс и Рамблер.
Для примера попытаемся найти информацию о
сульфате железа. Запустим IE и в поле Адрес внесем:
www.yandex.ru (рис. 13).
|
Рис. 13
Поисковый сервер Яндекс
в обозревателе всемирной паутины Web
|
После отображения первой страницы Яндекса
(рис. 14) введем в поле Я ищу: сульфат железа
— и щелкнем на кнопке Найти.
|
Рис. 14
Поиск информации о сульфатах железа(II и III)
на сервере Яндекс в Интернете
|
Через некоторое время появится
результат поиска в Интернете web-страниц,
содержащих слова «сульфат железа»
(рис. 15).
|
Рис. 15
Первые результаты поиска web-страниц
со словами «сульфат железа»
|
Всего в результате поиска обнаружено
4550 web-страниц, на которых встречаются слова
сульфат железа и, что еще более важно, ссылки на
три статьи из двух интернетовских энциклопедий.
Щелкнув на второй ссылке (см. рис. 15), перейдем на
страницу с описанием сульфата железа (рис. 16).
|
Рис. 16
Сведения о сульфате железа(II) из Интернета
|
Воспользовавшись ссылками,
находящимися на этой странице, можно перейти на
главную страницу интересного сайта
«Экспериментальная химия», созданного
шестнадцатилетним учеником школы № 121
г. Одессы http://сhеm-ехреriment.narod.ru,
или на энциклопедическую статью, посвященную
сульфату железа, – http://encycl.yandex.ru
(рис. 17).
|
Рис. 17
Web-страница о сульфатах железа(II и III)
из Большой Советской Энциклопедии
|
Таким образом, даже беглое знакомство с
возможностями Microsoft Office показывает, что этот
пакет программ может весьма разнообразить
учебный процесс и облегчить работу учителя.
Г.В.МУХАМЕТОВ,
(с. Казанское, Орловская обл.) |