Уважаемые учителя и родители!
Это пособие предназначено для школьников,
приступивших к изучению предмета «Экология» или
«Окружающий мир». Школьная программа для
начальных классов включает элементы подготовки
практически по всем учебным предметам средней
школы, кроме химии. Поэтому, приступая к изучению
химии в старших классах, большинство школьников
испытывают серьезные трудности. Этого можно
избежать, если начать знакомство с основами
химии на более ранних этапах образования, как это
делается в случае биологии, географии, физики и т.
д. Предлагаемое пособие поможет вашим детям
понять, что такое химия, что она изучает, почему
каждому человеку необходимо ее изучать.
Каждая глава пособия посвящена одному из
важнейших понятий химии и, в более широком
смысле, естествознания вообще. Основы химии в
объеме, доступном учащимся, изложены в форме
бесед о химических веществах и их превращениях.
Эта форма изложения наиболее приемлема для
знакомства школьников с основами такой сложной
науки, как химия, заинтересовывая, а не отпугивая
их излишней информацией, сухими определениями и
формальной логикой.
При написании пособия не ставилась задача
предоставить материал, необходимый для
запоминания. Цель была другая: открыть детям мир
веществ и пробудить к нему интерес. Знакомство с
простейшими (и важнейшими!) химическими
понятиями в дальнейшем облегчит школьникам
изучение систематического курса химии в 8–9-х
классах средней школы. Методологический подход,
основанный на представлении химических
процессов как превращений веществ, поможет детям
в дальнейшем избежать механического запоминания
химических формул и уравнений реакций.
Знания о химических веществах и их превращениях
совершенно необходимы детям, поскольку их
окружают не только полезные, но также вредные и
опасные вещества. Это важно и для общего
экологического образования школьников.
Пособие предназначено для внеклассного чтения,
не исключается участие родителей в этом
процессе. Оно может обсуждаться в классе на
уроках экологии или окружающего мира, может
стать первой ступенькой в давно назревшем
широком естественно-научном образовании наших
детей.
Несмотря на то, что пособие написано простым
языком, в нем используется строго научный подход
к изложению фактов, дана только достоверная
информация, по возможности соблюдается
современная химическая терминология.
Учебники по предметам «Экология» и «Окружающий
мир» содержат в основном сведения по биологии и
географии. Начальные знания по химии должны их
дополнить и углубить, а также выявить связи между
различными областями естествознания. Мир
веществ не менее интересен для младших
школьников, чем мир растений и животных,
природных явлений и земной поверхности. Чем
раньше они с ним познакомятся, тем увереннее
будут чувствовать себя в окружающем их мире.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление.
Первая глава. Что такое вещество.
Вторая глава. Какие бывают вещества.
Третья глава. Вещества могут
превращаться друг в друга.
Четвертая глава. Не все превращения
веществ имеют отношение к химии.
Пятая глава. Что такое химическая
реакция и как можно записать химические
превращения.
Шестая глава. Разные химические
реакции.
Седьмая глава. Химия помогает больше
узнать о природе.
Восьмая глава. Некоторые химические
вещества, производимые человеком.
Девятая глава. Зачем химия нужна
растениям и животным.
Десятая глава. О веществах, которые
встречаются на каждом шагу.
Одиннадцатая глава. Химическое
содержимое обычной аптечки.
Двенадцатая глава. Химия может быть не
только врагом, но и другом природы.
Тринадцатая глава. О самой маленькой
крупинке вещества.
Четырнадцатая глава. Что же именно
превращается при химических реакциях.
Заключение.
Вступление
Не успела Саша сбежать со ступенек школьного
крыльца, как над ее головой просвистел снежок.
– Ну, Макс, погоди! – пробормотала она, заметив за
елкой знакомую оранжевую шапочку. – Вот как
сейчас дам портфелем!
Вышедший из-за дерева Максим весело помахал
рукой. Девочка тут же его простила. Они жили по
соседству и часто вместе возвращались из школы
домой. Но сегодня Саша задержалась.
– Что вы так долго делали? – спросил Максим. – Я
тут уже давным-давно гуляю.
– Нам рассказывали про разные профессии. Завтра
пишем сочинение «Кем быть?».
– Знаю-знаю! «У меня растут года...» И что ты
выбрала?
– Еще не придумала. Наверное, напишу, что буду
химиком. Как моя мама.
Максим слышал это слово и раньше. Но
представления не имел, чем же занимаются химики.
– Я читал о химиках в книжке про Незнайку, –
вспомнил он. – Там тучи посыпали каким-то
порошком, и они исчезали.
Саша рассмеялась, но потом сказала серьезно:
– Химики проводят опыты. Я видела, как это делает
мама. Вот ты знаешь, что марганцовка может стать
бесцветной?
Максим знал, что розовой марганцовкой можно
полоскать горло. А еще бабушка поливала ей грядки
с земляникой. Но о превращениях марганцовки
мальчик услышал впервые.
Это произошло прошлой весной. В субботу у Саши
нет уроков. А маме надо было идти на работу.
Вечером они собирались поехать на дачу, поэтому
мама разрешила Саше пойти с ней в институт.
– Только ничего не трогай и сиди тихо! –
предупредила мама.
Саша начала читать книжку. Вдруг в комнату
заглянула мама:
– Я сейчас буду показывать опыты. Хочешь
посмотреть?
Саша кивнула.
– Стой в сторонке и никому не мешай, – сказала
мама.
Она взяла в руку три странных длинных стаканчика,
похожих на трубочки. Саша видела когда-то такие в
детской поликлинике.
Мама строгим голосом сказала:
– В три пробирки наливаем раствор...
Дальше последовали какие-то незнакомые слова. Но
Саша догадалась, что этот темно-фиолетовый
раствор был раствором марганцовки.
В две пробирки мама добавила по нескольку капель
чего-то бесцветного из двух разных баночек.
Ничего не произошло. Но потом она набрала полную
пипетку какой-то водички, накапала из нее во все
три пробирки и подогрела их. И тут случилось чудо:
в одной пробирке яркая окраска марганцовки
исчезла совсем, в другой – из фиолетовой стала
зеленой, а в третьей – появилось что-то
грязно-коричневое.
Потом мама показывала еще какие-то опыты, но Саша
уже не смотрела. Она никак не могла понять, как
получаются такие удивительные превращения. Ведь
она знала, что мама вовсе не волшебница. Значит,
все дело в волшебной науке химии.
Около подъезда ребята нос к носу столкнулись с
Сашиной мамой.
– Ваша Саша хочет стать химиком! –
поздоровавшись, сообщил Максим.
– А ты знаешь, что такое химия? – спросила мама.
– Не совсем, – ответил Максим.
Саша промолчала. Она тоже не очень хорошо
понимала, что изучает химия. А потом обратилась к
маме:
– Чтобы научиться читать, детям дают азбуку. Про
математику тоже есть интересные книжки, даже для
дошкольников. А почему нет такой книжки про
химию? Вот если бы была «Химическая азбука», все
дети знали бы, что такое химия.
– Вот что, – сказала мама. – Давай сделаем свою
«Химическую азбуку». Возьмешь тетрадку, и на
каждой страничке мы будем рисовать или писать
что-нибудь важное про химию.
– А можно я тоже буду что-нибудь придумывать про
химию? – спросил Максим.
– Конечно! Вот погуляете, сделаете уроки, а потом
приходи к нам! А я пока приготовлю что-нибудь
вкусненькое.
Первая глава. Что такое вещество
– Мама, я все сделала! – прокричала Саша. –
Давай писать химическую азбуку. Начнем с буквы
«А»?
– Нет, – сказала мама. – Начнем с буквы «В».
– Почему?
– Потому что самое важное в любой науке – это
понять, что именно она изучает. А химия изучает
вещества и их свойства.
Ты знаешь, что такое вещество?
– Не совсем, – ответила Саша, – объясни мне.
– Да ты сама догадаешься, если скажешь, чем
отличаются друг от друга вещества и просто вещи.
Вот, например, стол – это что?
– Стол – это вещь, – уверенно сказала Саша.
– А дерево?
– Если это дерево, которое растет в лесу, то,
наверное, тоже вещь.
– А если дерево – это то, из чего сделан стол? –
спросила мама.
– Тогда больше похоже на вещество, – ответила
Саша.
– Вот видишь, это не так уж и сложно. Посмотри
вокруг себя, и ты увидишь, что вещества есть
повсюду.
Саша огляделась по сторонам.
– Ручка сделана из пластмассы. Пластмасса – это
вещество. Пластилин – тоже вещество. Металл –
вещество. Стекло – вещество. Бумага – вещество,
– стала перечислять Саша. – Мама! – воскликнула
Саша. – Разные вещи могут состоять из одного и
того же вещества! Смотри, из бумаги сделаны и
тетрадки, и книжки, и обои у нас на стенах!
– Да, конечно, – сказала мама. – Пошли на кухню.
Видишь, сколько разной посуды можно сделать из
стекла. А из металла – и кастрюли, и сковородки.
– А ведь и кастрюли бывают из стекла. У нас же
есть стеклянная кастрюля для микроволновой
печки!
– Вот видишь, – мама была довольна. – Ты уже
догадалась, что и одинаковые вещи могут быть
сделаны из разных веществ. Теперь, когда ты
знаешь разницу между вещами и веществами, тебе
нетрудно будет находить вещества в любом месте.
Зазвенел дверной звонок. На пороге стоял
улыбающийся Максим.
– Заходи! – обрадовалась Саша. – Я придумала
химическую игру!
Она вывалила на пол картонные карточки:
– Будем писать на них разные слова и определять,
что это – вещь или вещество.
Вскоре Саша и Максим увлеченно раскладывали
карточки на две кучки.
Покажите и вы стрелочками, что из написанного
– вещи, а что – вещества.
На следующий день, возвращаясь из школы, Саша
внимательно смотрела вокруг. Ей хотелось
обнаружить как можно больше разных веществ. Она
уже поняла, что вещества – это то, из чего состоят
вещи. Саша так засмотрелась по сторонам, что не
заметила, как очутилась посреди большой лужи.
– Лужа не похожа на вещь, ведь ее нельзя взять в
руки, – вслух подумала она. – Но лужа состоит из
воды. Так вода – это вещество или нет? Наверное,
все-таки вещество... Значит, вещества могут быть
не только твердыми, но и жидкими!
Саша обрадовалась, что сама додумалась до этого.
Тут она вспомнила, что недавно в школе
учительница рассказывала про воздух. Воздух – не
твердое вещество и не жидкость. «Это газ. Так что
вещества бывают и газами!» Саша поспешила домой,
чтобы поскорее рассказать маме о своем открытии.
Но вдруг она замедлила шаг. На уроке говорилось,
что в воздухе есть кислород и углекислый газ.
«Они, наверное, тоже вещества. А сам воздух? Он
вещество или нет?» Саша совсем запуталась и
решила обо всем поподробнее расспросить у мамы.
– Хорошо, что ты об этом спрашиваешь, – сказала
мама, когда Саша поделилась с ней своими
сомнениями. – Дело в том, что вещества могут
находиться в чистом виде и в виде смесей. Воздух
– это смесь разных газов. В нем есть и кислород, и
углекислый газ. Кстати, вместе они составляют
лишь пятую часть воздуха. А в основном воздух
состоит из еще одного вещества – азота. Просто мы
его не замечаем, потому что он не участвует в
дыхании.
– А только воздух – смесь веществ? – спросила
Саша.
– Конечно, нет. Как раз чистыми вещества бывают
очень редко, а обычно встречаются их смеси. Но и в
смеси каждое вещество обязательно сохраняет
свои свойства. А какие свойства могут быть у
веществ? – вдруг задала вопрос мама.
– Вещества различаются по цвету, они бывают
тяжелые и легкие. Некоторые вещества твердые, а
другие – жидкости или газы, – быстро
затараторила Саша.
– Вот и хорошо, – сказала мама. – Напиши на
первой страничке нашей азбуки разные вещества и
опиши их свойства.
– А мне хватит одной страницы? – спросила Саша. –
Сколько всего на свете веществ?
Мама засмеялась:
– Если ты захочешь записать все вещества, то не
хватит и самой толстой тетради – ведь их
несколько миллионов. Но ты напиши только те,
которые сможешь отыскать сама. А если одной
страницы будет недостаточно, добавишь еще.
Когда пришел Максим, у Саши уже была готова новая
игра. Теперь нужно было выбирать чистые вещества
и смеси.
Покажите стрелочками, что из предложенного
списка – чистые вещества, а что – смеси.
Карточки быстро закончились, и Максим сказал:
– А я знаю вещество, про которое есть много
разных загадок!
«Чего в решете не унесешь?»
«Что течет не останавливаясь?»
Саша быстро отгадала эти загадки, а потом
предложила:
– Давай придумаем какую-нибудь сказку про
вещества.
– Давай! А о ком будет эта сказка?
– Пусть она будет о медвежонке. Медведи любят
мед. А мед – это вещество. Вот и наш медвежонок
будет любителем меда.
* * *
В дремучем лесу жила семья медведей: папа Миша,
мама Ариша и медвежонок Фантик. Как все малыши, он
очень любил сладкое. И совсем не любил читать
книжки. Поэтому и разбирался в жизни он неважно,
хотя папа и мама старались рассказывать ему обо
всем, что необходимо знать медведю.
Пока Саша раскрашивала картинки про
Фантика и Ежика, Максим тоже не терял даром
времени. Он придумал кроссворд.
– В этот кроссворд по вертикали под цифрами 1–5
надо вписать названия веществ, которые я
нарисовал, – объяснил он. – Тогда по горизонтали
(цифра 6) получится очень интересное слово.
|