Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2003

Уважаемые учителя и родители!

Это пособие предназначено для школьников, приступивших к изучению предмета «Экология» или «Окружающий мир». Школьная программа для начальных классов включает элементы подготовки практически по всем учебным предметам средней школы, кроме химии. Поэтому, приступая к изучению химии в старших классах, большинство школьников испытывают серьезные трудности. Этого можно избежать, если начать знакомство с основами химии на более ранних этапах образования, как это делается в случае биологии, географии, физики и т. д. Предлагаемое пособие поможет вашим детям понять, что такое химия, что она изучает, почему каждому человеку необходимо ее изучать.
Каждая глава пособия посвящена одному из важнейших понятий химии и, в более широком смысле, естествознания вообще. Основы химии в объеме, доступном учащимся, изложены в форме бесед о химических веществах и их превращениях. Эта форма изложения наиболее приемлема для знакомства школьников с основами такой сложной науки, как химия, заинтересовывая, а не отпугивая их излишней информацией, сухими определениями и формальной логикой.
При написании пособия не ставилась задача предоставить материал, необходимый для запоминания. Цель была другая: открыть детям мир веществ и пробудить к нему интерес. Знакомство с простейшими (и важнейшими!) химическими понятиями в дальнейшем облегчит школьникам изучение систематического курса химии в 8–9-х классах средней школы. Методологический подход, основанный на представлении химических процессов как превращений веществ, поможет детям в дальнейшем избежать механического запоминания химических формул и уравнений реакций.
Знания о химических веществах и их превращениях совершенно необходимы детям, поскольку их окружают не только полезные, но также вредные и опасные вещества. Это важно и для общего экологического образования школьников.
Пособие предназначено для внеклассного чтения, не исключается участие родителей в этом процессе. Оно может обсуждаться в классе на уроках экологии или окружающего мира, может стать первой ступенькой в давно назревшем широком естественно-научном образовании наших детей.
Несмотря на то, что пособие написано простым языком, в нем используется строго научный подход к изложению фактов, дана только достоверная информация, по возможности соблюдается современная химическая терминология.
Учебники по предметам «Экология» и «Окружающий мир» содержат в основном сведения по биологии и географии. Начальные знания по химии должны их дополнить и углубить, а также выявить связи между различными областями естествознания. Мир веществ не менее интересен для младших школьников, чем мир растений и животных, природных явлений и земной поверхности. Чем раньше они с ним познакомятся, тем увереннее будут чувствовать себя в окружающем их мире.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление.
Первая глава
. Что такое вещество.
Вторая глава. Какие бывают вещества.
Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга.
Четвертая глава. Не все превращения веществ имеют отношение к химии.
Пятая глава. Что такое химическая реакция и как можно записать химические превращения.
Шестая глава. Разные химические реакции.
Седьмая глава. Химия помогает больше узнать о природе.
Восьмая глава. Некоторые химические вещества, производимые человеком.
Девятая глава. Зачем химия нужна растениям и животным.
Десятая глава. О веществах, которые встречаются на каждом шагу.
Одиннадцатая глава. Химическое содержимое обычной аптечки.
Двенадцатая глава. Химия может быть не только врагом, но и другом природы.
Тринадцатая глава. О самой маленькой крупинке вещества.
Четырнадцатая глава. Что же именно превращается при химических реакциях.
Заключение.

Вступление

Не успела Саша сбежать со ступенек школьного крыльца, как над ее головой просвистел снежок.
– Ну, Макс, погоди! – пробормотала она, заметив за елкой знакомую оранжевую шапочку. – Вот как сейчас дам портфелем!
Вышедший из-за дерева Максим весело помахал рукой. Девочка тут же его простила. Они жили по соседству и часто вместе возвращались из школы домой. Но сегодня Саша задержалась.
– Что вы так долго делали? – спросил Максим. – Я тут уже давным-давно гуляю.
– Нам рассказывали про разные профессии. Завтра пишем сочинение «Кем быть?».
– Знаю-знаю! «У меня растут года...» И что ты выбрала?
– Еще не придумала. Наверное, напишу, что буду химиком. Как моя мама.
Максим слышал это слово и раньше. Но представления не имел, чем же занимаются химики.
– Я читал о химиках в книжке про Незнайку, – вспомнил он. – Там тучи посыпали каким-то порошком, и они исчезали.
Саша рассмеялась, но потом сказала серьезно:
– Химики проводят опыты. Я видела, как это делает мама. Вот ты знаешь, что марганцовка может стать бесцветной?
Максим знал, что розовой марганцовкой можно полоскать горло. А еще бабушка поливала ей грядки с земляникой. Но о превращениях марганцовки мальчик услышал впервые.

Это произошло прошлой весной. В субботу у Саши нет уроков. А маме надо было идти на работу. Вечером они собирались поехать на дачу, поэтому мама разрешила Саше пойти с ней в институт.
– Только ничего не трогай и сиди тихо! – предупредила мама.
Саша начала читать книжку. Вдруг в комнату заглянула мама:
– Я сейчас буду показывать опыты. Хочешь посмотреть?
Саша кивнула.
– Стой в сторонке и никому не мешай, – сказала мама.
Она взяла в руку три странных длинных стаканчика, похожих на трубочки. Саша видела когда-то такие в детской поликлинике.
Мама строгим голосом сказала:
– В три пробирки наливаем раствор...
Дальше последовали какие-то незнакомые слова. Но Саша догадалась, что этот темно-фиолетовый раствор был раствором марганцовки.
В две пробирки мама добавила по нескольку капель чего-то бесцветного из двух разных баночек. Ничего не произошло. Но потом она набрала полную пипетку какой-то водички, накапала из нее во все три пробирки и подогрела их. И тут случилось чудо: в одной пробирке яркая окраска марганцовки исчезла совсем, в другой – из фиолетовой стала зеленой, а в третьей – появилось что-то грязно-коричневое.
Потом мама показывала еще какие-то опыты, но Саша уже не смотрела. Она никак не могла понять, как получаются такие удивительные превращения. Ведь она знала, что мама вовсе не волшебница. Значит, все дело в волшебной науке химии.

Около подъезда ребята нос к носу столкнулись с Сашиной мамой.
– Ваша Саша хочет стать химиком! – поздоровавшись, сообщил Максим.
– А ты знаешь, что такое химия? – спросила мама.
– Не совсем, – ответил Максим.
Саша промолчала. Она тоже не очень хорошо понимала, что изучает химия. А потом обратилась к маме:
– Чтобы научиться читать, детям дают азбуку. Про математику тоже есть интересные книжки, даже для дошкольников. А почему нет такой книжки про химию? Вот если бы была «Химическая азбука», все дети знали бы, что такое химия.
– Вот что, – сказала мама. – Давай сделаем свою «Химическую азбуку». Возьмешь тетрадку, и на каждой страничке мы будем рисовать или писать что-нибудь важное про химию.
– А можно я тоже буду что-нибудь придумывать про химию? – спросил Максим.
– Конечно! Вот погуляете, сделаете уроки, а потом приходи к нам! А я пока приготовлю что-нибудь вкусненькое.

Первая глава. Что такое вещество

– Мама, я все сделала! – прокричала Саша. – Давай писать химическую азбуку. Начнем с буквы «А»?
– Нет, – сказала мама. – Начнем с буквы «В».
– Почему?
– Потому что самое важное в любой науке – это понять, что именно она изучает. А химия изучает вещества и их свойства.
Ты знаешь, что такое вещество?
– Не совсем, – ответила Саша, – объясни мне.
– Да ты сама догадаешься, если скажешь, чем отличаются друг от друга вещества и просто вещи. Вот, например, стол – это что?
– Стол – это вещь, – уверенно сказала Саша.
– А дерево?
– Если это дерево, которое растет в лесу, то, наверное, тоже вещь.
– А если дерево – это то, из чего сделан стол? – спросила мама.
– Тогда больше похоже на вещество, – ответила Саша.
– Вот видишь, это не так уж и сложно. Посмотри вокруг себя, и ты увидишь, что вещества есть повсюду.
Саша огляделась по сторонам.
– Ручка сделана из пластмассы. Пластмасса – это вещество. Пластилин – тоже вещество. Металл – вещество. Стекло – вещество. Бумага – вещество, – стала перечислять Саша. – Мама! – воскликнула Саша. – Разные вещи могут состоять из одного и того же вещества! Смотри, из бумаги сделаны и тетрадки, и книжки, и обои у нас на стенах!
– Да, конечно, – сказала мама. – Пошли на кухню. Видишь, сколько разной посуды можно сделать из стекла. А из металла – и кастрюли, и сковородки.
– А ведь и кастрюли бывают из стекла. У нас же есть стеклянная кастрюля для микроволновой печки!
– Вот видишь, – мама была довольна. – Ты уже догадалась, что и одинаковые вещи могут быть сделаны из разных веществ. Теперь, когда ты знаешь разницу между вещами и веществами, тебе нетрудно будет находить вещества в любом месте.
Зазвенел дверной звонок. На пороге стоял улыбающийся Максим.
– Заходи! – обрадовалась Саша. – Я придумала химическую игру!
Она вывалила на пол картонные карточки:
– Будем писать на них разные слова и определять, что это – вещь или вещество.
Вскоре Саша и Максим увлеченно раскладывали карточки на две кучки.
Покажите и вы стрелочками, что из написанного – вещи, а что – вещества.

На следующий день, возвращаясь из школы, Саша внимательно смотрела вокруг. Ей хотелось обнаружить как можно больше разных веществ. Она уже поняла, что вещества – это то, из чего состоят вещи. Саша так засмотрелась по сторонам, что не заметила, как очутилась посреди большой лужи.
– Лужа не похожа на вещь, ведь ее нельзя взять в руки, – вслух подумала она. – Но лужа состоит из воды. Так вода – это вещество или нет? Наверное, все-таки вещество... Значит, вещества могут быть не только твердыми, но и жидкими!
Саша обрадовалась, что сама додумалась до этого. Тут она вспомнила, что недавно в школе учительница рассказывала про воздух. Воздух – не твердое вещество и не жидкость. «Это газ. Так что вещества бывают и газами!» Саша поспешила домой, чтобы поскорее рассказать маме о своем открытии.
Но вдруг она замедлила шаг. На уроке говорилось, что в воздухе есть кислород и углекислый газ. «Они, наверное, тоже вещества. А сам воздух? Он вещество или нет?» Саша совсем запуталась и решила обо всем поподробнее расспросить у мамы.
– Хорошо, что ты об этом спрашиваешь, – сказала мама, когда Саша поделилась с ней своими сомнениями. – Дело в том, что вещества могут находиться в чистом виде и в виде смесей. Воздух – это смесь разных газов. В нем есть и кислород, и углекислый газ. Кстати, вместе они составляют лишь пятую часть воздуха. А в основном воздух состоит из еще одного вещества – азота. Просто мы его не замечаем, потому что он не участвует в дыхании.
– А только воздух – смесь веществ? – спросила Саша.
– Конечно, нет. Как раз чистыми вещества бывают очень редко, а обычно встречаются их смеси. Но и в смеси каждое вещество обязательно сохраняет свои свойства. А какие свойства могут быть у веществ? – вдруг задала вопрос мама.
– Вещества различаются по цвету, они бывают тяжелые и легкие. Некоторые вещества твердые, а другие – жидкости или газы, – быстро затараторила Саша.
– Вот и хорошо, – сказала мама. – Напиши на первой страничке нашей азбуки разные вещества и опиши их свойства.
– А мне хватит одной страницы? – спросила Саша. – Сколько всего на свете веществ?
Мама засмеялась:
– Если ты захочешь записать все вещества, то не хватит и самой толстой тетради – ведь их несколько миллионов. Но ты напиши только те, которые сможешь отыскать сама. А если одной страницы будет недостаточно, добавишь еще.
Когда пришел Максим, у Саши уже была готова новая игра. Теперь нужно было выбирать чистые вещества и смеси.
Покажите стрелочками, что из предложенного списка – чистые вещества, а что – смеси.

Карточки быстро закончились, и Максим сказал:
– А я знаю вещество, про которое есть много разных загадок!
«Чего в решете не унесешь?»
«Что течет не останавливаясь?»
Саша быстро отгадала эти загадки, а потом предложила:
– Давай придумаем какую-нибудь сказку про вещества.
– Давай! А о ком будет эта сказка?
– Пусть она будет о медвежонке. Медведи любят мед. А мед – это вещество. Вот и наш медвежонок будет любителем меда.

* * *

В дремучем лесу жила семья медведей: папа Миша, мама Ариша и медвежонок Фантик. Как все малыши, он очень любил сладкое. И совсем не любил читать книжки. Поэтому и разбирался в жизни он неважно, хотя папа и мама старались рассказывать ему обо всем, что необходимо знать медведю.

Пока Саша раскрашивала картинки про Фантика и Ежика, Максим тоже не терял даром времени. Он придумал кроссворд.

– В этот кроссворд по вертикали под цифрами 1–5 надо вписать названия веществ, которые я нарисовал, – объяснил он. – Тогда по горизонтали (цифра 6) получится очень интересное слово.

Рейтинг@Mail.ru