Конспекты занятий по курсу
неорганической химии для 10 класса
Тема 5.
IIIa–Ia группы периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева
(окончание)
Занятие 53.
Практическое занятие № 9.
Решение экспериментальных задач по теме 5
Продолжение. См. № 1, 2 /2002
Форма организации учебного процесса
Задание 1. Распознайте растворы
хлорида меди(II), карбоната натрия, гидроксида
кальция. Растворы даны в пробирках № 1, 2, 3.
Отчет оформите в виде табл. 1.
Таблица 1
Номер пробирки |
Способ распознавания.
Формулы реактивов |
Наблюдения |
Ионные уравнения
реакций |
Формулы исследуемых
веществ |
полное |
сокращенное |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
Задание 2. Определите среду
раствора в пробирке, где находится раствор
хлорида меди(II), выданный в задании 1.
Отчет оформите в виде табл. 2.
Таблица 2
Индикатор |
Наблюдения |
Ионные уравнения
реакций |
полное |
сокращенное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Осуществите
превращения веществ:
оксид кальция гидроксид кальция карбонат кальция гидрокарбонат
кальция.
Отчет оформите в виде табл. 3.
Таблица 3
Выполнение опыта |
Наблюдения |
Ионные уравнения
реакций |
полное |
сокращенное |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
Оценка:
Занятие 54.
Обобщение, систематизация и коррекция знаний,
умений и навыков учащихся по теме 5
Форма организации учебного процесса
Основные цели. Формирование
основополагающих химических понятий, умений и
навыков. Обобщить, систематизировать,
скорректировать знания, умения и навыки учащихся
по химическим элементам Ia–IIIa групп
периодической системы химических элементов,
образованным ими простым и сложным веществам,
используя понятия: строение атома, химические
свойства основных классов неорганических
веществ, электролиз; решение задач на «избыток».
Оборудование. Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева, схема
(таблица) применения алюминия и его сплавов,
штатив с пробирками, горелка (спиртовка),
держатель для пробирок, рис. 20, рис. 21.3 («Химия-9»).
Вещества. Растворы карбоната натрия,
сульфата натрия, гидрокарбонатов кальция и
магния, лакмус.
|
Рис. 20. Схема взаимодействия
металлов с простыми и
сложными веществами
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основное содержание |
Формы обучения |
Методы обучения |
Средства обучения |
1. Напишите в общем виде
электронные формулы внешнего энергетического
уровня атомов элементов Ia–IIIa групп
периодической системы химических элементов |
|
|
Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева |
2. Заполните пропуск.
Самым активным металлом является ... |
|
|
|
3. Напишите сокращенные
ионные уравнения осуществимых
при комнатной температуре реакций:
1) Cu и ZnCl2;
2) Zn и CuCl2;
3) Fe и AgNO3;
4) Ca и H2O;
5) BaO и H2O;
6) Na и H2O;
7) CuO и H2O;
8) Cu и HCl;
9) Al и H2SO4 (разб.) |
|
|
|
4. Конкретизируйте схему
взаимодействия металлов с простыми и сложными
веществами |
|
|
Рис. 20 |
5. Напишите уравнения реакций,
с помощью которых можно осуществить превращения:
|
|
|
|
6. Рассмотрите применение
алюминия и его сплавов |
|
|
Рис. 21.3 |
7. Выполните лабораторный
опыт |
|
Лабораторный опыт 26 |
|
8. В каком случае раствор
гидроксида натрия не реагирует
с обоими веществами?
1) Оксид алюминия и соляная кислота;
2) хлорид железа(III) и углекислый газ;
3) серная кислота и карбонат кальция;
4) оксид бериллия и хлорид калия |
|
|
|
9. Какие из солей, формулы
которых Са(НСО3)2, СаSO4, NaCl, NаНСО3,
Mg(НСО3)2, FeSO4, определяют
временную жесткость? Докажите это
экспериментально |
|
Демонстрационный опыт |
|
10. Решение задач на «избыток»
одного из реагирующих веществ.
Пример. Масса соли, образовавшейся
при пропускании 5,6 л хлороводорода (н. у.) через
раствор, содержащий 11,2 г гидроксида калия, равна:
1) 5,6 г; 2) 11,2 г; 3) 14,9 г; 4) 18,6 г |
|
|
|
11. Подведение итогов |
|
|
|
Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. Дать
задания на те вопросы, которые вызывают особые
затруднения.
Самоанализ урока.
Тема 6.
d-Элементы периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева
Занятие 55.
Общие свойства d-элементов
Форма организации учебного процесса
Основные цели. Формирование
основополагающих химических понятий, умений и
навыков. Расширить знания учащихся о d-элементах
(Iб и IIб группы, хром, марганец, железо). Строение
атомов d-элементов. Валентные атомные
орбитали, энергетические диаграммы.
Оборудование. Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева,
энергетические диаграммы атомов d-элементов
4-го периода периодической системы химических
элементов Д.И. Менделеева, рис. 29.1.
Вещества. Элементарий или имеющиеся
образцы металлов Iб и IIб групп, хром, марганец,
железо.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основное содержание |
Формы обучения |
Методы обучения |
Средства обучения |
1. Положение d-элементов в
периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева |
|
|
Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева |
2. Обратить внимание учащихся
на положение в периодической системе химических
элементов Д.И.Менделеева изучаемых в дальнейшем
элементов
(Iб и IIб группы, хром, марганец, железо) |
|
|
|
3. Строение атомов d-элементов
и их валентные возможности. Валентные атомные
орбитали d-элементов |
|
|
|
4. Энергетические диаграммы
атомов d-элементов 4-го периода периодической
системы химических элементов Д.И.Менделеева |
|
|
Рис. 29.1 |
5. Простые вещества,
образованные
d-элементами, – металлы |
|
|
|
6. Подведение итогов |
|
|
|
Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. §
29.1, упр. 1Т («Химия-10»). Индивидуальные задания:
подготовить сообщения о свойствах и применении
меди.
Самоанализ урока.
Занятие 56.
Iб группа периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева
Форма организации учебного процесса
Основные цели. Формирование
основополагающих химических понятий, умений и
навыков. Строение атомов Iб группы периодической
системы химических элементов Д.И.Менделеева;
свойства простых веществ и важнейших соединений,
образованных элементами Iб группы.
Оборудование. Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева, сводная
таблица характеристик элементов Iб группы
(таблица 29.1, «Химия-10»), таблица (рисунок)
применения меди, серебра и золота; штатив с
пробирками.
Вещества. Имеющиеся образцы металлов:
меди, серебра, золота, концентрированные серная и
азотная кислоты, растворы поваренной соли,
нитрата серебра, медного купороса, щелочи.
Коллекция природных соединений меди.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основное содержание |
Формы обучения |
Методы обучения |
Средства обучения |
1. Актуализация знаний
учащихся о строении атомов d-элементов |
|
|
|
2. Особенности строения
атомов элементов Iб группы периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева |
|
|
|
3. Общая характеристика
элементов
Iб группы |
|
|
Табл. 29.1 |
4. Закономерность изменения
химической активности элементов Iб группы с
увеличением заряда ядра их атомов |
|
|
|
5. Разбор
окислительно-восстановительных процессов
взаимодействия меди с концентрированными серной
и азотной кислотами |
|
Демонстрационный опыт.
Взаимодействие концентрированных серной и
азотной кислот с медью |
|
6. Разбор областей применения
меди, серебра, золота на основе их свойств.
Природные соединения меди |
|
|
Коллекция природных
соединений меди |
7. Химические свойства
оксидов и гидроксидов, образованных элементами
Iб группы, их характер, комплексообразование |
|
Демонстрационый опыт.
Получение гидроксида меди(II) и его разложение |
|
8. Реактивом на катион серебра
являются галогенид-ионы |
|
Демонстрационый опыт.
Качественная реакция
на катион серебра |
|
9. Подведение итогов |
|
|
|
Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. §
29.2, упр. 6, 11 (1, 2, 12, 8) или 13 («Химия-10»).
Самоанализ урока.
Занятие 57.
IIб группа периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева
Форма организации учебного процесса
Основные цели. Формирование
основополагающих химических понятий, умений и
навыков. Расширить знания учащихся о цинке и его
соединениях. Строение атома, свойства цинка,
включая коррозионные, его оксида и гидроксида,
амфотерность.
Оборудование. Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева,
энергетические диаграммы атомов d-элементов
4-го периода периодической системы химических
элементов
Д.И.Менделеева (рис. 29.1), рис. 21.1; штатив с
пробирками.
Вещества. Цинк, растворы солей цинка,
щелочи, серная кислота, азотная кислота.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основное содержание |
Формы обучения |
Методы обучения |
Средства обучения |
I. Проверка выполнения
упр. 11 (1, 2, 12, 8),§ 29.2 |
|
|
|
II. Изучение нового материала.
1. Строение атома цинка. Разбор энергетической
диаграммы атома цинка. Строение валентного
энергетического уровня атома цинка |
|
|
Рис. 29.1 |
2. Валентность, степень
окисления цинка |
|
|
|
3. Химические свойства цинка.
Коррозионная стойкость, взаимодействие с
кислотами (вытеснение водорода из кислот),
с неметаллами, солями |
|
|
|
4. Амфотерность оксида и
гидроксида цинка, запись уравнений реакций |
|
Лабораторный опыт 35 |
|
5. Подведение итогов |
|
|
|
Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. §
29.3, упр. 1, 3 («Химия-10»).
Самоанализ урока.
Занятия 58–59.
Хром и марганец
Форма организации учебного процесса
Основные цели. Формирование
основополагающих химических понятий умений и
навыков. Строение атомов хрома и марганца,
свойства хрома и марганца, кислотно-основный
характер их оксидов и гидроксидов, амфотерность.
Оборудование. Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева,
энергетические диаграммы атомов d-элементов
4-го периода (рис. 29.1), штатив с пробирками, таблицы
«Оксиды, гидроксиды и соли марганца», «Оксиды и
гидроксиды хрома».
Вещества. Растворы сульфата хрома(III),
сульфата или хлорида марганца(II), щелочи, соляная
кислота, пероксид водорода или бромная вода.
Таблица
Оксиды, гидроксиды и соли*
марганца
Оксиды |
Mn(II) |
Mn(III) |
Mn(IV) |
Mn(VI) |
Mn(VII) |
MnO
основный
(серо-зеленые кристаллы) |
Mn2O3
основный
(бурые кристаллы) |
MnO2
амфотерный
(черные кристаллы) |
MnO3
кислотный
(не получен) |
Mn2O7
кислотный (зелено-черная маслянистая жидкость) |
нерастворимые
в воде |
растворимые
в воде |
Гидроксиды |
Mn(ОН)2
(белый) |
Mn(ОН)3
(темно- коричневый) |
Mn(ОН)4
амфотерный (бурый) |
Н2MnО4
неустойчивая кислота
(не получена
в свободном виде) |
НMnО4
очень сильная кислота
(cуществует только
в растворах) |
нерастворимые
в воде |
Усиление кислотных свойств |
Соли |
устойчивые
(светло-розовые), растворы бесцветные |
неустойчивые |
манганаты
(темно-зеленые), устойчивые |
перманганаты
(красно-фиолетовые, исключение:
AgMnO4 – белого цвета) |
* Практическое применение имеют
соли Mn, MnO2 и KMnO4.
Таблица
Оксиды и гидроксиды хрома
CrO
основный оксид |
Cr2O3
амфотерный оксид |
CrO3
кислотный оксид |
Cr(OH)2
нерастворимое основание |
Cr(OH)3 илиH3CrO3
амфотерное основание |
H2CrO4, H2CrO7
кислоты |
Усиление кислотных свойств |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основное содержание |
Формы обучения |
Методы обучения |
Средства обучения |
1. Положение хрома и марганца
в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева |
|
|
|
2. Валентные атомные орбитали
атомов хрома и марганца.
Комплексообразование |
|
|
|
3. Заполнить табл. 1, работа с
рисунком 29.1
(для Mn и Cr)Таблица
1
Химический элемент |
Строение валентного
энергетического уровня |
Проявляемые валентности
(степени окисления) |
Cr |
|
|
Mn |
|
|
|
|
|
|
4. Химические свойства хрома и
марганца.
(Взаимодействие с неметаллами, водой, соляной или
разбавленной серной кислотой.) |
|
|
|