Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2003

Конспекты занятий по курсу
неорганической химии для 10 класса

Тема 5.
IIIa–Ia группы периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева
(окончание)

Занятие 53.
Практическое занятие № 9.
Решение экспериментальных задач по теме 5

Продолжение. См. № 1, 2 /2002

Форма организации учебного процесса

Задание 1. Распознайте растворы хлорида меди(II), карбоната натрия, гидроксида кальция. Растворы даны в пробирках № 1, 2, 3.
Отчет оформите в виде табл. 1.

Таблица 1

Номер пробирки Способ распознавания. Формулы реактивов Наблюдения Ионные уравнения реакций Формулы исследуемых веществ
полное сокращенное
1          
2          
3          

Задание 2. Определите среду раствора в пробирке, где находится раствор хлорида меди(II), выданный в задании 1.
Отчет оформите в виде табл. 2.

Таблица 2

Индикатор Наблюдения Ионные уравнения реакций
полное сокращенное
       
       
       
       

Задание 3. Осуществите превращения веществ:

оксид кальция гидроксид кальция карбонат кальция гидрокарбонат кальция.

Отчет оформите в виде табл. 3.

Таблица 3

Выполнение опыта Наблюдения Ионные уравнения реакций
полное сокращенное
1      
2      
3      
4      

Оценка:

Занятие 54.
Обобщение, систематизация и коррекция знаний,
умений и навыков учащихся по теме 5

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих химических понятий, умений и навыков. Обобщить, систематизировать, скорректировать знания, умения и навыки учащихся по химическим элементам Ia–IIIa групп периодической системы химических элементов, образованным ими простым и сложным веществам, используя понятия: строение атома, химические свойства основных классов неорганических веществ, электролиз; решение задач на «избыток».
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, схема (таблица) применения алюминия и его сплавов, штатив с пробирками, горелка (спиртовка), держатель для пробирок, рис. 20, рис. 21.3 («Химия-9»).
Вещества. Растворы карбоната натрия, сульфата натрия, гидрокарбонатов кальция и магния, лакмус.

Рис. 20. Схема взаимодействия металлов с простыми и сложными веществами
Рис. 20. Схема взаимодействия
металлов с простыми и
сложными веществами

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
1. Напишите в общем виде электронные формулы внешнего энергетического уровня атомов элементов Ia–IIIa групп периодической системы химических элементов     Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
2. Заполните пропуск.
Самым активным металлом является ...
     
3. Напишите сокращенные ионные уравнения осуществимых
при комнатной температуре реакций:
1) Cu и ZnCl2;
2) Zn и CuCl2;
3) Fe и AgNO3;
4) Ca и H2O;
5) BaO и H2O;
6) Na и H2O;
7) CuO и H2O;
8) Cu и HCl;
9) Al и H2SO4 (разб.)
     
4. Конкретизируйте схему взаимодействия металлов с простыми и сложными веществами     Рис. 20
5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:  

     
6. Рассмотрите применение алюминия и его сплавов     Рис. 21.3
7. Выполните лабораторный опыт   Лабораторный опыт 26  
8. В каком случае раствор гидроксида натрия не реагирует
с обоими веществами?
1) Оксид алюминия и соляная кислота;
2) хлорид железа(III) и углекислый газ;
3) серная кислота и карбонат кальция;
4) оксид бериллия и хлорид калия
     
9. Какие из солей, формулы которых Са(НСО3)2, СаSO4, NaCl, NаНСО3, Mg(НСО3)2, FeSO4, определяют временную жесткость? Докажите это экспериментально   Демонстрационный опыт  
10. Решение задач на «избыток» одного из реагирующих веществ.
Пример. Масса соли, образовавшейся при пропускании 5,6 л хлороводорода (н. у.) через раствор, содержащий 11,2 г гидроксида калия, равна: 1) 5,6 г; 2) 11,2 г; 3) 14,9 г; 4) 18,6 г
     
11. Подведение итогов      

Опросить учащихся: 
Информация о домашнем задании.
Дать задания на те вопросы, которые вызывают особые затруднения.
Самоанализ урока. 

Тема 6.
d-Элементы периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева

Занятие 55.
Общие свойства d-элементов

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих химических понятий, умений и навыков. Расширить знания учащихся о d-элементах (Iб и IIб группы, хром, марганец, железо). Строение атомов d-элементов. Валентные атомные орбитали, энергетические диаграммы.
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, энергетические диаграммы атомов d-элементов 4-го периода периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, рис. 29.1.
Вещества. Элементарий или имеющиеся образцы металлов Iб и IIб групп, хром, марганец, железо.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
1. Положение d-элементов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева     Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
2. Обратить внимание учащихся на положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева изучаемых в дальнейшем элементов
(Iб и IIб группы, хром, марганец, железо)
     
3. Строение атомов d-элементов и их валентные возможности. Валентные атомные орбитали d-элементов      
4. Энергетические диаграммы атомов d-элементов 4-го периода периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева     Рис. 29.1
5. Простые вещества, образованные
d-элементами, – металлы
     
6. Подведение итогов      

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. § 29.1, упр. 1Т («Химия-10»). Индивидуальные задания: подготовить сообщения о свойствах и применении меди.
Самоанализ урока.

Занятие 56.
Iб группа периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих химических понятий, умений и навыков. Строение атомов Iб группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; свойства простых веществ и важнейших соединений, образованных элементами Iб группы.
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, сводная таблица характеристик элементов Iб группы (таблица 29.1, «Химия-10»), таблица (рисунок) применения меди, серебра и золота; штатив с пробирками.
Вещества. Имеющиеся образцы металлов: меди, серебра, золота, концентрированные серная и азотная кислоты, растворы поваренной соли, нитрата серебра, медного купороса, щелочи. Коллекция природных соединений меди.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
1. Актуализация знаний учащихся о строении атомов d-элементов      
2. Особенности строения атомов элементов Iб группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева      
3. Общая характеристика элементов
Iб группы
    Табл. 29.1
4. Закономерность изменения химической активности элементов Iб группы с увеличением заряда ядра их атомов      
5. Разбор окислительно-восстановительных процессов взаимодействия меди с концентрированными серной и азотной кислотами   Демонстрационный опыт. Взаимодействие концентрированных серной и азотной кислот с медью  
6. Разбор областей применения меди, серебра, золота на основе их свойств. Природные соединения меди     Коллекция природных соединений меди
7. Химические свойства оксидов и гидроксидов, образованных элементами Iб группы, их характер, комплексообразование   Демонстрационый опыт. Получение гидроксида меди(II) и его разложение  
8. Реактивом на катион серебра являются галогенид-ионы   Демонстрационый опыт.
Качественная реакция
на катион серебра
 
9. Подведение итогов      

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. § 29.2, упр. 6, 11 (1, 2, 12, 8) или 13 («Химия-10»).
Самоанализ урока.

Занятие 57.
IIб группа периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих химических понятий, умений и навыков. Расширить знания учащихся о цинке и его соединениях. Строение атома, свойства цинка, включая коррозионные, его оксида и гидроксида, амфотерность.
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, энергетические диаграммы атомов d-элементов 4-го периода периодической системы химических элементов
Д.И.Менделеева (рис. 29.1), рис. 21.1; штатив с пробирками.
Вещества. Цинк, растворы солей цинка, щелочи, серная кислота, азотная кислота.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
I. Проверка выполнения
упр. 11 (1, 2, 12, 8),§ 29.2
     
II. Изучение нового материала.
1. Строение атома цинка. Разбор энергетической диаграммы атома цинка. Строение валентного энергетического уровня атома цинка
    Рис. 29.1
2. Валентность, степень окисления цинка      
3. Химические свойства цинка. Коррозионная стойкость, взаимодействие с кислотами (вытеснение водорода из кислот),
с неметаллами, солями
     
4. Амфотерность оксида и гидроксида цинка, запись уравнений реакций   Лабораторный опыт 35  
5. Подведение итогов      

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. § 29.3, упр. 1, 3 («Химия-10»).
Самоанализ урока.

Занятия 58–59.
Хром и марганец

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих химических понятий умений и навыков. Строение атомов хрома и марганца, свойства хрома и марганца, кислотно-основный характер их оксидов и гидроксидов, амфотерность.
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, энергетические диаграммы атомов d-элементов 4-го периода (рис. 29.1), штатив с пробирками, таблицы «Оксиды, гидроксиды и соли марганца», «Оксиды и гидроксиды хрома».
Вещества. Растворы сульфата хрома(III), сульфата или хлорида марганца(II), щелочи, соляная кислота, пероксид водорода или бромная вода.

Таблица

Оксиды, гидроксиды и соли* марганца

Оксиды
Mn(II) Mn(III) Mn(IV) Mn(VI) Mn(VII)
MnO основный
(серо-зеленые кристаллы)
Mn2O3 основный
(бурые кристаллы)
MnO2 амфотерный
(черные кристаллы)
MnO3 кислотный
(не получен)
Mn2O7 кислотный (зелено-черная маслянистая жидкость)
нерастворимые в воде растворимые в воде
Гидроксиды
Mn(ОН)2
(белый)
Mn(ОН)3
(темно- коричневый)
Mn(ОН)4
амфотерный (бурый)
Н2MnО4
неустойчивая кислота
(не получена
в свободном виде)
НMnО4
очень сильная кислота
(cуществует только
в растворах)
нерастворимые в воде
5-10.gif (364 bytes)
Усиление кислотных свойств
Соли
устойчивые (светло-розовые), растворы бесцветные неустойчивые манганаты (темно-зеленые), устойчивые перманганаты (красно-фиолетовые, исключение:
AgMnO4 – белого цвета)

* Практическое применение имеют соли Mn, MnO2 и KMnO4.

Таблица

Оксиды и гидроксиды хрома

CrO
основный оксид
Cr2O3
амфотерный оксид
CrO3
кислотный оксид
Cr(OH)2
нерастворимое основание
Cr(OH)3 илиH3CrO3
амфотерное основание
H2CrO4, H2CrO7
кислоты
5-10.gif (364 bytes)
Усиление кислотных свойств

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
1. Положение хрома и марганца в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева      
2. Валентные атомные орбитали атомов хрома и марганца.
Комплексообразование
     
3. Заполнить табл. 1, работа с рисунком 29.1
(для Mn и Cr)

Таблица 1

Химический элемент Строение валентного энергетического уровня Проявляемые валентности (степени окисления)
Cr    
Mn    
     
4. Химические свойства хрома и марганца.
(Взаимодействие с неметаллами, водой, соляной или разбавленной серной кислотой.)
     

Рейтинг@Mail.ru