конкурс «Урок толерантности»
Толерантность в химии и жизни
Разработка внеклассного мероприятия
Краснодарский край – многонациональный, сюда
стекается много беженцев. Естественно, что школы,
училища, вузы края также представляют собой
«сплав» учащихся разных национальностей и
вероисповеданий. Не во всех районах и школах в
этом плане все благополучно. Возникают
конфликтные ситуации, иногда довольно серьезные.
Поэтому мы считаем, что уроки толерантности –
это одна из тех капелек, которые «камень точат»
на пути к добру. Студенты 5-го курса химического
факультета, проходившие педагогическую
практику, совместно с кафедрой неорганической
химии разработали и провели внеклассное
мероприятие для учеников 11-го класса и студентов
1-го курса химического факультета, сценарий
которого предлагается на конкурс.
Цели.
Образовательные – научить
ребят пользоваться содержательным смыслом слова
«толерантность», определять проявления
толерантности в жизни и материале
естественно-научных предметов.
Воспитательные – создать
положительный опыт разрешения ситуаций общения
и восприятия с позиций терпимости
(толерантности) и доброты.
Развивающие – развить
навыки практического делового общения и
творческого мышления через участие в командной
игре и организации мероприятия.
Сценарий мероприятия
Ведущий. Добрый день, юноши и
девушки, учителя и ученики, преподаватели и
преподавательницы, игроки и жюри, двоечники и
отличники, уверенные и сомневающиеся, правые и
ошибающиеся...
Добрый день!
Что собрало нас здесь?
Нас учили отстаивать свою точку зрения, быть
твердыми и целеустремленными, непреклонными и
решительными, умеющими за себя постоять.
Да, нас учили активно взаимодействовать с миром.
Но позвольте, разве мир живет только по законам
активного взаимодействия? Разве не менее важна
терпимость, или, если иначе сказать,
толерантность – мирное сосуществование
различных явлений. Представьте, что произошло бы,
если бы кислород воздуха не проявлял
толерантности к живым организмам.
Группа учеников-ассистентов проводит опыт
«Сжигание железа в кислороде». Банку с
кислородом готовят заранее, а тонкую железную
пластинку разогревают на спиртовке и по знаку
ведущего вносят в банку с кислородом.
Ведущий. Как видите, мы просто не
смогли бы пользоваться железом в своих
конструкциях. Или представьте, что было бы, если
бы все ионы в растворах вели себя подобно ионам
водорода и карбонат-ионам, т. е. не могли бы
совместно существовать.
Эти слова ведущего иллюстрируют опытом
взаимодействия кислоты с раствором соды, в
котором реакционная масса шипит, брызжет и
выливается.
Ведущий. Да, мы бы тогда не знали
растворов.
Ученик-ассистент. Ура! Нам не нужно
было бы учить теорию электролитической
диссоциации!
Ведущий. Точно! Учить ее тогда было бы
некому, ведь без растворов немыслимо
существование жизни на Земле. Без толерантности
нет и жизни. Вот взять хотя бы такие истинные
элементы-толеранты, как Аr, Не, Nе. Эти газы
способны сосуществовать почти со всеми
веществами, совершенно не покушаясь на их
свободу и независимость. Если бы не было таких
элементов, как бы мы создавали столь нужную нам
инертную атмосферу, хотя бы в электролампах?
С этими словами ведущего ученики-ассистенты
демонстрируют опыт: включают в электросеть
лампу, с которой предварительно удалена
стеклянная оболочка, лампа ярко вспыхивает и
перегорает.
Ведущий. Да, за свет в наших квартирах
мы тоже обязаны инертным газам. А фтор, напротив,
не проявляет терпения ни к кому. Даже стекло
разъедает.
Демонстрация фрагмента учебного кинофильма:
травление поверхности стекла фтором и
иллюстрация стеклянных изделий с рисунками на
стекле.
|
Толерантные цыплята:
а - через неделю;
б - через три месяца
после рождения
|
Ведущий. Да! Терпение – это не
малодушие, это проявление общеприродного
высшего закона, без которого наступило бы полное
разупорядочивание системы, или, как говорят
физикохимики, катастрофическое возрастание
энтропии, – словом, первичный Хаос. (Обращаясь
к ученикам-ассистентам.) Еще раз кратко
напомните о проявлениях толерантности в других
областях, например в биологии и медицине.
Первый ученик. Благодаря
толерантности возможна пересадка органов. Так,
уже в начале прошлого века ученые пересадили
близнецам взятые у них же кусочки кожи. Кожа,
пересаженная с руки брата на руку сестры,
прекрасно прижилась и не претерпела изменений.
Значение проведенных исследований состоит в том,
что они показывают, каким путем природа
преодолевает барьер несовместимости. Она делает
это, перемешивая кровь различающихся органов еще
до рождения. Так выглядит естественная
толерантность.
Второй ученик. Ученые из лаборатории
хирургических исследований Калифорнийского
университета в Лос-Анджелесе продолжили опыты по
пересадке кожи на только что вылупившихся
цыплятах. Их интересовал вопрос, как далеко
простираются видовые различия между разными
породами цыплят. С этой целью они произвели обмен
кусочков кожи между цыплятами в тот самый день,
когда те вылупились из яйца. Темным цыплятам
пересадили светлую кожу и наоборот.
Трансплантаты отлично прижились.
Демонстрация рисунков толерантных цыплят.
Ведущий. А что было бы с
учеными-эмигрантами, если бы их не принимали
другие страны? Сколько значимых открытий не
появилось бы в нашей жизни?
Первый ученик. Гамов Георгий
Антонович (04.III.1904, Одесса, Россия – 19.VIII.1968,
Боулдер, штат Колорадо, США), американский физик.
Окончил Ленинградский университет, в 1928–1931 гг.
работал в Геттингене, Копенгагене, Кембридже, в
1931–1933 гг. — в Физико-техническом институте в
Ленинграде. В 1933 г. он эмигрировал сначала во
Францию, затем — в Англию, в 1934 г. – в США.
В 1934–1956 гг. Гамов – профессор университета
Дж.Вашингтона в Вашингтоне, с 1956 г. –
университета в Колорадо. Ученый сделал первый
расчет генетического кода.
Второй ученик. Ваксман Зельман
Абрахам (02.VII.1888, Прилуки, Россия – 16.VIII.1973,
Хайаннис, штат Массачусетс, США), ученый в области
микробиологии, нобелевский лауреат. Из-за
ограниченных возможностей получить высшее
образование в России Ваксман хотел уехать в
Швейцарию и в политехническом институте в Цюрихе
заняться изучением химических процессов жизни.
Однако осенью 1910 г. он переменил свое намерение и
уехал в США. Кульминационным пунктом в
микробиологической карьере Ваксмана были
исследования, связанные с разработкой и
созданием антибиотиков. В 1941 г. Ваксман ввел
термин «антибиотик» для химических препаратов,
полученных из микроорганизмов, убивающих
болезнетворные бактерии. В 1952 г. за открытие
стрептомицина Ваксману была присуждена
Нобелевская премия в области медицины и
физиологии, он также был включен в список самых
выдающихся людей мира.
Третий ученик. Кистяковский Георгий
Богданович (18.XI.1900, Киев, Украина – 07.XII.1982, США),
физикохимик. Среднее образование Кистяковский
получил в частных школах Киева и Москвы.
Октябрьскую революцию не принял, т. к. считал
власть большевиков «авторитарной». Осенью 1918 г.
вступил в ряды Белой армии и участвовал в боевых
действиях до осени 1920 г. В 1921 г. Кистяковский
поступил в Берлинский университет, в 1930 г. – в
Гарвардский. В годы второй мировой войны он
занимался исключительно военными вопросами. С 1941
г. Кистяковский непосредственно участвовал в
работе, предшествовавшей Манхеттенскому проекту
(создание первой атомной бомбы в США).
Четвертый ученик. Чичибабин Алексей
Евгеньевич (17(29).III.1871, м. Куземино, Зеньковский
уезд, Полтавская губ., Россия – 15.VIII.1945, Париж,
Франция), ученый в области органической химии,
общественный деятель, педагог. С началом первой
мировой войны Чичибабин организовал и возглавил
Московский комитет содействия развитию
фармацевтической отрасли промышленности. В
Московском техническом училище он создал
алкалоидную лабораторию, где под его
руководством были отработаны способы
производства опия, морфия, кодеина, атропина.
Чичибабин разработал технологию получения
лекарственных средств – салициловой кислоты и
ее солей, а также аспирина, салола и фенацетина.
Созданные им медицинские препараты спасли жизнь
тысячам русских солдат. В 1930 г. он поселился в
Париже и работал в лаборатории фармацевтической
химии. ЦИК СССР 5 января 1937 г. лишил его советского
гражданства. Чичибабин остро переживал за судьбу
родины и болезненно переносил отрыв от нее.
Ведущий. Довольно, примеров можно
приводить множество. В истории, в религии, в
искусстве тоже все основывается на единстве и
борьбе толерантности и непримиримости.
Религия долго отвергала науку, ученых даже
сжигали на кострах, потом наука запрещала
религию. Но сейчас, похоже, наука и религия вполне
терпимы друг к другу, т. е. толерантны. Не так ли,
уважаемый отец Александр?
Ведущий предоставляет слово священнослужителю,
который знакомит слушателей с различными
направлениями в религии и говорит о том, как
христианская церковь пропагандирует
толерантность в жизни, как помогает беженцам и
эмигрантам.
Ведущий. Актуальнее всего сегодня
толерантность в общении между людьми. Как
принять существование другого человека со
своими ценностями, желаниями, амбициями,
эмоциями, капризами. Как сосуществовать с
человеком в духе толерантности? Нетерпимость к
другим ценностям, желаниям, мировоззрениям,
чувствам мешает нам открыть мир других людей,
подняться на более высокий духовный уровень.
Ученик-ассистент. Хватит разговоров.
Лучше на деле проверить, насколько у нас много
толерантности. Вот я, например, терпеть не могу
домашние задания, чтобы вы ни говорили!
Ведущий. Правильно! Совсем забыл, у
нас и игровые команды уже готовы, просим. Первая
команда – это химическая лаборатория,
занимающаяся изучением неметаллов.
Состав первой команды: заведующий лабораторией,
заместитель заведующего, завхоз, генератор идей,
«на все руки мастер», энциклопедист, экономист.
Вторая команда – это химическая лаборатория,
занимающаяся изучением металлов. Состав такой
же, как у первой команды.
Оценивать деятельность лабораторий будет центр
аккредитаций, или, иначе – жюри, в следующем
составе.
Эксперт в области химии – оценивает
правильность «химизма» в ответах команд, делает
вывод о возможности взаимодействия между
сторонами общения; определяет энтропийный
фактор – упорядочилась или разупорядочилась
система; устанавливает КПД – коэффициент
полезного действия и КВД – коэффициент вредного
действия.
Завдобр – оценивает, сколько было в ответе
доброго отношения и эгоизма, незаменимый эксперт
в ситуациях общения.
Завтолерантности – оценивает условия
выполнения толерантности в ответе.
Спецлучшенекуда – дает свой, наиболее
удачный вариант ответа.
Представитель церкви – оценивает,
насколько ответы команд согласуются с
христианскими истинами, ведь христианство в
чистом виде проповедует толерантное отношение к
жизни.
Команды и члены жюри занимают свои места и
прикрепляют соответствующие бейджи.
Ведущий. Внимание, объявляю начало
игры. Команда-победительница получит сертификат
соответствия толерантности. Игроки будут
награждены почетными медалями и зачетом по химии
в их самой первой сессии.
С этими словами ведущий дотрагивается
стеклянной палочкой, смоченной в смеси
концентрированной серной кислоты с
перманганатом калия, к смеси нитрата калия с
металлическим магнием и сахарной пудрой на
жаропрочной подставке (кафельная плитка, кирпич).
Происходит эффектная вспышка, символизирующая
начало игры.
Ведущий. Внимание! Первое задание.
Уважаемые заведующие лабораториями, вы
получаете комплекты простых веществ –
неметаллов и металлов. (С этими словами
ведущий вручает заведующим лабораториями
вырезанные из бумаги знаки элементов неметаллов
– Br, C, Cl, F, He, Ar, N, O – и металлов – Ag, Au, Ca, Cu, Hg, K, Li, Na
– соответственно.)
ЗАДАНИЕ. Выбрать, каким из ваших
элементов соответствуют наименее и наиболее
толерантные вещества (по четыре вещества). Выбор
обосновать. Оценивается время и правильность
ответа.
Далее команды дают свои ответы. Жюри их оценивает
и комментирует.
ОТВЕТ.
Нетолерантные неметаллы: F2, O2, Cl2,
Br2;
толерантные неметаллы: He, Ar, C, N2.
Нетолерантные металлы: Li, Na, K, Ca;
толерантные металлы: Au, Cu, Ag, Hg.
Ведущий. Да, вы легко нашли наименее
толерантные вещества. Но вот задача – вам надо
все же их как-то сохранить. Предложите несколько
материалов для хранения наименее толерантных
веществ, к которым эти вещества все же проявляют
толерантность.
Команды готовятся 2–3 мин и дают ответы.
ОТВЕТ(примерный). Фтор F2
хранят в сосудах из политетрафторэтилена (–СF2–СF2–)n,
углепластика, флюорита CaF2. Натрий Na хранят
в жестяных банках, заполненных азотом или
аргоном, а также в стеклянных банках под слоем
машинного масла или керосина.
Ведущий. Перейдем к более сложным
заданиям.
Внимание: опыт!
(Далее ведущий комментирует проводимый им опыт
взаимодействия раствора нитрата серебра с
хлоридом натрия.)
Вы все хорошо знаете, что ионы серебра и
хлорид-ионы не терпят совместного существования,
не проявляют толерантности друг к другу. Это вы
видели и сейчас. Но... Черный ящик – в студию!
(Ассистент выносит черную коробку, в которой
стоит колба с раствором аммиака.)
В этом ящике находится вещество, назовем его
условно толерантоген. Я отбираю это вещество
пипеткой, добавляю в колбу с осадком хлорида
серебра – и осадок растворяется. Теперь серебро
и хлорид ионы присутствуют в растворе, и мы не
видим признаков химической реакции.
ЗАДАНИЕ. Определить вещество,
которое находится в черном ящике, и объяснить
наблюдаемое явление.
Далее команды предлагают свои варианты ответа.
Жюри ставит оценки и комментирует ответы команд.
ОТВЕТ. В черном ящике – водный
раствор аммиака. Уравнение реакции:
AgCl + 2NH3 = [Ag(NH3)2]Cl.
Ведущий. Вы хорошо потренировались,
выполняя предыдущие задания, но следующее
задание не для малодушных. Слабонервные и
сомневающиеся могут покинуть зал. Пусть
останутся настоящие естествоиспытатели, которые
во имя постижения закона толерантности пойдут на
самый отчаянный эксперимент.
ЗАДАНИЕ. На основании знания
терпимости различных веществ объясните
следующий эксперимент. Во время эксперимента
просьба сохранять тишину, команды должны
услышать характерный звук, после которого они
могут приступить к выполнению задания.
Внимание! Я набираю водород в эту консервную
банку без дна и с отверстием в крышке. (Водород
набирают из аппарата Киппа методом вытеснения
воздуха.)
Теперь я открываю отверстие в банке и поджигаю
выходящий водород. Водород горит на воздухе
бесцветным пламенем, совершенно спокойно.
Реакция хоть и идет, но она относительно
толерантна ко времени и может продолжаться так
длительное время до какого-то момента.
Тут происходит оглушительный взрыв. По мере
выгорания водорода в консервную банку попадает
воздух, и, когда соотношение водорода с воздухом
становится критическим, происходит взрыв.
Команды дают свои варианты объяснения
эксперимента, которые оценивает жюри.
Спецлучшенекуда дает правильный вариант ответа.
Ведущий. Теперь, когда вы научились
оперировать толерантностью в химии, посмотрим,
насколько вы толерантны в ситуациях общения.
На доску вывешивают плакаты с картинками –
задания для команд.
Ведущий. Итак, для каждой ситуации
(1–4) вы должны придумать два варианта ответа:
лучший вариант – с большим терпением
(толерантностью) к другому — и вариант, как вы
обычно отвечаете в таких ситуациях.
После ответов команд спецлучшенекуда заменяет
плакаты на свои с «правильными» ответами.
О т в е т ы
с п е ц л у ч ш е н е к у д а
1
– Как обидно, что моя машина сломалась и
вы из-за этого опоздали на поезд!
Увы – Блин, что же теперь делать?
Ура – Ничего страшного, я что-нибудь придумаю.
Забота о другом – Не расстраивайтесь, пока мы с
вами живы, все хорошо. Я подожду следующего
поезда, а вам – большое вам спасибо за заботу!
– Человек хотел вам помочь, у него не
получилось, он расстроен, кроме того, возможно, у
него чувство вины. Почему бы его не поддержать?
2
– Вот ваша газета, мне очень жаль, что
ребенок ее разорвал!
Увы – Следите лучше за своим ребенком!
Ура – Ну ничего, все, что нужно, я смогу
прочесть!
Забота о другом – Пожалуйста, не ругайте
вашего малыша, он у вас удивительно симпатичный!
– Присядьте перед ним, посмотрите ему в глаза,
дайте ему руки. Что в душе?
3
– Простите, пожалуйста, значит, нас
неправильно соединили!
Увы – Господи, звонят среди ночи!
Ура – Ничего, все нормально.
Забота о другом – Ничего страшного, позвоните
еще раз, и вы обязательно дозвонитесь!
– Если вы ночью хоть раз попадали не туда, вы
помните, как обычно бывает при этом неудобно. А
после ваших добрых слов человеку станет на душе
тепло.
4
– Как нарочно, теперь ты потерял ключи.
Увы – Когда с тобой ходишь, еще не то
потеряешь...
Ура – Классно, давно хотел заменить дверь!
Забота о другом – Не волнуйся, я полагаю, что
смогу что-нибудь придумать. Дай пока тебя
поцелую!
– Она сегодня усталая и тревожная, а ты ее
любишь и такую.
Завдобр разбирает ответы на:
Увы
– Обидно.
– Как же не везет.
– Черт!
Ура
– Ничего страшного.
– Все нормально.
Ваше тихое внутреннее «Ура!», идущее просто от
радости жизни, от того, что есть вы и есть люди,
птицы и облака вокруг вас, прозвучит, возможно,
как:
– Ничего страшного.
– Все нормально.
Или просто с улыбкой:
– Хорошо!
Затем завдобр дает анализ других возможных
ответов, представленных на плакатах
спецлучшенекуда, которые несут в себе заботу о
другом в духе «если бы я тебя любил».
На самом деле, представьте, например, что пожилой
таксист – ваш отец. Ему очень неудобно, что он
подвел человека. Почему бы его не поддержать в
трудную минуту? Ведь у вас-то все в порядке.
Из жюри выступает и представитель церкви, давая
свою оценку вариантов ответа.
Ведущий. Теперь пришло время вам
продемонстрировать свое домашнее задание –
инсценировку небольшой сказки, в которой главные
действующие лица – химические вещества. А мы
посмотрим, какая команда через свою сказку лучше
донесет мораль толерантности.
Каждая команда представляет свою сказку.
* * *
После выполнения командами домашнего задания
все члены жюри держат заключительное слово,
каждый в своем духе.
Слова ученого-химика могут начинаться так:
«Данные экспериментальных исследований
показали, что динамика аффективной составляющей
имеет валидные поведенческие коррелянты, хорошо
согласующиеся с естественно неуменьшающейся
энтропией...»
Ведущий награждает команды и предлагает
участникам и аудитории закончить встречу в
заранее приготовленной комнате с «круглым
столом» и чаем, доверительной беседой о жизни
вообще и в школе (группе), о взаимоотношениях
между ребятами и родителями. Этому очень
способствует анализ последних заданий команд,
связанных с ситуациями общения. Высказываются
пожелания, как можно оказать помощь тем, кто ее
ждет, а также тем, кто в ней нуждается, но
стесняется попросить.
В.СЕМИН, О.ЗОЛОТОВА,
Е.ДЯТКИНСКАЯ, Ю.КРОЛОВА,
Д.КОВАЛЕВ, студенты
химического факультета
Кубанского государственного
университета;
З.М.АРХИМЕНКО,
доцент кафедры неорганической химии (г.
Краснодар)
|