Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2003

 

Конспекты занятий по курсу
неорганической химии для 10 класса

Тема 5.
IIIa–Ia группы периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева

Занятие 45. Характеристика химических
элементов IIIа группы периодической системы.
Алюминий

Продолжение. См. № 1  /2002

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих понятий, умений и навыков. Характеристика химических элементов IIIa группы периодической системы. Строение атома, физические и химические свойства, применение и получение алюминия.
Оборудование. Периодическая система химических элементов, рис. 21.3, 27.1 б.
Вещества. Алюминий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
1. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.
1) Перечислите химические элементы IIIa группы периодической системы в порядке усиления их металлических свойств.
2) Электронная формула внешнего энергетического уровня 3s23p1 принадлежит атому:
а) бора; б) алюминия; в) галлия; г) таллия.
3) Перечислите физические и химические свойства и области применения алюминия, используя рис. 21.3
    Рис. 21.3
2. Получение алюминия     Рис. 27.1, б
3. Подведение итогов      

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. § 27.2 («Химия-10»), 21.3 («Химия-9»). Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения веществ:

Самоанализ урока.

Занятие 46. Оксиды и гидроксиды алюминия

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих понятий, умений и навыков. Углубить знания учащихся об амфотерности оксидов и гидроксидов. Аквакомплексы, гидроксокомплексы, химизм производства алюминия электролизом оксида алюминия.
Оборудование. Схема производства алюминия (процесс электролиза), штатив с пробирками,
рис. 27.1, а.
Вещества. Растворы хлорида алюминия, гидроксида натрия, серной кислоты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
1. Амфотерность оксида алюминия c c c
2. Запись уравнений реакций взаимодействия оксида алюминия с гидроксидом натрия и азотной кислотой c c c
3. Амфотерность гидроксида алюминия. Запись ионных уравнений реакций. Разбор образования аква- и гидроксокомплексов.
Сверить запись уравнений реакций с домашним заданием. Коллоидные частицы
c Лабораторный опыт 21 c
4. Разбор химизма образования гидроксида алюминия
в производстве алюминия
c c Рис. 27.1, а
5. Подведение итогов c c c

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. § 23.3, 27.2; § 27.1, упр. 7 («Химия-10»); таблица 21.1 («Химия-9»).
Самоанализ урока.

Занятие 47. Гидролиз солей алюминия

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих понятий, умений и навыков. Расширить знания о гидролизе солей. Применение гидролиза солей.
Оборудование. Штатив с пробирками, схема «Гидролиз солей».
Вещества. Растворы сульфата или хлорида алюминия, лакмусовая бумага (лакмус) синяя, фиолетовая.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
1. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся
об амфотерности оксида и гидроксида алюминия
     
2. Гидролиз солей алюминия:
а) анализ результата опыта;
б) запись ионных уравнений проделанного опыта;
в) вывод
  Лабораторный опыт 22(1) Схема «Гидролиз солей»
3. Выполнение задания. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения веществ:

 

     
4. Подведение итогов      

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. § 27.1, 27.2 («Химия-10»).
Самоанализ урока

Занятие 48. Сравнительная характеристика
щелочных и щелочно-земельных металлов

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих понятий, умений и навыков. Сравнить, исходя из строения атомов, свойства щелочных и щелочно-земельных металлов. Строение атома, зависимость свойств химических элементов подгрупп и образованных ими простых веществ от радиуса атомов. Химические свойства щелочных и щелочно-земельных металлов.
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, графитовые стержни, горелка, спички, синий фильтр, пинцет, рис. 28.1, 28.2.
Вещества. Натрий, магний, кальций; растворы солей калия, натрия, кальция, бария и стронция; вода; коллекция «Минералы».

5-8.gif (7116 bytes)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
1. Положение элементов щелочных и щелочно-земельных металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева Фронтальная c Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
2. Сравнение строения атомов щелочных и щелочно-земельных металлов. Электронные формулы внешнего энергетического уровня атомов элементов Ia и IIa групп c c c
3. Изменение радиуса атомов элементов
Ia и IIa групп с увеличением заряда ядер их атомов.
Упр. 1Т, 2, § 28.1
c c Рис. 28.1
4. Зависимость между радиусом атомов, химической активностью металлов Ia и IIa групп и их температурой плавления c c Рис. 28.2
5. Почему в природе элементы Ia и IIa групп встречаются в виде соединений? c c Коллекция «Минералы»
6. Природные соединения щелочных и щелочно-земельных металлов c c c
7. Выполнение лабораторных опытов c Лабораторные опыты
24, 25
c
8. Характерные химические свойства щелочных
и щелочно-земельных металлов
c Демонстрационные опыты:
горение натрия
и магния
в кислороде;
взаимодействие натрия и кальция с водой.

Опыты проводить одновременно
c
9. Запись уравнений проделанных реакций c c c
10. Подведение итогов c c c

Опросить учащихся: 
Информация о домашнем задании. § 28.1 («Химия-10»); повторить в главах 13 («Химия-8»), 21 («Химия-9»): гидроксид натрия, оксид и гидроксид кальция.
Самоанализ урока

Занятие 49. Оксиды и гидроксиды
щелочно-земельных металлов

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих понятий, умений и навыков. Систематизировать знания учащихся о зависимости свойств оксидов и гидроксидов от радиусов образующих их ионов на примере элементов Ia и IIa групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Классификация оксидов и гидроксидов. Химические свойства оксидов (кислотных, основных, амфотерных), оснований, амфотерных гидроксидов. Умение писать ионные уравнения реакций.
Оборудование. Периодическая система химических элементов. Таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Классификация веществ», «Применение оксида и гидроксида кальция», рис. 21.7. Фарфоровая чашка, тигельные щипцы, горелка (спиртовка), спички.
Вещества. Оксиды и гидроксиды кальция и магния, карбонат кальция (кусочки мела или мрамора), лакмус, вода.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
Состав и химические свойства оксидов и гидроксидов элементов Ia и IIa групп периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева. 1.
Заполнить таблицы 1, 2.

Таблица 1

c c Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Таблицы
«Растворимость
кислот, оснований
и солей в воде»,
«Классификация веществ»
Символы элементов
Ia группы
c
Формулы оксидов c
Характер свойств оксидов c
Формулы гидроксидов c
Характер свойств
гидроксидов
c

Таблица 2

Символы элементов IIa группы c
Формулы оксидов c
Характер свойств оксидов c
Формулы гидроксидов c
Характер свойств гидроксидов c
2. Растворимость гидроксидов элементов IIa группы в воде c c c
3. Химические свойства оксидов и гидроксидов элементов Ia и IIa групп. Запись уравнений реакций. c Ученический демонстрационный опыт c
Реакции оксидов
Na2O + H2O CaO + H2O
Li2O + HCl MgO + HCl
Na2O + CO2 CaO + CO2
Реакции оснований
KOH + H2SO4 Ca(OH)2 + HNO3
NaOH + CuCl2 Ca(OH)2 + FeCl3
NaOH + SO2 Ca(OH)2 + CO2
Реакции амфотерных оксидов и гидроксидов
BeO + NaOH H2BeO2 + KOH
BeO + HCl Be(OH)2 + HNO3
4. Получение оксида кальция и его применение c c Лабораторный опыт 28.
Таблица
«Применение оксида и гидроксида кальция»,
рис. 21.7
5. Подведение итогов c c c

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. § 28.1, упр. 11Т. Практическое занятие № 8 («Химия-10»). Решить задачу: какова масса соли, образовавшейся в результате взаимодействия 1 моль гидроксида кальция с 1 моль серной кислоты?
Самоанализ урока.

Занятия 51–52. Электролиз

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих понятий, умений и навыков. Углубить и расширить знания учащихся об электролизе, окислительно-восстановительных процессах.
Оборудование. Прибор для электролиза растворов солей, рис. 28.7, 28.8, 27.1, б, рис. 18, 19.
Вещества. Растворы серной кислоты, карбоната натрия, хлорида бария, оксида меди(II), цинк.

Рис. 18. Схема электролиза расплава NaCl
Рис. 18. Схема электролиза расплава NaCl

Рис. 19. Опорная схема «Электролиз расплава и раствора хлорида натрия»
Рис. 19. Опорная схема
«Электролиз расплава и раствора хлорида натрия»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
1. Электролиз расплавов солей бескислородных кислот.
а) Разбор по схеме электролиза расплава хлорида натрия.
б) Разбор окислительно-восстановительного процесса:

c c Рис. 28.7.
Рис. 18, 19
2. Определение электролиза c c c
3. Назовите продукты электролиза расплавов бромида натрия и йодида калия c c c
4. Получение алюминия электролизом расплава оксида алюминия в криолите (3NaF.AlF3): 

c c Рис. 27.1, б
5. Какие продукты реакции образуются при электролизе раствора хлорида натрия?
2Nа+ + 2Сl + 2Н2О = 2Na+ + 2OH + Н2  + Сl2
c Демонстрационный опыт.
Электролиз раствора хлорида натрия
Рис. 19.
Рис. 28.8
6. Практическое значение электролиза c c c

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. § 28.3, упр. 7, 9 («Химия-10»). 
Самоанализ урока.

Рейтинг@Mail.ru