Продолжение. См. № 42–48/2002 Конспекты занятий по курсу неорганической химии для 10 классаТема 4.
|
Рис. 15. Опорная схема «Адсорбция и ее применение» |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основное содержание | Формы обучения | Методы обучения | Средства обучения |
---|---|---|---|
I. Актуализация
знаний, умений и навыков учащихся. 1. Элементы, образующие IVа группу периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева |
|||
2. Строение внешнего энергетического уровня атомов элементов IVa группы периодической системы | |||
3. Выполнить задание 1Т, § 26.1 | |||
4. Возможные степени окисления элементов IVa группы периодической системы | |||
5. Изменение свойств
химических элементов IVa группы и их соединений в
связи с увеличением заряда ядра их атомов:
Ответы можно оформить в виде таблицы «Характеристики элементов IVа группы периодической системы химических элементов» (см. далее) |
|||
6. Выполнить задания 2Т, 5Т, § 26.1 | |||
7. Аллотропия углерода | Рис. 19.29, 19.30, 19.35, модели кристаллических решеток алмаза и графита | ||
II. Адсорбция,
адсорбент, адсорбат. 1. Обсуждение наблюдений за демонстрационным опытом |
Демонстрационный опыт. Фильтрование раствора лакмуса через активированный уголь | Рис. 26.1, рис. 15 | |
2. Образование химических (межмолекулярных) связей и выделение теплоты в результате адсорбции | |||
3. Избирательная адсорбция, ее причина, применение | |||
4. Примеры адсорбентов | |||
5. Применение явления
адсорбции. Выполнить упражнение 12, |
|||
6. Устройство и применение противогаза | |||
7. Выполнить упражнение 10, § 26.2 | |||
8. Изменение адсорбционной способности вещества с понижением температуры | |||
9. Подведение итогов |
Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании.§
19.10–19.12, 20.2 («Химия-9»), 26.1, 26.2; § 25.1, упр. 3Т, 8Т, 11
(«Химия-10»).
Самоанализ урока.
Характеристика элементов IVа
группы
периодической системы химических элементов
Таблица
Символы элементов | Строение внешнего энергетического уровня | Степени окисления элементов | Свойства химических элементов | Оксиды | Гидроксиды | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
металлические- неметаллические |
окислительно- восстановительные | Формулы | Kислотно- основный характер | Формулы | Kислотно- основный характер | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Рис. 17. Участники круговорота углерода в природе
Занятие 38. Карбонаты. Силикаты
Форма организации учебного процесса
Основные цели. Формирование
основополагающих химических понятий, умений и
навыков. Средние и кислые соли. Химические
свойства солей угольной и кремниевой кислот в
свете электролитической диссоциации,
распространенность карбонатов и силикатов в
природе, их применение.
Оборудование. Металлический штатив,
штатив с пробирками, фарфоровый тигель, шпатель,
спиртовка (горелка), лучина, спички, рис. 19.38.
Вещества. Гидрокарбонат натрия
(кристаллический и водный раствор), карбонат
натрия (раствор), соляная кислота,
дистиллированная вода, фенолфталеин,
известковая вода, образцы природных соединений
карбонатов и силикатов, изделия из стекла,
фарфора, керамики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основное содержание | Формы обучения | Методы обучения | Средства обучения |
---|---|---|---|
I. Актуализация знаний, умений и
навыков учащихся. 1) Соли угольной кислоты (карбонаты, гидрокарбонаты) и кремниевой кислоты. 2) Распространение карбонатов и силикатов в природе. 3) Химические свойства солей угольной и кремниевой кислот в свете теории электролитической диссоциации. (Начать писать уравнения реакций в классе, а дома закончить.) Качественная реакция на карбонат-ион |
Лабораторные опыты 14, 15 | ||
2. Применение карбонатов и гидрокарбонатов | |||
3. Применение силикатов (стекло, цемент, керамика) | Рис. 19.38 | ||
4. Решение задач на массовую долю (%) содержания примесей | |||
5. Подведение итогов |
Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. §
19.12. Закончить запись ионных уравнений реакций,
характеризующих химические свойства солей
угольной и кремниевой кислот.
Самоанализ урока.
Занятие 42.
Обобщение, систематизация и коррекция знаний,
умений и навыков учащихся по разделу «Неметаллы»
Форма организации учебного процесса
Основные цели. Формирование
основополагающих химических понятий, умений и
навыков. Обобщить, систематизировать,
скорректировать знания, умения и навыки учащихся
по разделу «Неметаллы». Рассмотреть строение
атомов неметаллов; химические свойства
галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния
и их соединений (оксидов и кислот);
окислительно-восстановительные процессы;
скорость химических реакций; химическое
равновесие. Решение задач на массовую долю
содержания примесей.
Оборудование. Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева, таблицы
применения неметаллов, шкала рН, штатив с
пробирками, рис. 16 и 17.
Вещества. Образцы галогенов, сера,
фосфор, углерод, кремний, раствор йодида натрия,
хлорная вода, крахмальный клейстер, любой сок
(напиток), индикатор.
Рис. 16. Круговорот углерода в природе |
Рис. 17. Участники круговорота углерода в природе |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основное содержание | Формы обучения | Методы обучения | Средства обучения |
---|---|---|---|
1. Строение атомов неметаллов (на
примере галогенов, серы, азота, фосфора, углерода,
кремния), формулы оксидов, их кислотно-основный
характер. Можно оформить в виде таблицы (см. выше Занятие 37 ) |
|||
2. Определение наиболее активных неметаллов | |||
3. Цепочка превращений: получение из
галогенидов металлов йода и брома. Демонстрация опыта получения йода. Запись электронно-ионного уравнения |
Демонстрационный опыт | ||
4. Галогеноводородные соединения | |||
5. Схема превращения веществ на примере
серы и ее соединений. Характеристика реакции SO2 SO3 |
|||
6. Разбор окислительно-восстановительного процесса взаимодействия концентрированной серной кислоты с медью | |||
7. Определение силы кислот Н2SО3, Н2SО4, Н3РO4, Н2СО3 | |||
8. Химические свойства соединений неметаллов | |||
9. Определение рН сока, напитка | Демонстрационный опыт | ||
10. Химизм производства аммиака | |||
11. Применение соединений неметаллов, имеющих наибольшее народнохозяйственное значение | |||
12. Используя рис. 16, охарактеризовать круговорот углерода в природе | Рис. 16 | ||
13. Прокомментируйте рис. 17 | Рис. 17 | ||
14. Решение задач на определение массовой доли примесей | |||
15. Подведение итогов |
Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. Дать
один из вариантов контрольной работы.
Самоанализ урока.
Занятие 43.
Практическое занятие № 7.
Решение экспериментальных задач по темам 2 и 3
Форма организации учебного процесса
Задание 1. Распознайте растворы серной кислоты и силиката натрия. Растворы даны в пробирках № 1 и 2. Отчет оформите в виде табл. 1.
Таблица 1
Пробирка № | Способы распознавания. Формулы реактивов |
Наблюдения | Ионные уравнения реакций | Формулы исследуемых веществ | |
---|---|---|---|---|---|
полные | сокращенные | ||||
Задание 2. Осуществите превращения веществ:
хлорид аммония аммиак гидроксид аммония. Отчет оформите в виде табл. 2.
Таблица 2
Выполнение опыта | Уравнения химических реакций и условия их протекания |
---|---|
1. | а |
а | а |
а | а |
2. | а |
а | а |
а | а |
Задание 3. Определите среду раствора черного кофе. Ответ оформите в виде табл. 3.
Таблица 3
Выполнение опыта | Наблюдения | Значение pH | Среда раствора |
---|---|---|---|
Оценка
Занятие 44.
Срез знаний, умений и навыков учащихся по разделу
«Неметаллы».
Контрольная работа № 1
Форма организации учебного процесса
Задание 1. Напишите уравнения химических реакций, указав условия их проведения, с помощью которых можно осуществить превращения веществ:
сера сероводород оксид серы(IV)
оксид серы(VI) серная кислота
сульфат бария.
Задание 2. Объясните
окислительно-восстановительный процесс,
происходящий между бромидом натрия и хлором.
Задание 3. С какими из перечисленных
веществ: СО2, NаОН, Nа2SO4, СuО, Nа,
НNО3 – может реагировать кремниевая
кислота? Напишите уравнения соответствующих
реакций.
Задание 4. Решите задачу. Какой объем
(н. у.) оксида серы(IV) можно получить при сжигании 1
т серы, содержащей 4% посторонних веществ?
Кислотные дожди
|