ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ
Большое значение для успешной реализации
задач школьного химического образования имеет
предоставление учащимся возможности изучения
курсов по выбору, так называемых элективных,
содержание которых предусматривает расширение и
углубление знаний, развитие познавательных
интересов, целенаправленную
предпрофессиональную ориентацию
старшеклассников. В нашем учебном заведении в
течение нескольких лет большой популярностью
пользуются подобные курсы. Они ориентированы на
детей, проявляющих повышенный интерес к изучению
химии и собирающихся продолжить образование в
учебных заведениях естественно-научного
профиля. Практика показывает, что ребята,
прослушавшие такие курсы, добиваются высоких
результатов на районных олимпиадах и на
вступительных экзаменах в
химико-технологические, медицинские,
сельскохозяйственные вузы.
Предлагаю вашему вниманию программы этих курсов,
которые были разработаны и апробированы автором.
Первый курс – трехгодичный, остальные
рассчитаны на один год обучения и являются
мастер-классами, т. е. предусматривают изучение
отдельных важных тем и разделов одновременно
учениками разного возраста (9–11-х или 10–11-х
классов).
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
9–11 классы
Данный курс по выбору является углубленным и
предназначен для 9–11-х классов
инженерно-химического профиля.
Цели:
закрепить и систематизировать знания учащихся
по химии;
научить решать разнообразные задачи повышенного
уровня сложности, соответствующие требованиям
письменных вступительных экзаменов по химии в
такие вузы, как Российский
химико-технологический университет имени
Д.И.Менделеева, Тимирязевская
сельскохозяйственная академия, Рязанский
медицинский университет, Тверская медицинская
академия и др.
Курс базируется на знаниях, получаемых при
изучении ребятами химии в классах
инженерно-химического профиля, и не требует
знания теоретических вопросов, выходящих за
рамки гимназической программы химического
образования. В то же время для успешной
реализации этого элективного курса необходимо,
чтобы ребята владели важнейшими
вычислительными навыками, алгоритмами ре- шения
типовых химических задач, умели применять при
решении задач важнейшие физические законы.
Программа курса рассчитана на три года обучения:
1-й год (9-й класс) – начальный этап.
Учащиеся знакомятся с алгоритмами решения задач
повышенного уровня сложности по курсу
неорганической химии: определение типа
образующихся в реакциях обмена солей;
определение химических формул неорганических
веществ на основе реакций с их участием;
определение массовой доли растворенного
вещества в растворе с использованием правила
смешения и др. Учащимся предлагается большое
количество задач комбинированного характера,
сочетающих в себе несколько алгоритмов решения,
а также задачи на знание способов получения и
химических свойств соединений химических
элементов I–VIII групп периодической системы.
2-й год (10-й класс) – этап решения задач по
курсу органической химии. Особое
внимание уделяется изучению алгоритмов решения
задач на параллельные и последовательные
превращения, использование газовых законов,
нахождение молекулярных формул органических
веществ различных гомологических рядов,
использование знаний об
окислительно-восстановительных процессах с
участием органических веществ, и, кроме того,
решению качественных задач и задач
комбинированного характера.
3-й год (11-й класс) – заключительный этап.
Решение наиболее сложных задач, преимущественно
комбинированного характера, кроме того,
предусматривается знакомство учащихся с
тестовыми заданиями, используемыми при
проведении вступительных экзаменов в вузы и
централизованного тестирования Минобразования
РФ.
ПРОГРАММА КУРСА
1-й год обучения (2 ч в неделю, всего
68 ч)
Вводное занятие. Знакомство с целями и
задачами курса, его структурой (1 ч).
Алгоритм решения задач на определение типа
образующихся в реакциях обмена солей (средние
или кислые) (3 ч).
Алгоритм решения задач на определение
химических формул неорганических веществ на
основе реакций с их участием (4 ч).
Наиболее сложные случаи реакций ионного обмена,
упражнения (4 ч).
Нестандартные расчетные задачи по уравнению
реакции при избытке одного из исходных веществ (2 ч).
Классификация окислительно-восстановительных
реакций (2 ч).
Окислительные свойства перманганата калия в
различных средах, упражнения (2 ч).
Резерв: школьная химическая олимпиада (2 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по теме
«Халькогены» (4 ч).
Резерв: избранные задачи городской
химической олимпиады и Соросовской олимпиады
школьников по химии прошлых лет
(6 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по темам:
«Азот. Аммиак» (2 ч);
«Азотная кислота» (2 ч);
«Нитраты» (2 ч);
«Фосфор» (2 ч);
«Фосфорная кислота и фосфаты» (2 ч).
Алгоритм решения задач на нахождение массовой
доли растворенного вещества в растворе с
использованием правила смешения (2 ч).
Алгоритм решения комбинированных задач (расчеты
по уравнению реакции при избытке одного из
исходных веществ и при известном выходе продукта
реакции) (2 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по теме
«Углерод» (2 ч).
Алгоритм решения комбинированных задач (расчеты
по уравнению реакции с участием вещества,
загрязненного примесями, при избытке одного из
исходных веществ и при известном выходе продукта
реакции) (2 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по темам:
«Кремний» (2 ч);
«Угольная, кремниевая кислоты и их соли» (2 ч);
«Электролиз расплавов электролитов» (2 ч);
«Электролиз растворов электролитов» (2 ч);
«Щелочные металлы и их соединения» (2 ч);
«Магний, кальций и их соединения» (2 ч);
«Алюминий и его соединения» (2 ч);
«Железо и его соединения» (2 ч);
«Хром и его соединения» (3 ч).
Подведение итогов 1-го года обучения ( 1 ч ).
2-й год обучения ( 2 ч в неделю,
всего 68 ч)
Вводное занятие. Знакомство с целями и
задачами 2-го года обучения (1 ч).
Алгоритм решения задач на параллельные реакции (5
ч).
Упражнения по составлению структурных формул
изомеров углеводородов С7–С10
разветвленного строения (2 ч).
Задачи с использованием понятий «мольная доля»,
«объемная доля», «молярная масса смеси веществ» (2
ч).
Задачи на нахождение молекулярных формул
органических веществ по данным о поглощении
продуктов их сгорания (2 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по темам:
«Алканы» (2 ч);
«Циклоалканы» (2 ч).
Резерв: школьная химическая олимпиада
(2 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по теме
«Алкены» (2 ч).
Алгоритм решения задач на определение
молекулярных формул органических веществ
известного гомологического ряда на основе
реакций с их участием (на примере
гомологического ряда алкенов) (2 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по темам:
«Алкадиены» (2 ч);
«Алкины» (2 ч).
Резерв: избранные задачи городской
химической олимпиады и Соросовской олимпиады
школьников по химии прошлых лет
(4 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по темам:
«Бензол» (2 ч);
«Арены» (2 ч).
Комбинированные задачи по разделу
«Углеводороды» (2 ч).
Составление уравнений
окислительно-восстановительных реакций с
участием органических веществ, упражнения (2 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по темам:
«Предельные одноатомные спирты» (2 ч);
«Многоатомные спирты – этиленгликоль и
глицерин» (2 ч);
«Фенолы и ароматические спирты» (2 ч).
Комбинированные задачи по теме «Одноатомные и
многоатомные спирты. Фенолы» (2 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по темам:
«Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны» (2
ч);
«Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2
ч);
«Непредельные, двухосновные и ароматические
карбоновые кислоты» (2 ч).
Задачи на генетическую связь карбоновых кислот
с органическими веществами других
гомологических рядов (2 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по темам:
«Сложные эфиры» (2 ч);
«Жиры» (2 ч);
«Углеводы – сахара» (2 ч).
Качественные задачи и задачи на генетическую
связь кислородсодержащих органических веществ и
углеводородов (4 ч).
Комбинированные задачи по разделам
«Углеводороды» и «Кислородсодержащие
органические соединения» (3 ч).
Подведение итогов 2-го года обучения (1 ч).
3-й год обучения ( 2 ч в неделю,
всего 68 ч)
Вводное занятие. Знакомство с целями и
задачами 3-го года обучения (1 ч).
Алгоритм решения задач на частичное
взаимодействие смесей органических веществ с
определенными реагентами (5 ч).
Задачи, для решения которых необходимо
использовать газовые законы (в частности,
уравнение Клапейрона–Менделеева) (4 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по теме
«Амины» (2 ч).
Задачи на нахождение структурных формул
пептидов: а) по данным о поглощении продуктов их
сгорания; б) по данным о продуктах гидролиза (4 ч).
Задачи на нахождение структурных формул жиров
растительного и животного происхождения (2 ч).
Задачи на нахождение массовых долей сложных
эфиров в смеси по данным о продуктах гидролиза
эфиров (2 ч).
Качественные задачи по органической химии (2 ч).
Резерв: школьная химическая олимпиада (2
ч).
Алгоритм решения задач на химические
превращения с участием смесей изомерных
органических веществ, принадлежащих к различным
гомологическим рядам (4 ч).
Резерв: избранные задачи городской химической
олимпиады и Соросовской олимпиады школьников по
химии прошлых лет (4 ч).
Комбинированные задачи по курсу органической
химии (2 ч).
Задачи на растворение в воде щелочных металлов,
кристаллогидратов (2 ч).
Задачи на разбавление и концентрирование
растворов с использованием правила смешения (2
ч).
Задачи на расчет масс компонентов, необходимых
для получения олеума (2 ч).
Задачи на растворимость веществ, способных
образовывать кристаллогидраты (2 ч).
Задачи повышенного уровня сложности по теме
«Термохимия» (применение следствия закона Гесса)
(2 ч).
Задачи на химические превращения с участием
смесей неорганических веществ (2 ч).
Задачи на взаимно усиливающийся гидролиз солей (2
ч).
Качественные и расчетные задачи по теме
«Электролиз растворов и расплавов электролитов»
(2 ч).
Задачи с использованием ряда стандартных
электродных потенциалов металлов (2 ч).
Задачи на окислительно-восстановительные
свойства соединений марганца и хрома (2 ч).
Составление уравнений
окислительно-восстановительных реакций с
использованием метода электронно-ионного
баланса,
упражнения (2 ч).
Задачи на химические превращения газовых смесей
(2 ч).
Качественные задачи на разделение смесей
веществ (2 ч).
Качественные задачи на превращения
неорганических и органических веществ (2 ч).
Задания централизованного тестирования по химии
выпускников средних общеобразовательных
учреждений Российской Федерации прошлых лет (2
ч).
Задания тестирования по химии на вступительных
экзаменах в РХТУ им. Д.И.Менделеева прошлых лет (3
ч).
Итоговое занятие (1 ч).
ЛИТЕРАТУРА
Жарикова Е.А., Рыбкина Т.И. Вступительный
экзамен по химии РХТУ-98, -99, -2000. Новомосковск: РХТУ
им. Д.И.Менделеева, 1998, 60 с.; 1999, 90 с.; 2000, 108 с.
Казеннова Н.Б. Справочник школьника по
органической химии. М.: Аквариум, 1997, 272 с.
Конкурсный экзамен по химии. Руководство для
абитуриентов. Под ред. Н.Е.Кузьменко. В 6 ч. М.:
Изд-во МГУ, 1993.
Короленко М.В. Задачи по органической химии
с методическими рекомендациями и примерами
решений. М.: ИМА-Принт, 1993, 48 с.
Кузьменко Н.Е., Чуранов С.С. Общая и
неорганическая химия. М.: Изд-во МГУ, 1977, 473 с.
Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В.
Задачи по химии для абитуриентов: курс
повышенной сложности с компьютерным
приложением. М.: Просвещение, 1992, 191 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия
для школьников старших классов и поступающих в
вузы. М.: Дрофа, 1997,
528 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала
химии. Современный курс для поступающих в вузы. В
2 т. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания,
1997, т. 1, 448 с.; т. 2, 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и
упражнений по химии для школьников и
абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая
компания,1998, 512 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии
для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999,
560 с.
Кушнарёв А.А. Задачи по химии для
старшеклассников и абитуриентов. М.: Школа-Пресс,
1999, 160 с.
Пилипенко А.Т. и др. Справочник по
элементарной химии. Киев: Наукова думка, 1980, 544 с.
Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной
сложности (для абитуриентов). В 4 выпусках. Л.:
Изд-во ЛГУ, 1991, вып. 1, 16 с.; вып. 2, 16 с.;
вып. 3, 16 с.; вып. 4, 16 с.
Фрейфельд И.А. Органическая химия: пособие
для абитуриентов и старшеклассников. М.:
Московский лицей, 1995,
142 с.
Химия. Тесты для 11 класса. Варианты и ответы
централизованного тестирования. М.: Центр
тестирования МО РФ, 2001, 56 с.
Продолжение следует
А.С.ГОРДЕЕВ,
учитель химии и экологии
муниципальной гимназии № 20,
(г. Донской, Тульская обл.) |