Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №33/2002

Современный учебно-методический комплект
по химии для 8–11 классов

Выступление на «Московском педагогическом марафоне учебных предметов», 10 апреля 2002 г.

«Учитель, автор учебника и пособий – не ментор и не оракул, а просто старший, больше знающий, более опытный»

Целью школьного образования является выработка материалистического мировоззрения, единственно научного, дающего правильную картину мира, основанного на фактах, а не на домыслах.

Чтобы знания были материалистическими, нельзя допускать подмены объяснения введением нового термина. Классический пример: «На одной орбитали не может быть больше двух электронов, т. к. это запрещает принцип Паули» (указание на принцип, который тоже не объясняется, разве является объяснением?) или «Реакция идет в сторону понижения энергии системы» (последнее, во-первых, не объясняет почему, а во-вторых, просто неправильно, т. к. протекают и эндотермические реакции, сопровождающиеся повышением внутренней энергии системы).

Весь курс химии направлен на изучение современной научной картины мира, усвоение научного метода познания, формирование научного мировоззрения учащихся, их интеллектуальное развитие, воспитание нравственности и гуманистических отношений. Элементарные знания химии нужны каждому культурному человеку, чтобы не создавать угрозы для природы, окружающих людей и, конечно, для себя.

Целью школьного курса химии не должна быть только подготовка в вуз. Достигать этой цели путем «натаскивания» несправедливо по отношению к большинству учащихся, которые экзамен по химии в вуз сдавать не собираются. Поступающий в вуз должен заниматься самостоятельно, а не со всем классом.

Теперь о наших учебниках. При их создании авторы руководствовались, конечно, целями образования. Причем авторы не стремятся дать полное изложение основ науки, а стараются рассмотреть закономерности химических явлений в окружающем нас мире.

  • Химия рассматривается как наука о веществах и их превращениях, а не о формулах и уравнениях химических реакций, как принято во многих учебниках.
  • Каждое понятие разъясняется не с помощью введения якобы научной терминологии, а на доступном для данного возраста и знаний школьника уровне. Всякое объяснение отвечает на вопрос: «Почему так идет реакция?» или «Почему таково строение вещества?» и др. Если объяснения пока не существует, то прямо говорим об этом читателю-ученику.
  • Предлагаем (но принципиально не заставляем!) ученику подумать. С этой целью в тексте, главным образом в заданиях, приведены вопросы. Отсутствуют задания на воспроизведение текста параграфа, только – на применение введенных понятий. Задания исчерпывают тему и могут служить для проверки степени усвоения материала.
  • Курс не состоит из отдельных тем, а представляет собой единое целое. Каждое очередное вводимое понятие основывается на всех, подчеркиваем, всех предыдущих знаниях, поэтому ученик не нуждается в повторении материала.
  • «Определяйте значение слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений» (Р.Декарт). В наших учебниках нет проходных слов, например, «раствор образован несколькими веществами», но не состоит из них; «вещество образовано атомами», но не состоит из них; «электрон движется около ядра атома», но не вращается вокруг него и т. д.
  • Учебник двухуровневый, чтобы помочь учителю дифференцировать обучение.

Современный комплект методического обеспечения школьного курса химии включает 35 наименований (см. приложение).

«Целью школьного курса химии не должна быть только подготовка в вуз»В методических пособиях учителя и ученики получили ответы на вопросы: зачем и как учить химию?

В наших дидактических материалах (самостоятельные и контрольные работы), тетрадях для практических занятий по химии, как и в учебниках, реализован принцип дифференцированного подхода к процессу обучения.

К новому учебному году учителя химии получат методическое пособие по изучению химии в 8-х и 9-х классах, «Карточки с заданиями по химии для 8–9 классов». В портфеле издательства «Дрофа» находятся рукописи тетрадей для учителей, практических занятий для учащихся по курсу 10-го класса.

С большим интересом учителя химии отнеслись к видеофильму «Химия-8» и компакт-диску с мультимедийной обучающей программой «Химия для всех-2001» (электронная версия к учебникам «Химия-8», «Химия-9» и задачнику «Химические опыты со взрывом и без...»).

Учителя химии, характеризуя особенности нашего учебно-методического комплекта, отмечали следующее:

  • Современная химия представлена с элементами ее исторического развития и краткими сведениями об ученых. Авторы не стремятся к полному изложению основ науки, а стараются рассмотреть закономерности химических явлений в окружающем нас мире.
  • Курс не перегружен понятиями, они вводятся только по необходимости.
  • Содержание изложено в соответствии с психологическими особенностями подростков, на современном уровне.
  • Показана связь химии с предметами естественно-научного цикла.
  • Использованы элементы опережающего обучения.
  • Материал изложен на двух уровнях, реализующих базовый государственный стандарт и расширенное изучение химии.
  • Приведено достаточное количество иллюстраций, схем и рисунков.
  • Концепция «Химия – наука экспериментальная» поддерживается авторами, что подтверждено большим количеством лабораторных опытов и практических работ, среди них не только традиционные, но и новые, что дает учителю возможность выбора.

В заключение несколько слов о взаимоотношениях учителя и ученика, так, как их понимают авторы учебника.

Ученики – коллеги. Учитель, автор учебника и пособий – не ментор и не оракул, а просто старший, больше знающий, более опытный. Мотивация неправильного ответа обсуждается, оценивается не ученик («отличник», «троечник»), а его знания.

Приложение

Учебно-методический комплект по химии, рекомендованный Министерством образования РФ

1. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Программа двухуровневого курса химии для 8–11 классов. Сборник программ для общеобразовательных учреждений (химия). 8–11 классы. М.: Дрофа, 2001.
2. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-8. М.: Просвещение, 1994.
3. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-9. М.: Просвещение, 1995.
4. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-8–9. М.: Институт учебника «Пайдейя», 1998.
5. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-8. М.: Дрофа, 2001.
6. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-9. М.: Дрофа, 2002.
7. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия-10. М.: Дрофа, 2001.
8. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия-11. М.: Дрофа, 2000.
9. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия-8–9. Краткий курс. М.: Дрофа, 2002.
10*. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8–9 классы. М.: Дрофа, 2001.
11. Гузей Л.С., Кузнецов В.Н. Новый справочник по химии (для школьников и абитуриентов). М.: Большая медведица, 1998.
12. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химию в школу! Химия в школе, 1996, № 1.
13. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Новая концепция. Образование в современной школе, 2000, № 2.
14. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Химия-8–9. Методическое пособие для учителя. М.: Дрофа, 1997–1999.
15. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Лысова Г.Г. Химия-10–11. Методическое пособие для учителя. М.: Дрофа, 1999.
16. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Сборник заданий учебных тематических тестов по химии для 8 класса. М.: МИПКРО, 1998–2002.
17. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Сборник заданий учебных тематических тестов по химии для 9 класса. М.: МИПКРО, 1998–2002.
18. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 8–9 классы. (Итоговые.) М.: Дрофа, 1997–2002.
19. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 10–11 классы. (Итоговые.) М.: Дрофа, 1997–2002.
20. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Контрольные работы по химии. 8–9 классы. (Трехуровневые.) М.: Дрофа, 2001.
21. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Дидактический материал. 8–9 классы. (Трехуровневый.) М.: Дрофа, 2002.
22. Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии. 8 класс. М.: Просвещение, 1993.
23. Суровцева Р.П. Задания для самостоятельной работы по химии. 9 класс. М.: Просвещение, 1995.
24. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Тетрадь для практических занятий по химии для 8 класса. («Химия-8».) М.: Дрофа, 2000.
25. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Тетрадь для практических занятий по химии для 9 класса. («Химия-9».) М.: Дрофа, 2001.
26. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Химия-8. В 2 ч. Видеокурс. М.: Кварт, 1999.
27. Суровцева Р.П. Таблицы по курсу химии. М.: ДИК, 1999.
28. Ахлебинин А.К., Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия для всех-2001. Обучающие мультимедийные программы: «Химия-8», «Химия-9», «Химические опыты со взрывом и без...». М.: МПГУ, 2001.
29. Эрреро В.Е., Суровцева Р.П. Использование модульной технологии в процессе обучения химии в 8–9 классах. М.: МИПКРО, 2001.
30. Суровцева Р.П., Виноградова М.Е. Методика (поурочная) изучения курса химии в 8 классе. М.: Дрофа, 2002.
31. Суровцева Р.П., Эрреро В.Е. Методика (поурочная) изучения курса химии в 9 классе. М.: Дрофа, 2002.
32. Суровцева Р.П., Богданова Н.Н. Подготовка и проведение регионального экзамена по химии в общеобразовательных школах Москвы. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2000.
33. Суровцева Р.П. Тетрадь для учителя «Химия-10». М.: Дрофа, 2002.
34. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Решебник-путеводитель. 8 класс. М.: Дрофа, 2002.
35. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Решебник-путеводитель. 9 класс. М.: Дрофа, 2002.

Р.П.Суровцева,
профессор, член-корреспондент РАЕН,
Л.С.Гузей, профессор МГУ  (Москва)


*Победитель конкурса по созданию задачников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования России.

Рейтинг@Mail.ru