Современный
учебно-методический комплект
по химии для 8–11 классов
Выступление на «Московском педагогическом марафоне учебных предметов», 10 апреля 2002 г.
Целью школьного образования является выработка материалистического мировоззрения, единственно научного, дающего правильную картину мира, основанного на фактах, а не на домыслах.
Чтобы знания были материалистическими, нельзя допускать подмены объяснения введением нового термина. Классический пример: «На одной орбитали не может быть больше двух электронов, т. к. это запрещает принцип Паули» (указание на принцип, который тоже не объясняется, разве является объяснением?) или «Реакция идет в сторону понижения энергии системы» (последнее, во-первых, не объясняет почему, а во-вторых, просто неправильно, т. к. протекают и эндотермические реакции, сопровождающиеся повышением внутренней энергии системы).
Весь курс химии направлен на изучение современной научной картины мира, усвоение научного метода познания, формирование научного мировоззрения учащихся, их интеллектуальное развитие, воспитание нравственности и гуманистических отношений. Элементарные знания химии нужны каждому культурному человеку, чтобы не создавать угрозы для природы, окружающих людей и, конечно, для себя.
Целью школьного курса химии не должна быть только подготовка в вуз. Достигать этой цели путем «натаскивания» несправедливо по отношению к большинству учащихся, которые экзамен по химии в вуз сдавать не собираются. Поступающий в вуз должен заниматься самостоятельно, а не со всем классом.
Теперь о наших учебниках. При их создании авторы руководствовались, конечно, целями образования. Причем авторы не стремятся дать полное изложение основ науки, а стараются рассмотреть закономерности химических явлений в окружающем нас мире.
- Химия рассматривается как наука о веществах и их превращениях, а не о формулах и уравнениях химических реакций, как принято во многих учебниках.
- Каждое понятие разъясняется не с помощью введения якобы научной терминологии, а на доступном для данного возраста и знаний школьника уровне. Всякое объяснение отвечает на вопрос: «Почему так идет реакция?» или «Почему таково строение вещества?» и др. Если объяснения пока не существует, то прямо говорим об этом читателю-ученику.
- Предлагаем (но принципиально не заставляем!) ученику подумать. С этой целью в тексте, главным образом в заданиях, приведены вопросы. Отсутствуют задания на воспроизведение текста параграфа, только – на применение введенных понятий. Задания исчерпывают тему и могут служить для проверки степени усвоения материала.
- Курс не состоит из отдельных тем, а представляет собой единое целое. Каждое очередное вводимое понятие основывается на всех, подчеркиваем, всех предыдущих знаниях, поэтому ученик не нуждается в повторении материала.
- «Определяйте значение слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений» (Р.Декарт). В наших учебниках нет проходных слов, например, «раствор образован несколькими веществами», но не состоит из них; «вещество образовано атомами», но не состоит из них; «электрон движется около ядра атома», но не вращается вокруг него и т. д.
- Учебник двухуровневый, чтобы помочь учителю дифференцировать обучение.
Современный комплект методического обеспечения школьного курса химии включает 35 наименований (см. приложение).
В методических пособиях учителя и ученики получили ответы на вопросы: зачем и как учить химию?
В наших дидактических материалах (самостоятельные и контрольные работы), тетрадях для практических занятий по химии, как и в учебниках, реализован принцип дифференцированного подхода к процессу обучения.
К новому учебному году учителя химии получат методическое пособие по изучению химии в 8-х и 9-х классах, «Карточки с заданиями по химии для 8–9 классов». В портфеле издательства «Дрофа» находятся рукописи тетрадей для учителей, практических занятий для учащихся по курсу 10-го класса.
С большим интересом учителя химии отнеслись к видеофильму «Химия-8» и компакт-диску с мультимедийной обучающей программой «Химия для всех-2001» (электронная версия к учебникам «Химия-8», «Химия-9» и задачнику «Химические опыты со взрывом и без...»).
Учителя химии, характеризуя особенности нашего учебно-методического комплекта, отмечали следующее:
- Современная химия представлена с элементами ее исторического развития и краткими сведениями об ученых. Авторы не стремятся к полному изложению основ науки, а стараются рассмотреть закономерности химических явлений в окружающем нас мире.
- Курс не перегружен понятиями, они вводятся только по необходимости.
- Содержание изложено в соответствии с психологическими особенностями подростков, на современном уровне.
- Показана связь химии с предметами естественно-научного цикла.
- Использованы элементы опережающего обучения.
- Материал изложен на двух уровнях, реализующих базовый государственный стандарт и расширенное изучение химии.
- Приведено достаточное количество иллюстраций, схем и рисунков.
- Концепция «Химия – наука экспериментальная» поддерживается авторами, что подтверждено большим количеством лабораторных опытов и практических работ, среди них не только традиционные, но и новые, что дает учителю возможность выбора.
В заключение несколько слов о взаимоотношениях учителя и ученика, так, как их понимают авторы учебника.
Ученики – коллеги. Учитель, автор учебника и пособий – не ментор и не оракул, а просто старший, больше знающий, более опытный. Мотивация неправильного ответа обсуждается, оценивается не ученик («отличник», «троечник»), а его знания.
Приложение
Учебно-методический комплект по химии, рекомендованный Министерством образования РФ
1. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Программа двухуровневого курса химии для 8–11 классов. Сборник программ для общеобразовательных учреждений (химия). 8–11 классы. М.: Дрофа, 2001.
2. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-8. М.: Просвещение, 1994.
3. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-9. М.: Просвещение, 1995.
4. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-8–9. М.: Институт учебника «Пайдейя», 1998.
5. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-8. М.: Дрофа, 2001.
6. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-9. М.: Дрофа, 2002.
7. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия-10. М.: Дрофа, 2001.
8. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия-11. М.: Дрофа, 2000.
9. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия-8–9. Краткий курс. М.: Дрофа, 2002.
10*. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8–9 классы. М.: Дрофа, 2001.
11. Гузей Л.С., Кузнецов В.Н. Новый справочник по химии (для школьников и абитуриентов). М.: Большая медведица, 1998.
12. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химию в школу! Химия в школе, 1996, № 1.
13. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Новая концепция. Образование в современной школе, 2000, № 2.
14. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Химия-8–9. Методическое пособие для учителя. М.: Дрофа, 1997–1999.
15. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Лысова Г.Г. Химия-10–11. Методическое пособие для учителя. М.: Дрофа, 1999.
16. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Сборник заданий учебных тематических тестов по химии для 8 класса. М.: МИПКРО, 1998–2002.
17. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Сборник заданий учебных тематических тестов по химии для 9 класса. М.: МИПКРО, 1998–2002.
18. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 8–9 классы. (Итоговые.) М.: Дрофа, 1997–2002.
19. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 10–11 классы. (Итоговые.) М.: Дрофа, 1997–2002.
20. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Контрольные работы по химии. 8–9 классы. (Трехуровневые.) М.: Дрофа, 2001.
21. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Дидактический материал. 8–9 классы. (Трехуровневый.) М.: Дрофа, 2002.
22. Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии. 8 класс. М.: Просвещение, 1993.
23. Суровцева Р.П. Задания для самостоятельной работы по химии. 9 класс. М.: Просвещение, 1995.
24. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Тетрадь для практических занятий по химии для 8 класса. («Химия-8».) М.: Дрофа, 2000.
25. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Тетрадь для практических занятий по химии для 9 класса. («Химия-9».) М.: Дрофа, 2001.
26. Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Химия-8. В 2 ч. Видеокурс. М.: Кварт, 1999.
27. Суровцева Р.П. Таблицы по курсу химии. М.: ДИК, 1999.
28. Ахлебинин А.К., Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия для всех-2001. Обучающие мультимедийные программы: «Химия-8», «Химия-9», «Химические опыты со взрывом и без...». М.: МПГУ, 2001.
29. Эрреро В.Е., Суровцева Р.П. Использование модульной технологии в процессе обучения химии в 8–9 классах. М.: МИПКРО, 2001.
30. Суровцева Р.П., Виноградова М.Е. Методика (поурочная) изучения курса химии в 8 классе. М.: Дрофа, 2002.
31. Суровцева Р.П., Эрреро В.Е. Методика (поурочная) изучения курса химии в 9 классе. М.: Дрофа, 2002.
32. Суровцева Р.П., Богданова Н.Н. Подготовка и проведение регионального экзамена по химии в общеобразовательных школах Москвы. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2000.
33. Суровцева Р.П. Тетрадь для учителя «Химия-10». М.: Дрофа, 2002.
34. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Решебник-путеводитель. 8 класс. М.: Дрофа, 2002.
35. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Решебник-путеводитель. 9 класс. М.: Дрофа, 2002.
Р.П.Суровцева,
профессор, член-корреспондент РАЕН,
Л.С.Гузей, профессор МГУ (Москва)
*Победитель конкурса по созданию задачников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования России.