Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина
Методическое пособие для учителя
Дидактические игры при изучении химии в 8 классе
Глава II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-МИНУТКИ. ВЕРБАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Вербальные (от лат. verbalis – словесные) игры не требуют долгих приготовлений и сложных атрибутов. Их можно использовать вместо эпиграфа в начале урока, а также на всех последующих этапах обучения. К вербальным дидактическим играм относятся анаграммы, логогрифы, метаграммы, шарады, криптограммы, загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины и т. д.
Анаграммы
Буквы лежат на столе перед вами.
Расставьте их так, чтобы стали словами.
Первое слово – фигура одна,
Всего в ней, заметьте, четыре угла.
Слово второе сумейте собрать –
Красно-бурую жидкость вам надо назвать.
(Ромб – бром.)
Я – газ редчайший на Земле.
Мне близки радий и свинец.
Но если переставить буквы мне,
То я уже – истории творец.
(Радон – народ.)
Я – энергии источник.
И сказать могу вам точно:
«Сумел Клапрот меня открыть,
Эжен Пелиго – получить».
Но если буквы переставить
И в углу меня поставить,
Буду стойко там стоять,
Молча мусор собирать.
(Уран – урна.)
Горючий продукт я,
«Живу» на болотах.
Но есть одна буква
В названье коротком.
Прыжок ее быстрый –
И все изменилось:
Я стал элементом.
Так чудо свершилось!
(Торф – фтор.)
Логогрифы
Подумайте внимательно,
Чтоб слово отгадать.
Я – как круг спасательный,
Попробуйте назвать.
Если Ф в конце добавить,
На болоте окажусь,
Если Ф вперед подставить,
В неметалл я превращусь.
(Тор – торф – фтор.)
В свободном виде он всех убивает,
Если «связать», то в еду добавляют.
Но ежели в слове мы Л зачеркнем,
То дружно со всеми мы песню споем.
(Хлор – хор.)
Я – металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Но если Б ко мне подставишь,
То землю скрою в темной мгле.
(Уран – буран.)
Три элемента с одним окончанием
Вас для начала прошу я найти...
Если отбросить теперь окончания,
Новых три слова получите вы.
Первое слово с детства мы любим.
Слово второе – ловкач и хитрец.
Третье – настил, по которому ходим.
Кто разгадал, тот у нас – молодец.
(Цирконий, плутоний, полоний – цирк, плут, пол.)
Двенадцать пар – не забывай! –
У всех людей на свете.
В другом значенье – узкий край,
Так учат в школе дети.
Но если СЕ ко мне прибавить,
То вмиг в металл я превращусь.
Еще к тому могу добавить,
Что в первой группе окажусь.
(Ребро – серебро.)
Метаграммы
Два элемента химических
В метаграмме я вам загадал:
С X – элемент металлический,
А с Б – я уже неметалл.
(Хром – бром.)
Элемент IV группы
Перед всеми на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.
(Титан – тиран.)
Менделеев впервые меня предсказал.
Французский ученый – название дал.
Если в нем первую букву заменишь,
Место в системе мне сразу изменишь.
(Галлий – таллий.)
Живут два брата в микромире,
Свойства их полезно знать.
У А – восьмерки на квартире,
У О – квартира сорок пять.
(Радий – родий.)
С КА – активный я металл,
с ГЕ – я очень легкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему еще раз.
(Калий – гелий.)
В нем вода течет спокойно,
Здесь насосы не нужны.
Но если Р поставить в слово,
Вещество получишь ты.
Вещество то всем известно –
Газ легчайший на Земле.
А сказать я должен честно:
Мы сменили букву В.
(Водовод – водород.)
Шарады
К предлогу и ноте
Время года добавьте.
Из всех этих букв
Лантаноид составьте.
(Под, ре, зима – празеодим.)
Основа моя – сухая трава,
С обоих концов – согласные.
В целом я – газ, дорогие друзья,
И название, думаю, ясно вам.
(К, сено, н – ксенон.)
Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву Й.
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.
(На, три, й – натрий.)
Найдите две ноты в начале октавы;
Участок, где выросли сочные травы.
Из букв этих слов элемента название,
Подумав, попробуйте быстро составить.
Чудесными свойствами он обладает:
То ярко сверкает, то черным бывает.
(До, ре, луг – углерод.)
Шуточные загадки
1. Какой элемент вращается вокруг Солнца?
(Уран.)
2. Какой металл по древнегреческой мифологии «обречен» на вечные муки?
(Тантал.)
3. В состав какого металла входит дерево?
(Никель.)
4. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?
(Платина.)
5. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети?
(Золото.)
6. Как из меди и мышьяка получить золото?
(Сu + Аs = Au + Cs.)
Ребусы
Шесть элементов
В этих буквенных ребусах зашифрованы названия шести химических элементов. Разгадать вам помогут следующие их свойства.
1. Элемент, для которого известны 10 стабильных природных изотопов с массовыми числами от 112 до 124.
(Олово.)
2. Радиоактивный химический элемент, быстрораспадающийся изотоп которого имеет период полураспада 54 с.
(Астат.)
3. Элемент, высший оксид которого применяют как катализатор в производстве серной кислоты.
(Ванадий.)
4. Химический элемент V группы периодической системы.
(Висмут.)
5. Щелочной металл.
(Натрий.)
6. Металл, составляющий основу многих сплавов для авиационной и ракетной техники, судостроения.
(Титан.)
Теперь попробуйте сами зашифровать в виде буквенных ребусов названия других химических элементов. Вы быстро убедитесь, что хотя это порой и довольно трудное, но очень увлекательное и интересное занятие.
Металлы и неметаллы
В этих ребусах зашифрованы названия двенадцати химических элементов. Расшифруйте их и определите, какие из этих элементов образуют простые вещества в виде металлов, а какие – в виде неметаллов. Есть ли среди данных элементов такие, которые образуют аллотропные видоизменения? Какие из этих веществ находятся при обычных условиях в газообразном состоянии?
Какой из этих элементов был известен человечеству с давних времен, а какой из них был открыт последним?
Ребусы, составленные из знаков химических элементов
В Ne’ – остров в Малайском архипелаге.
(Борнео.)’’Au – настольная игра.
(Лото.)
M ® B Сu’ Cu – крупное хищное млекопитающее.
(Медведь.)’Хе’ – корм для домашних животных.
(Сено.)1 = С
Sn– структурная единица языка.
(Слово.)
Подобные ребусы, загадки, анаграммы, метаграммы, шарады и т. д. школьники составляют с большим удовольствием и пользой для себя. Учителю необходимо лишь предварительно показать несколько образцов подобных вербальных игр, а результаты творчества учащихся оформить затем в виде стенгазеты в кабинете химии.
Включая эти игры-загадки в учебный процесс, учитель привлекает внимание детей и вызывает в них интерес к теме без особых затрат времени.
Продолжение см. в № 29/2002