Учебник химии для школы –
гораздо больше, чем учебник
целого ряда портретов.
Вольфганг Менцель
Иногда в предисловии к учебнику кратко сказано, кому он адресован. В конце некоторых разделов автор может упомянуть другие учебники для более углубленного изучения предмета, но никогда в тексте самого учебника не анализируется его содержание. Такую задачу может поставить перед собой не автор, а читатель, что мы и проделаем. Попробуем взглянуть на привычный учебник свежим взглядом, рассмотрим его как объект для исследования. В учебниках есть нечто такое, что позволяет прийти к выводам, достаточно интересным. Сосредоточим свое внимание на одной, редко обсуждаемой теме.
Быть упомянутым в учебнике непросто
Речь пойдет об ученых, чьи имена упомянуты в учебниках химии. Сначала выясним, много ли известных химиков заслужили всеобщее признание. Ответ можно получить, посмотрев именной указатель химической энциклопедии, в нем упомянуто приблизительно 1500 имен. Попасть в этот список – большая честь для ученого, может быть, это одно из самых убедительных признаний его заслуг. При жизни такой чести удостоилось менее пятой части перечисленных в списке имен.
Пути, ведущие к признанию, разнообразны. Некоторые вошли в историю науки благодаря многолетним исследованиям, которые завершились созданием новой главы в химической науке. Иногда бывает, что один яркий результат входит в историю химии вместе с именем его создателя. Главное, чтобы найденный факт коренным образом изменил сложившиеся представления.
Из всей когорты крупных химиков попробуем выделить наиболее известных. Это нетрудно сделать, поскольку эту работу уже проделали составители учебников химии для студентов вузов. При этом следует учитывать, что произошла «сортировка» по специальностям. Составители выделили самых заметных ученых в данной области.
Теперь перейдем на самый высокий уровень. На нем находятся школьные учебники. Почему их ставят на самую верхнюю ступень пьедестала? Чтобы это понять, надо представить себе, как создается школьный учебник. Авторитетные педагоги совместно с учеными и работниками министерства образования составляют школьные программы, т. е. определяют перечень необходимых тем, которые должны быть в учебнике. Естественно, что автор учебника придерживается утвержденной программы, поскольку время, отведенное на изучение химии, увязано с часами, отведенными для других предметов. Это не позволяет автору превысить определенный объем книги, который необходимо соблюдать еще и потому, что толстый учебник способен отпугнуть ученика. Работать с объемистыми книгами школьник научится позже, когда выберет химию в качестве будущей специальности и начнет углубленно ее изучать.
Таким образом, автор должен поместить в учебнике только то, что должен знать любой образованный человек. В связи с этим каждый сантиметр страницы учебника необходимо использовать предельно расчетливо и оправданно. Представьте себе состояние автора, который знает о химии очень много интересного, но должен вместить все в отведенный объем, отобрав только самое важное. Это напоминает ситуацию, когда вы решили описать впечатления от кругосветного путешествия, но в вашем распоряжении только почтовая открытка.
Таким образом, если имя какого-либо ученого упомянуто в школьном учебнике, то оно находится на очень высоком уровне всеобщего признания. Можно сказать, что учебник, по которому вы занимаетесь и который к концу года так безнадежно ветшает, является (не побоимся торжественных слов) гранитной стелой, на которой золотом высечены великие имена.
Естественно, что подобное исследование надо проводить не по одному учебнику, а по нескольким. Прежде чем перечислить имена, отметим одно обстоятельство. Составители учебников – живые люди со своими предпочтениями и симпатиями. Какие имена достойны упоминания – каждый решает самостоятельно. Необходимо также учесть, что традиционное деление химии на неорганическую и органическую приводит к тому, что практически не существует ни одного имени, которое упоминалось бы в каждом учебнике. Итак, вначале выделим только тех ученых, которые упоминаются в большинстве книг.
Сразу решим еще один важный вопрос: для чего нужен подобный анализ? Неужели только затем, чтобы решить, кому история подарила больше славы? Разумеется, это интересно, но не главное. В химии, как и во многих других дисциплинах, имя становится удобным и емким обозначением какого-либо фундаментального раздела науки.
Список имен – это обобщение того, что лежит в основании данной науки, т. е. без чего ее изучение невозможно. Из чего состоит химия, вы узнаете (или уже частично знаете) в процессе ее изучения. Перечисление имен дает уникальную возможность посмотреть, как создавался фундамент науки.
Начнем с самых известных. Два имени, вероятно, вы можете назвать сразу, не проводя никаких исследований, – это М.В.Ломоносов и Д.И.Менделеев. Продолжим список:
Дж.Пристли (1733–1804),
К.Шееле (1742–1786),
А.Лавуазье (1743–1794),
А.Авогадро (1776–1856),
Дж.Дальтон (1776–1844),
Г.Дэви (1778–1829),
Й.Берцелиус (1779–1848),
Ф.Велер (1800–1882),
А.М.Бутлеров (1828–1886),
Ф.Кекуле (1829–1896),
В.В.Марковников (1837–1904),
Э.Фишер (1852–1919).
О работах этих ученых сказано на страницах учебника, потому не будем перечислять их заслуги. Если какое-либо имя вам незнакомо, то постарайтесь отыскать его в одном из учебников или в энциклопедии, чтобы выяснить, за какие труды он удостоен чести быть упомянутым в школьном учебнике.
Неужели так мало ученых является создателями химии? Напомню правила отбора – выбраны только те имена, которые встречаются в нескольких учебниках. Полный список всех ученых, упомянутых хотя бы один раз, гораздо больше.
Итоги ХХ столетия
Проводимое исследование позволяет ответить на один интересный вопрос – как развивалась химия в минувшем ХХ столетии, какие разделы этой науки стали настолько общепризнанными, что оказались на самой главной Доске почета (приблизительно так мы договорились называть учебник).
Ориентироваться будем не на даты жизни ученого, а на те годы, когда были проведены самые значимые работы. Поскольку «пробиться» в учебник, как мы установили, очень трудно, то будем считать вполне достаточным упоминание всего в двух учебниках. Таким образом, подведем своеобразный итог ушедшему столетию.
Вот имена тех, кто творил в минувшем ХХ столетии, чьи заслуги несомненны:
С.Аррениус (1859–1927) создал теорию электролитической диссоциации;
Н.С.Курнаков (1860–1941) разработал методы физико-химического анализа растворов и сплавов металлов;
Н.Д.Зелинский (1861–1953) создал направление – химия нефтяных углеводородов;
В.И.Вернадский (1863–1945) создал отечественную геохимию и кристаллохимию;
С.В.Лебедев (1874–1934) разработал способ получения синтетического каучука;
Н.Н.Семенов (1896–1986) создал теорию цепных реакций.
Может ли быть, что какие-то новые представления и результаты в учебник вошли, а имена их создателей не упомянуты? Теоретически такое возможно. Некоторые разделы науки возникают в результате деятельности сразу нескольких групп ученых, работающих в разных странах, например химия сандвичевых соединений. Из этого следует, что наш анализ не очень строгий. В большинстве случаев все же можно выделить лидера, иногда это группа коллег из двух-трех человек. Если их работы будут упомянуты в учебнике, то имена скорее всего тоже появятся.
Таким образом, составители учебных программ и авторы учебников, занимаясь, казалось бы, обычным повседневным делом, одновременно заполняют великими именами книгу славы в истории химии.
Прогнозы
Попробуем назвать имена тех, кто пока в учебниках не упомянут, но, вероятнее всего, появится в будущем. Постараемся предугадать содержание учебников нового столетия. Возьмем за основу наиболее полный список, т. е. те имена, которые приведены в авторском указателе химической энциклопедии, и выделим тех, кто упоминается чаще всего.
Вначале проверим, насколько выбранный критерий правильно отражает картину. Для этого посмотрим, сколько раз упоминаются имена лидеров нашего списка. Ломоносов – 17 и Менделеев – 25 раз, это очень высокие рейтинги.
Теперь выберем имена, не упоминающиеся пока в учебниках, но имеющие высокий рейтинг (указан в квадратных скобках):
[15] Л.Полинг (1901–1994) создал теорию химической связи;
[14] Р.Вудворд (1917–1979) – «король» органического синтеза (по международному признанию);
[10] Г.Сиборг (1912–1999) открыл десять новых химических элементов;
[8] Ф.Крик (1916) и Дж.Уотсон (1928) установили строение ДНК;
[7] К.Циглер (1898–1973) и Дж.Натта (1903–1979) открыли новый класс катализаторов полимеризации.
Насколько окажется правильным наш прогноз, смогут узнать читатели будущей книги, если они сохранят интерес к химии на долгие годы и не сочтут за труд сравнить содержание нынешних учебников и тех, что будут изданы через 15–20 лет.
Так ли важно знать имена?
Вновь вернемся к вопросу: для чего необходимо в учебниках упоминать имена ученых? Многие считают, что для общего понимания основ науки, даже для глубокого ее изучения вполне достаточно знать главные законы и твердо установленные научные факты. Но у науки существует своя история, традиции, в нее входят составной частью некоторые элементы культуры. Неубедительно? Возможно. Дело в том, что сам вопрос «...для чего необходимо упоминать...» поставлен не очень корректно.
Забудем на время о традиционной формулировке: «...воспитать в учащихся уважение и интерес к истории науки». Для составителей учебников упоминание имен крупных химиков прежде всего является результатом вполне естественного, человеческого желания. Разве вам не интересно знать имена людей, установивших спортивные рекорды; названия клубов, лидирующих в соревнованиях; фамилии авторов полюбившейся вам музыки? Для этого не нужно прикладывать никаких усилий, имена как бы сплавляются с заметными событиями. Люди, посвятившие себя химии, знают и помнят имена тех, кто ее создавал и продолжает создавать.
М.М. Левицкий