Переписка с читателем
Информационная минутка
Не боясь впасть в преувеличение, можно
смело сказать, что с Сибирью и Тобольском великий
ученый Д.И.Менделеев был связан всю свою жизнь.
Оценка его научного творчества, суждение о нем
как об исторической личности могут быть
построены, исходя из нескольких вех и ключевых
понятий, которые позволяют наметить этапы его
жизни и деятельности, а также рассмотреть его
вклад в историю культуры России.
Самой историей предопределено изучение
менделеевского наследия учениками и студентами
учебных заведений Тобольска. С 1969 г.
педагогический институт носит имя ученого. В 1987
г. при институте создан музей народного
образования Тюменского края, где Менделееву
посвящен отдельный раздел. В школах и учебных
заведениях города ведется постоянная работа,
связанная с изучением этапов жизненного пути
великого земляка. С 1997 г. в феврале проводятся
месячники менделеевского наследия. В это время в
музее, школах и учебных заведениях проходят
викторины «Счастливый случай» – о жизни и
творчестве Менделеева; игры для студентов и
старшеклассников «Встреча эрудитов» – о
научной, педагогической и общественной
деятельности ученного; «Колесо истории» – о роли
и месте ученого в истории.
Одна из форм работы – «Информационная минутка»,
которую проводят и готовят ученики старших
классов, студенты-практиканты, учитель химии или
истории. Тщательно дифференцированный согласно
возрасту слушателей материал расширяет и
углубляет знания о Менделееве.
С 6-го по 11-й класс ребят постепенно знакомят с
удивительной личностью, замечательным ученым.
«Информационные минутки» можно использовать на
уроках химии, истории, географии, краеведения.
В ходе последовательной, целенаправленной и
регулярной работы значительно активизировалось
изучение наследия Менделеева, проявилась
заинтересованность во всестороннем познании
тобольского периода его жизни, истоков
формирования личности великого ученого.
Детство Д.И.Менделеева
6 класс
Оформление. Фотографии или ксерокопии фотографий «Д.И.Менделеев», «И.П.Менделеев», «Здание Тобольской губернской мужской гимназии», периодическая система химических элементов, таблица Пифагора, портрет Д.И.Менделеева.
В руках у меня таблица (показать таблицу умножения). Она всем знакома, без нее не обходится ни один математик. Да и не только математик, она нужна всем. Ее учат в 1–2-х классах, и дальше ею пользуются всю жизнь. Очень давно древнегреческий ученый Пифагор создал эту таблицу, которая носит его имя. Очень часто ее называют таблицей Пифагора. Химики тоже имеют очень важную таблицу (показать периодическую систему химических элементов). Ее составил наш земляк Д.И.Менделеев, и называется она «таблица Менделеева». Менделеев был великим русским ученым, прославившим не только свой родной Тобольск, но и Россию. А начиналось все так.
Более 150 лет назад в Тобольске жила большая семья. Отец Иван Павлович Менделеев был директором Тобольской губернской мужской гимназии и преподавал изящные искусства. Мать Мария Дмитриевна воспитывала детей. Мария Дмитриевна была дочерью тобольского купца Корнильева. Очень умная, образованная женщина, добрая и заботливая мать. Мария Дмитриевна собрала в доме большую библиотеку, ее дети умели читать с 4–5 лет, очень любили в семье А.С.Пушкина. Вечерами Мария Дмитриевна играла на фортепиано. Послушать музыку собиралась не только вся многочисленная семья Менделеевых, но и друзья, знакомые.
8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 г. в семье Менделеевых родился семнадцатый ребенок (в то время это не было редкостью). Много детей рождалось, но много и умирало. Трое младенцев Менделеевых умерли сразу после рождения, не дожив до крещения, поэтому в церковной книге последний сын Менделеевых значится четырнадцатым ребенком. Через несколько дней после рождения мальчика крестили и нарекли Митей. К этому времени в живых у Менделеевых осталось семеро детей: пятеро дочерей и двое сыновей. Митя стал восьмым ребенком. Семья занимала несколько комнат в здании гимназии, т. к. директору полагалось бесплатная квартира. В этой квартире и родился Митя.
Здание гимназии сохранилось до нашего времени, правда, оно очень обветшало, потеряло былую красоту (показать фотографию гимназии). Сейчас в нем располагается больница. Возможно, старинное здание отреставрируют и передадут музею, т. к. оно уникально, в нем учились или работали многие знаменитые люди нашего города. Жила в нем и семья Менделеевых.
Содержать большую семью на одно жалованье было непросто. А в год рождения последнего сына Менделеевых постигло еще одно большое несчастье: отец семейства Иван Павлович Менделеев полностью ослеп. Ему пришлось оставить должность директора гимназии, а значит, и освободить квартиру. Положение Менделеевых было крайне тяжелым. На помощь приходят родственники Марии Дмитриевны. У ее брата Василия Дмитриевича Корнильева недалеко от Тобольска, в селе Верхние Аремзяны, был небольшой стекольный завод. Сам Василий Дмитриевич жил в Москве, а заводом управлял специально назначенный человек. Он так и назывался «управляющий». Однако, нужно отметить, управлял он заводом плохо, прибыли завод не приносил почти никакой. Василий Дмитриевич предлагает сестре принять управление стекольным заводом.
Семья Менделеевых переезжает в Верхние Аремзяны и поселяется в просторном барском доме. Работать Марии Дмитриевне в первое время было трудно: поставщики и купцы пытались обмануть женщину, незнакомую с делопроизводством, крестьяне ей не доверяли. Не принято было, чтобы женщина руководила. Но очень скоро Мария Дмитриевна завоевывает доверие. Она разобралась в делах завода, по ее указанию в селе начинают строительство школы для крестьянских детей и церкви. В семье Менделеевых было два культа – книги и труда. Каждый имел свои обязанности. Дети помогали взрослым. Вместе с крестьянскими детьми они ходили в лес за грибами и ягодами.
Маленький Митя очень любил природу, прогулки в лесу. Он с любопытством рассматривал разные растения и цветы, наблюдал за насекомыми, птицами. С ранних лет у мальчика развивались такие черты, как любознательность, наблюдательность. В свободное время Митя много читал, а значит, много узнавал. Очень любил купаться с крестьянскими ребятишками в речке Аремзянке. И еще одно любимое занятие было у мальчика: он приходил на стекольный завод и часами мог наблюдать, как варят стекло. Из песка и соды получалась расплавленная пузырящаяся масса, она бурлила, меняя цвета. Мастер подхватывал длинной трубкой каплю расплавленного стекла и выдувал различную посуду. Наверное, именно здесь, наблюдая за чудесными превращениями, увлекся маленький Митя наукой, которой посвятил всю свою жизнь.
В селе Верхние Аремзяны семья Менделеевых прожила около шести лет. Младшим детям пришла пора учиться, и в 1841 г. Менделеевы переезжают опять в Тобольск. Ивану Павловичу сделали операцию, он снова стал видеть и смог работать, правда, уже не в должности директора. Митя поступает в гимназию в шесть лет.
Первые годы его учебы не отличаются особым успехом. Оценка «посредственно» – частая гостья в его табеле. Особенно не любил Митя два предмета: латынь и закон божий. На уроках закона божьего нужно было заучивать и монотонно отвечать длинные скучные молитвы. Это было совсем неинтересно. Латынь преподавал Редькин, ребята дали ему прозвище Редька. Он приходил на урок, давал мальчикам задание, подпирал голову руками и начинал дремать. Вскоре мальчикам надоедало читать латынь, и они потихоньку начинали шалить. Но горе было тому, кого проснувшийся преподаватель заставал за шалостями, наказание было суровым. После окончания гимназии ребята устроили латыни «показательную казнь». Они сложили учебники латыни в кучу на Панином бугре и, приплясывая, забросали камнями. Были у Мити и любимые предметы: литература, которую преподавал Петр Павлович Ершов, математика и физика.
Несмотря на то, что учился Митя не блестяще, он хорошо окончил гимназию и в 1849 г. получил аттестат из рук своего любимого учителя и директора Тобольской мужской гимназии Ершова. Давая характеристику выпускнику, Ершов отметил его эрудицию, начитанность, стремление к познанию.
Мария Дмитриевна, очень любившая своего младшего, решается на смелый в их положении шаг: повезти Митю в Москву для поступления в университет.
За два года до окончания Митей гимназии, в 1847 г.,
умер Иван Павлович, его отец. Его похоронили на
Завальном кладбище рядом с дочерью Апполинарией.
Старшие дети Менделеевых пристроены: сыновья
определены на службу, дочери выданы замуж. Мария
Дмитриевна распродает небогатое имущество и с
младши-
ми – Лизой и Митей – отправляется в Москву. Не
поездом и не самолетом, а на лошадях через
Уральские горы семья отправляется в трудное, но
интересное путешествие. Так закончились детские
годы, а вместе с ними и тобольский период жизни
Менделеева.
Почетный гражданин г. Тобольска
7 класс
Оформление. Фотографии или их ксерокопии: здание мужской гимназии, здание Пединститута (подгорный корпус), дом Корниловых, пристань, виды села Верхние Аремзяны, памятники Менделееву.
Жизнь и творчество великого русского ученого, нашего знаменитого земляка, Д.И.Менделеева всегда будет предметом пристального внимания исследователей. Мы всегда будем гордиться, что детские и юношеские годы этого известного всему миру человека прошли в нашем городе Тобольске.
8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 г. в семье директора Тобольской губернской мужской гимназии И.П.Менделеева родился последний сын (семнадцатый ребенок), нареченный при крещении Дмитрием. Его детские годы прошли в селе Верхние Аремзяны под Тобольском. Раздолье лугов, тайны лесных чащ, разливы Иртыша, запах полевых цветов впитал он с молоком матери, а любовь к русской природе, к своей Родине Менделеев пронес через всю жизнь. Истоки этой любви здесь, в Тобольске, на его малой Родине. Конечно, все родители верят в счастливую «звезду» своих детей. Но вряд ли кто мог предположить, что озорной любознательный мальчик прославит не только родной город, но и страну. Годы учебы Мити в гимназии (1841–1849) семья Менделеевых жила в Тобольске.
Чрезвычайно богатой была интеллектуальная жизнь Тобольска того времени. И неудивительно: здесь жили декабристы и философы М.А.Фонвизин, А.П.Барятинский, В.К.Кюхельбекер, Н.А.Чижов, П.С.Бобрищев-Пушкин. Особенно близок с декабристами был Петр Павлович Ершов – известный в городе педагог, автор сказки «Конек-Горбунок», любимый учитель Мити Менделеева.
Тесными узами дружбы с декабристами была связана семья Менделеевых. Глава семьи Иван Павлович был в свое время учителем и наставником Г.С.Батенькова – единственного представителя Сибири в декабристском движении. Старшая дочь Менделеевых Ольга Ивановна была замужем за декабристом Н.В.Басаргиным, сын Павел женат на дочери декабриста А.Е.Мозгалевского – Полине. В общении с декабристами, людьми высокоинтеллектуальными, принципиальными, честными, морально- нравственными, воспитывался и развивался гений будущего ученого. От них же Митя получил и некоторые практические навыки, ставшие потом увлечением на всю жизнь. Декабристы научили его играть в шахматы, фотографировать, клеить и мастерить футляры, коробки, чемоданы.
В 1850 г. Дмитрий Менделеев, окончив гимназию, вместе со своей мамой Марией Дмитриевной надолго покидает родной город. Он уезжает учиться в Москву. Навечно остаются в Тобольске могилы дорогих людей: отца Ивана Павловича и старшей сестры Апполинарии. Разлука с Тобольском была долгой. 50 лет! За это время никому не известный гимназист превратился в ученого с мировым именем. Но, несмотря на постоянную свою занятость, Менделеев всегда интересовался делами родного города.
В 1899 г. русским правительством были предприняты исследования состояния уральской железорудной промышленности. Менделеев получил приглашение участвовать в этой работе. Так, в 65-летнем возрасте он летом 1899 г. оказался в Тобольске. Из Тюмени Менделеев приплыл на пароходе. Прославленного соотечественника встречали с почетом. Тобольск, обойденный железными дорогами, мало изменился за годы отсутствия Менделеева. Новая гимназия (ныне это подгорный корпус пединститута), музей, бани, казармы, немногие частные дома – вот и все перемены. Церкви, торговые ряды, мостовые остались прежними, какими были полвека назад. Однако на месте отчего дома Менделеев увидел заросший пустырь. Дмитрий Иванович интересовался делами земляков, побывал в новой гимназии, в тюремном замке, посетил могилы отца и сестры на Завальном кладбище. С благодарностью принял он предложение купца Сыромятникова, который организовал поездку в село Верхние Аремзяны. Перед въездом в село Менделеев попросил остановить коляску, сошел на землю и низко поклонился своей малой Родине. Хлебом-солью встречали его крестьяне, бывшие друзья детства, ставшие седовласыми стариками. Дмитрий Иванович сфотографировался с ними на крыльце деревенской церкви.
Недолгим было пребывание ученого в Тобольске, несколько дней пролетели быстро. С грустью он покидал родные места, зная, что эта поездка будет последней. А о Тобольске писал: «Когда железная дорога из центра дойдет до Тобольска, родной мне город будет иметь прекрасную возможность показать свое превосходнейшее положение и настойчивую предприимчивость своих жителей».
Через несколько лет, 2 февраля (20 января по старому стилю) 1907 г., Менделеева не стало, но славное имя нашего земляка до сей поры чтимо и на его родине, и во всем мире.
В декабре 1899 г. благодарные земляки в знак глубокого уважения и признательности занесли его имя в книгу почета города, присвоив звание «Почетный гражданин города Тобольска». Именем Менделеева названы улица и новый проспект в городе, поселок железнодорожников. В 1969 г. в честь 100-летия со дня открытия периодического закона имя Менделеева было присвоено Тобольскому государственному педагогическому институту (ТГПИ). В сквере перед входом в главный корпус установлен бюст великого химика, на проспекте – памятник. И наконец, тому, что в бывшей столице Сибири построен нефтехимический комбинат, город во многом обязан имени Д.И.Менделеева.
Именем Менделеева названы: кратер на обратной стороне Луны, подводный хребет, вулкан на Камчатке, минерал, химический элемент № 101, теория растворов, уравнение состояния газов, улицы и поселки, высшие и средние учебные учреждения.
1999 г. городская Дума объявила «Годом Менделеева» в Тобольске. Хочется надеяться, что изучение научного, педагогического, общечеловеческого наследия великого ученого Менделеева станет хорошей традицией нашего города.
Великое открытие
8 класс
Оформление. Портрет Д.И.Менделеева, периодическая система (первый вариант), несколько вариантов новейших периодических систем, ксерокопия обложки «Основы химии», портреты Лекока де Буабодрана и Ларса Нильсона.
Творчество Дмитрия Ивановича Менделеева, его полная событиями жизнь всегда будут интересовать людей. «Феномен Менделеева» будет еще долго изучаться учеными разных специальностей – представителями естественных наук, историками, экономистами, философами, педагогами, психологами. Исследователи каждой эпохи всегда будут находить в жизни и творчестве Менделеева новые, созвучные их времени моменты, прочитывая его биографию как бы заново.
Период с 1868 по 1871 г. занимает совершенно исключительное положение в жизни и творчестве Менделеева. Именно в эти годы ученым был открыт периодический закон химических элементов и написан классический труд «Основы химии». Он выдержал при жизни ученого восемь изданий и много раз переиздавался после его смерти, был издан во Франции, Германии и трижды в Англии. По этой книге училось несколько поколений химиков и у нас, и за рубежом. Об этой работе незадолго до смерти Менделеев писал: «Эти “Основы” – любимое дитя мое. В них мой образ, и мой опыт педагога, и мои задушевные научные мысли. В “Основы химии” вложены мои духовные силы и мое наследство детям».
Работая над «Основами химии» Менделеев открыл периодический закон химических элементов. Вокруг имен великих людей, как и вокруг большинства всемирно-исторических открытий, всегда складывается множество более или менее фантастических историй. Общая их черта – стремление доказать, что важнейшим поводом к великому открытию оказался случай.
И об этом открытии Менделеева сложено немало историй. Досужие люди рассказывают, что будто отыскать закон ученому не стоило особого труда. Просто, готовясь к лекции и систематизируя свои записи для будущей книги, Менделеев выписал на отдельные карточки названия химических элементов и, раскладывая их, якобы неожиданно для самого себя подметил удивительную закономерность. Нет ничего нелепее этой легенды – не случайным результатом забавной игры, а плодом долгих размышлений и упорных исканий был для Менделеева открытый им закон.
Известно, что Дмитрий Иванович сам дал повод к рассказу о сделанном открытии: «Я стал подбирать, написав на отдельные карточки элементы с их атомными весами и коренными свойствами, что быстро и привело меня к тому заключению, что свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса». Однако Менделеев открыл закон не потому, что раскладывал «химический пасьянс», он «раскладывал» его потому, что искал закон. Ученый был убежден, что закон существует, и знал, где и как его искать. Именно поэтому, приступая к поискам, он и выписал на карточки вслед за названием химического элемента его атомный вес и валентность.
Эта периодическая повторяемость свойств атомов в естественной последовательности элементов – один из важнейших законов природы. Менделеев назвал свой закон периодическим, а естественную последовательность элементов – периодической системой элементов.
Первый вариант периодической системы элементов был закончен Менделеевым 17 февраля 1869 г. по старому, или 1 марта по новому стилю. Дата 1 марта 1869 г. вошла в мировую историю как день рождения периодического закона. Открытый Менделеевым закон давал возможность не только подойти по-новому к изучению известных химических элементов и исправить неверные атомные веса, но и, что очень важно, предсказать существование некоторых не открытых еще элементов. Менделеев и оставил в своей таблице пустые места, отметив их знаками вопроса. Более того, Менделеев указал даже, каким путем можно открыть тот или иной из предсказанных элементов.
В том же 1869 г. один из немецких журналов поместил краткое изложение работы Менделеева. Через год после этого, в 1870 г., за границей появился первый отклик на открытие русского ученого. Но что это был за отклик? Известный немецкий химик профессор Лотар Мейер опубликовал статью, в которой кратко коснулся работы Менделеева. Однако он был далек от истинного понимания периодического закона. Он оценил периодический закон лишь как подспорье для систематизации известного химикам материала. А в заключение статьи заявил, что вообще не следует обращать много внимания на такие умозаключения, не опирающиеся на опытные данные.
Лотар Мейер не был рядовым ученым. Он был известным профессором химии, с его мнением за границей очень считались. И оценка, которую он дал первому сообщению Менделеева, привела к тому, что дальнейшие работы в течение нескольких лет не привлекали внимания иностранных химиков.
Так продолжалось до тех пор, пока в химической науке не произошло событие, привлекшее внимание всего прогрессивного человечества.
В 1875 г. французский химик Лекок де Буабодран, исследуя с помощью спектрального анализа цинковую руду, добытую в Пиренейских горах, обнаружил в ней неизвестный элемент. Назвав этот элемент в честь своей страны галлием и определив важнейшие его свойства, Буабодран напечатал коротенькое сообщение в «Докладах Парижской академии наук». Открытие само по себе не было чем-либо замечательным – еще один элемент. К таким сообщениям все давно привыкли.
И все же открытие галлия вскоре приобрело всемирную известность. Началось с того, что Буабодран получил из-за границы письмо. Почерк незнакомый, на почтовом штемпеле «Санкт-Петербург». Буабодран читал письмо и глазам своим не верил. Автор письма утверждал, что все свойства галлия определены правильно, однако, в частности, удельный вес нового металла должен быть не 4,7, как нашел Буабодран, а от 5,9 до 6,0. Письмо было подписано: «Дмитрий Менделеев, профессор Санкт-Петербургского университета».
Легко понять чувство Буабодрана. Кто же открыл галлий – он или нет? Не он ли единственный в мире человек, державший в руках только что открытое вещество? Русский профессор, никогда не видевший галлия, просто издевается. Все же добросовестность в ученом взяла верх. Он еще раз тщательно очистил галлий от всех примесей и снова определил его удельный вес. Возмущение исчезло, оно сменилось удивлением и восхищением. Этот Менделеев прав! Удельный вес галлия действительно 5,96. «Я думаю, нет необходимости настаивать на огромном значении подтверждения теоретических выводов г-на Менделеева», – писал по этому поводу Буабодран.
Случай с Буабодраном показал, что наконец в химии порван заколдованный круг неожиданностей, случайностей, слепого блуждания. Впервые в истории науки был открыт элемент, существование которого, свойства и даже способ открытия были предсказаны. Только теперь ученые всего мира ознакомились с открытием Менделеева. Случай с Буабодраном доказал, что игнорировать дальше работы русского ученого без риска оказаться в стороне от главных путей развития химии было нельзя. Так закончилось в химии смутное время, начался период блестящих открытий, период изумительных успехов теории русского ученого.
В десятках лабораторий Европы закипела работа, сотни ученых мечтали о необыкновенных открытиях, и успехи не заставили себя долго ждать.
В 1879 г. профессор Ларс Фредерик Нильсон, работавший в лаборатории шведского ученого Й.Берцелиуса, открыл новый элемент, полностью соответствующий описанию, данному Менделеевым. Нильсон назвал его скандием.
При жизни Менделеева было открыто еще два,
предсказанных им, элемента. Это был настоящий
успех, мировое признание русской науки. Вскоре
стали поступать сообщения об избрании
Менделеева почетным членом различных
европейских университетов и академий. Власти не
могли этого не учитывать. Профессора представили
к орденам Св. Анны
II cтепени и вскоре Св. Владимира, а также
присвоили чин статского советника, т. е.
гражданского генерала. Эти награды и чины не
представляли собой чего-то исключительного.
Дмитрий Иванович Менделеев был профессором столичного университета. К 40 годам у него имелся уже немалый опыт. В «верхах» высоко ценили этого химика. В университетской лаборатории стала появляться знать, порой даже кто-либо из великих князей. Например, в 1874 г. ее посетил великий князь Константин Николаевич, руководивший Морским министерством и председательствовавший в Государственном Совете. Высочайшие визиты нарушали привычный порядок работы ученого. Но он не сетовал, надеясь, что внимание членов царской семьи заставит руководство университета и департамента просвещения выделить средства на расширение лаборатории.
Любовь к Родине, глубокая вера в силы своего народа, в его великое будущее – характерная черта его деятельности. Служению своей Родине, возвышению национальной славы Менделеев отдал лучшие порывы своей души, всю силу своего светлого ума и неукротимой энергии, и в этом состоит его бессмертная заслуга перед Россией.
Использованная литература
Курбатов В.Я. Менделеев. Л.: Детская литература, 1954;
Макареня А.А., Суртаева Н.Н. Д.И.Менделеев и культура России. Тюмень: РИКОМ, 1993;
Надточий Ю.С. Гражданин Тобольска. Тобольская правда, 1984, № 2;
Прибыльский Ю.П. и др. Д.И.Менделеев и Сибирь: история и современность. Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 1999.