Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №41/2001

Возможно, «Курск» погубили перекиси

Трагическая гибель атомной подводной лодки (АПЛ) «Курск» таит в себе множество загадок. Расследование причин этой трагедии ведется многими независимыми журналистами. Мы хотим предложить вниманию читателей две версии гибели АПЛ «Курск» и подводников из 9-го отсека этой подводной лодки.

Автор статьи «Тайны “Курска”» («Stern», Германия) Петер Томзен (Peter Thomsen) считает, что причиной гибели АПЛ «Курск» стали торпеды, работающие на пероксиде водорода высокой концентрации. В основе работы таких торпед лежит реакция разложения пероксида водорода, приводящая к выделению большого количества тепла и кислорода. Так с помощью катализаторов быстрого разложения из 1 л жидкого пероксида водорода можно получить около 5000 л нагретой до 700 °С смеси кислорода с водяным паром:

2H2O2 = 2H2O + O2 + Q.

Если же еще использовать продукты разложения для сжигания органического топлива, можно создать весьма мощную силовую установку, способную работать без доступа воздуха. Именно мощная компактная силовая установка и возможность работы без доступа воздуха особенно необходимы для двигателей торпед, ведь широко используемые сейчас торпеды работают на электрическом ходу и имеют сравнительно небольшую скорость и радиус действия.

К сожалению, пероксид водорода – весьма нестойкое соединение и в присутствии ионов тяжелых металлов, под воздействием света или при нагревании начинает интенсивно разлагаться, что может привести к взрыву. Также опасны смеси пероксида водорода с органическими веществами, которые способны самовоспламеняться и взрываться. Кроме того, пероксид водорода нельзя хранить закупоренным – необходим вентиляционный вентиль.

Именно через такой вентиль (как считает автор) и произошло просачивание пероксида водорода. Просочившийся пероксид вступил во взаимодействие с горючим, что привело к взрыву (это был первый взрыв, зафиксированный в Осло). Боевой комплект АПЛ состоит из 24 торпед, чему соответствует около 7 т тринитротолуола. Детонация оставшихся торпед и вызвала второй взрыв, который также был зарегистрирован сейсмографами и оказался значительно более мощным по силе.

Взрыва такой силы не смогла бы выдержать ни одна подводная лодка. Большинство подводников погибли сразу. Остальные собрались в 9-м отсеке. Весьма вероятно, что причиной гибели оставшихся в живых после катастрофы подводников также стали пероксидные соединения.

Вот какую версию гибели подводников из 9-го отсека АПЛ «Курск» предлагает капитан 1-го ранга, сотрудник журнала «Морской сборник» Владимир Шигин.

Далее мы будем анализировать с химической точки зрения имеющуюся в нашем распоряжении информацию и цитировать отрывки из еще не опубликованной книги В.Шигина «Опустевший причал», посвященной АПЛ «Курск».

Постараемся восстановить факты. 12 августа 2000 г. в 9-м отсеке находилось 23 человека. По данным норвежских водолазов, в тот момент отсек уже был частично затоплен, но уровень воды не превышал 15–20 см. Давление в отсеке было поднято до 0,6 кг/см2, так было сказано в одной из найденных записок. Этот же показатель видели и водолазы на манометре 9-го отсека.

Содержание кислорода в оставшейся воздушной подушке в отсеке (на момент открытия ее норвежцами) составляло 7%. Обследование тел погибших показало, что они испытали сильнейший стресс. Об этом говорит отсутствие гликогена (сахара и глюкозы, своеобразного НЗ человека для критических случаев) в печени и мышцах погибших. Но не следует думать, что подводники в критической ситуации потеряли выдержку и запаниковали. Исследование крови показало наличие в ней гликогена даже в несколько завышенной концентрации. Подводниками всегда становились мужественные люди, поэтому даже в такой сложной обстановке они не потеряли присутствия духа.

По оценкам специалистов, подводники могли продержаться около 10 сут. Но этого не произошло. Что стало причиной их преждевременной гибели?

Пищу для размышлений дал следующий факт: по внешнему виду подводников можно было сразу же разделить на две категории.

В первую категорию вошли те, чьи тела были совершенно не повреждены и все признаки свидетельствовали об отравлении угарным газом. Таких тел было подавляющее большинство. По мнению врачей, смерть подводников могла наступить в районе 19–20 ч 12 августа.

Вторую категорию составляли тела, подвергшиеся термическим и химическим ожогам. Таких тел было по меньшей мере три, причем у одного было изъеденное щелочью лицо, у второго – брюшная полость. Характер ожогов указывал на кратковременное и интенсивное воздействие щелочи.

Еще один факт, заслуживающий внимания, – низкое (7%) содержание кислорода в воздушной пробке. Люди, как известно, могут дышать лишь воздухом, содержащим не менее 12% кислорода, после чего теряют сознание; 7% – это результат интенсивного горения или взрыва. Шигин связал эти два факта – взрыв и химические ожоги щелочью. По его мнению, события развивались следующим образом.

«К вечеру в отсеке стало ощущаться кислородное голодание, и было решено зарядить РДУ свежими пластинами регенерации. Эту операцию поручено было выполнить троим подводникам. Они подошли к РДУ, имея при себе банку с В-64, и начали его перезаряжать. В этот-то момент и произошло непоправимое. Кто-то из троих уронил пластины регенерации, а возможно, и всю банку в воду, перемешанную с маслом. Почему так случилось, можно только предполагать. Скорее всего сказались усталость предыдущих часов, теснота и недостаток освещения».

Дальнейшее может представить себе любой химик. Пероксиды, находящиеся в регенерационной пластине, вступают в интенсивное взаимодействие с водой, частично затопившей отсек:

4NaO2 + 2H2O = 4NaOH + 3O2 + Q или
2NaO2 + 2H2O = 2NaOH + H2O2 + O2 + Q,
2KO2 + 2H2O = 2KOH + H2O2 + O2 + Q.

Происходит мгновенный разогрев и взрыв, вызвавший воспламенение и взрыв паров разлившегося масла.

По характеру химического ожога можно предположить, что в последний момент один из подводников пытался накрыть собой упавшую банку с регенерационными пластинами и принять всю силу взрыва на себя. Люди, находившиеся вблизи, погибли сразу. В результате взрыва была израсходована значительная часть кислорода и образовалось большое количество угарного газа. Подводникам хватило нескольких глотков, чтобы потерять сознание и погибнуть, не дождавшись помощи…

Соответствуют ли изложенные версии истинным причинам трагедии – судить трудно. Возможно, скоро станут известны истинные причины катастрофы.

В.Ф.Малеева, В.В.Малеев
(По материалам сайта www.strana.ru. )

Рейтинг@Mail.ru