Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №29/2001

Изучение глобальных экологических проблем

На основе интеграции химических и биологических знаний
Многопредметная модель экологического образования

Когда в 1960-е гг. человечество начало осознавать серьезность встающих перед ним экологических проблем, возник вопрос: «Сколько времени у нас осталось?» Ответом было: 30–35 лет. Прогноз был недалек от истины, т. к. налицо – потепление климата, «озоновые дыры», повсеместное присутствие токсичных химических веществ и др. Особенностью современной экологической ситуации является глобальный характер экологических проблем, поэтому необходима интеграция естественно-научных, технических, гуманитарных и других знаний.
Пришло время действия учителя, т. к. он призван формировать новую культуру. Исследованиями И.Т.Суравегиной, И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного и других доказана междисциплинарность экологических знаний и пути экологизации.
При совместном сотрудничестве школы и экологической лаборатории Нижегородского государственного педагогического университета им. А.М.Горького (заведующая лабораторией – Н.Ф.Винокурова) нами разработаны пути экологизации школьного курса химии на основе обобщающих уроков. Апробация проходила в течение 3 лет в Новинской и Доскинской средних школах Богородского района при участии автора этой статьи. При разработке учитывался экологический потенциал курса химии, который обоснован и выявлен В.М.Назаренко.
В связи с тем, что проявления интеграции знаний имеют много различных аспектов и уровней, в литературе существуют многозначные определения интеграции, носящие не взаимоисключающий, а взаимодополняющий характер.
Например, Н.Ф.Винокурова рассматривает интеграцию:

а) как процесс возникновения и развития связей, ведущих к становлению целостности, объединение в целостное единство каких-либо элементов;
б) как состояние связанности (интегрированности) целого;
в) как восхождение от низшего к высшему в общефилософском смысле.

Существует интеграция трех типов:

  • Экологизация всех учебных предметов в школе в соответствии с особенностями их содержания и учебными целями.
  • Межпредметный перенос.
  • Интегрированный урок, блок учебных занятий, экологический модуль, система занятий.

Возможны разные ядра интеграции: понятия, идеи...
Возникновение и решение экологических проблем, в частности проблем, вызванных загрязнением окружающей среды, тесно связаны с химией, ее теоретическими и прикладными аспектами. Для химии в первую очередь надо использовать возможности химического практикума, а также расчетных задач познавательного характера с экологическим содержанием.
Недостаток знаний учащихся по химическому загрязнению можно восполнить, используя дополнительную информацию в различных темах. Однако такие знания будут фрагментарными, нецелостными. Поэтому по химическому загрязнению нужна система обобщающих уроков, а не отдельные уроки.
Приведенные уроки – это несколько примеров экологизации курса неорганической химии.

Тема I. Первоначальные химические понятия

При изучении темы учащиеся должны получить начальные представления о химическом элементе и связанных с ним понятиях. Помимо теоретических знаний учащиеся приобретают практические умения по проведению химического эксперимента, например при очистке веществ и разделении смесей. В связи с этим представляется возможным знакомить учащихся с рядом понятий: «загрязнители», «источники загрязнений», «современные способы очистки веществ (отходов) в промышленности».

В начале изучения темы дается задание: найдите в каких-либо печатных изданиях (газеты, журналы, книги) сообщения о неблагоприятных экологических ситуациях. Составьте краткий реферат или аннотацию прочитанного вами. Сформулируйте свое отношение к этой публикации. Представьте себе, что вы – ответственное лицо, и предложите свой вариант решения проблемы. (Рефераты можно проверять без участия учеников, но эффективнее будет выделить время для анализа хотя бы некоторых из них.)

Урок «Проблема отходов. Загрязнители»

Цель. Формирование экологической культуры школьников, ознакомление учащихся с понятиями «загрязнители», «источники загрязнений», «отходы».

Оборудование. Таблицы химических производств, рефераты.

План урока

1. Проблема отходов.
2. Понятие «загрязнитель».
3. Обсуждение рефератов.

Закрепление. Краткий конспект основных понятий.

Домашнее задание. Вспомнить способы очистки веществ, подготовиться к практической работе (принести мусор).

Урок «Современные способы очистки веществ в промышленности и быту»

Цель. Обобщить знания о способах очистки веществ применительно к промышленности с позиции экологии, продолжать формировать экологическую культуру школьников, сформировать практические умения по разделению веществ и очистке.

Оборудование. Материал для демонстрации и практической работы, таблицы.

План урока

1. Понятие «очистка веществ».
2. Беседа о современных методах очистки веществ с демонстрацией: фильтрации, пыле- и газоулавливание, обезвреживание (нейтрализация, окисление, восстановление, поглощение газов жидкими и твердыми поглотителями), биологическая очистка (с помощью микроорганизмов), обеззараживание сточных вод, осаждение, перевод веществ в малорастворимое или нерастворимое соединение, перекристаллизация, использование ионообменных колонок. Демонстрация очистки поверхности воды от загрязнителей (масло, нефть, взвеси).
3. Практическая работа по разделению искусственно созданной смеси веществ – мусора, собранного учащимися дома.

Домашнее задание. Выполнить творческую работу по изготовлению действующей модели очистителя газообразных или твердых веществ и опробовать ее в условиях имитационного опыта или охарактеризовать экологическую обстановку в ближайшем парке, лесе: количество деревьев, их состояние (листья, цвет, поверхность). Что лично вы можете сделать для их сохранения и улучшения экологической обстановки?

Тема II. Кислород. Оксиды. Горение

Главная воспитательная цель – подвести учащихся к восприятию здоровья человека как общественной ценности, к оценке роли зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды, научить их определять масштабы загрязнения и предвидеть возможные последствия этого процесса для природы и человека. Перед изучением темы дается перспективное задание: сделать плакаты с высказываниями об охране природы; таблицы, на которых указаны основные мероприятия по защите атмосферы от загрязнения; схемы сжигания топлива малоотходным способом, схему «Город – производство – природа». (Нужно провести два урока по этой теме и экскурсию на завод с обсуждением.)

Урок «Загрязнение атмосферы, источники и качественный состав загрязнителей»

Цель. Расширить понятие «биосфера», раскрыть целостность этого понятия, показать роль кислорода в деятельности живых организмов и в сохранении природного равновесия, осознать причины и последствия атмосферного загрязнения химическими веществами.

Оборудование. Самодельные наглядные пособия, таблица «Круговорот кислорода в природе», диапозитивы.

План урока

1. Нахождение кислорода в природе, роль кислорода в существовании живых организмов, влияние озона на организм человека.
2. Источники загрязнения атмосферы, последствия этого процесса. Состав загрязняющих веществ – загрязнителей.
3. Оксиды – основные загрязнители. Демонстрация опытов.

Урок «Меры борьбы с загрязнением атмосферы. Мониторинг.
Закон об охране атмосферы»

Цель. Разъяснить понятие «мониторинг», способствовать осознанию школьниками законодательной стороны проблемы загрязнения воздуха, познакомить ребят с мерами борьбы с загрязнением атмосферы.

Оборудование. Самодельные наглядные пособия, слайды, таблицы.

План урока

1. Беседа о мерах борьбы с загрязнением атмосферы.
2. Мониторинг, знакомство с законом об охране атмосферы.
3. Подготовка к экскурсии на завод, сжигание мусора. После экскурсии учащиеся могут попытаться сделать прогноз о возможных последствиях загрязнения территории и воздуха вблизи завода, указать природоохранные меры (существующие и возможные).

Домашнее задание. Процесс обучения включает в себя важный этап – контроль знаний и умений. Цели экологического образования придают этому этапу некоторую специфику, поскольку у учащихся при изучении окружающей природной среды должна быть сформирована не только система знаний и умений, но и система отношений к экологическим проблемам.

Для обобщения материала в конце темы «Кислород. Оксиды. Горение» следует дать задания.

1-й в а р и а н т. Влияет ли изменение состава воздуха на природные процессы? Если да, то каким образом? Укажите причины изменения состава воздуха.

2-й в а р и а н т. Охарактеризуйте последствия загрязнения воздуха в городах.

3-й в а р и а н т. Перечислите группы мероприятий по охране атмосферы от загрязнения. Поясните роль зеленых насаждений в улучшении качества воздуха.

Курс органической химии достаточно сложен для восприятия и усвоения. Учащиеся часто
утрачивают к нему интерес уже после первой темы. Однако трудно переоценить мировоззренческое значение изучения органических веществ, из которых состоит весь природный мир Земли и каждый из нас. Экологизация курса органической химии не только поможет ввести ученика в этот мир «изнутри» и раскрыть особенности и свойства биомолекул, но и рассмотреть проблемы, касающиеся живых организмов, отдельных экосистем и биосферы в целом.

Урок-лекция «Углеводороды как опасные химические загрязнители»

Цель. Показать роль углеводородов и их производных в природе и промышленности, осознать токсичность углеводородов, уяснить меры борьбы с ними.

Оборудование. Таблица Д.И.Менделеева, таблицы строения углеводородов, книги.

План урока

1. Метан, его роль в биосфере, его использование в биотехнологии и органическом синтезе.
Двойственная роль метана

Метан играет значительную роль в круговороте органического вещества биосферы (гораздо большую, чем СО2, поскольку период существования метана в атмосфере в 2 раза меньше, чем период существования СО2).
Метан и другие газообразные углеводороды, поступающие в атмосферу Земли, не накапливаются в ней. Основная причина – существование метанокисляющих бактерий, использующих СН4 в качестве единственного источника углерода. Процессы биологического окисления СН4 проходят ступенчато:

СН4 ® СН3ОН ® НСНО ® НСООН ® СО2.

Метан – главная составная часть природного газа – рассматривается как сырье крупнотоннажной промышленности синтеза белка. Биомасса дрожжей, получаемая при выращивании бактерий на метане, представляет собой продукт, который по ряду показателей не уступает соевой муке или сухому молоку. Содержание белка в биомассе составляет 57–75%1.
Метан используется и для получения водорода методом высокотемпературной конверсии метана с СО2:

Один из продуктов реакции – токсичный угарный газ СО – опасный загрязнитель атмосферы. Эффективный способ его обезвреживания – каталитическое окислении (катализаторы Сr, Zn, Cu):

Образующийся в процессе реакции СО2 поглощается водой или щелочью.

Метан в больших количествах опасен для жизни.

2. Фреоны (хладоны)

Фреоны – это фтор- или полифторуглеводороды, часто содержащие атомы хлора, реже – атомы брома.

Эти газы или легкокипящие жидкости обладают уникальным набором свойств: химически инертны, негорючи, взрывобезопасны, нетоксичны, не растворяются в воде и растворяются в органических растворителях. Применение фреонов открыло новые возможности для хранения продуктов питания в промышленных и бытовых холодильниках, для хранения и дозирования жидкостей (в виде аэрозолей). Их используют также в системах автоматического пожаротушения и как растворители. (Далее нужно рассказать ученикам о предполагаемом влиянии фреонов на озоновый слой.)

3. Галогеналканы, их физиологическое действие

Хлороформ по характеру действия – наркотик, вызывающий нарушение обмена веществ и поражение внутренних органов, особенно печени. При небольшом отравлении возникают рвота и боли в желудке, происходит нарушение сердечно-сосудистой деятельности. При тяжелом отравлении наступает ослабление дыхания, понижение температуры тела, глубокий наркоз. Хроническое воздействие хлороформа в небольших концентрациях вызывает дерматиты, экземы, желудочно-кишечные расстройства, изменения в печени.

Дихлорэтан действует как наркотик, причем по силе наркотического действия занимает среди галогеналканов первое место. В основном поражает печень. При легком отравлении появляются головные боли, головокружение, тошнота, происходит замедление пульса, небольшое увеличение печени. При тяжелом остром отравлении эти проявления выражены сильнее. Возможен смертельный исход. При хроническом отравлении наблюдается желтушная окраска слизистых оболочек и кожных покровов. При контакте с кожей возникают дерматиты.

4. Ароматические углеводороды, их физиологическое действие

Бензол обладает общетоксическим и мутагенным действием, а также воздействует на репродуктивную функцию женщин. Действует на почки, печень, изменяет формулу крови (уменьшает количество лейкоцитов, тромбоцитов, красных кровяных телец), нарушает структуру хромосом.

Нитробензол также обладает общетоксическим действием. Окисляет гемоглобин крови в метгемоглобин (метгемоглобинемия), вызывает желтушное окрашивание белков глаз, физиологические и неврологические расстройства.

В конце урока учитель делит класс на две группы и дает карточки с описанием ситуации и вопросами, которые проверяет на следующем уроке.

1-я ситуация. В одном из цехов анилинокрасочного завода остановили на планово-предупредительный ремонт сульфуратор (аппарат для сульфирования2), представляющий собой вертикальный чугунный аппарат высотой 3 м и объемом 600 л. На крышке имелся люк диаметром 0,4 м для внутреннего осмотра, ремонта и доочистки аппарата. После удаления и нейтрализации кислой среды, пропарки системы, промывки водой, установки заглушек на трубопроводах и слива из сульфуратора при помощи сифона необходимо было вручную удалить остаток. Лаборант провел анализ воздушной среды в сульфураторе, отобрав пробу на глубине 1,5 м. Содержание паров бензола оказалось равным 25 мг/м3.

Было получено разрешение на проведение работ по очистке аппарата. Рабочий без противогаза и спасательного жилета спустился в сульфуратор и через 5–10 мин потерял сознание. Получив тяжелое отравление, он полгода пролежал в больнице и затем был переведен на инвалидность с тяжелым заболеванием крови (ПДК – предельно допустимая концентрация – в рабочей зоне для бензола 5 мг/м3).

После спасения рабочего был сделан анализ воздушной среды в нижней части сульфуратора, который показал содержание бензола 6000 мг/м3.

Вопросы:

1. Во сколько раз была превышена концентрация бензола по результатам первого анализа?
2. Почему результат второго анализа во много раз превысил результат первого?
3. Кто нарушил производственную дисциплину и в чем это выразилось?
4. Как действует бензол на организм человека?

2-я ситуация. На установке нитробензольной очистки масел произошел несчастный случай. Для подготовки емкостей бригада ремонтных рабочих очистила их от остатков нитробензола и шлама (нерастворимые отложения). Работу внутри емкостей в шланговом противогазе проводили поочередно все члены бригады. Извлеченный шлам рабочие выносили из помещения на прицеховую территорию без применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и перчаток. В результате все рабочие получили отравление нитробензолом (ПДК = 3 мг/м3).

Вопросы:

1. Как действует нитробензол на организм человека?
2. Что такое метгемоглобинемия?
3. Почему при выносе шлама необходимо было применять средства индивидуальной защиты?
4. Какие вы знаете меры первой помощи при отравлении нитро- и аминопроизводными бензола?

(Этот урок можно построить по-другому: дать всю информацию об углеводородах и их производных в начале каждой ситуации.)

Урок-викторина «Пестициды»

Цель. Усвоить понятие «пестициды», осознать их значение, овладеть их классификацией, раскрыть последствия действия пестицидов, составить прогноз их превращений при попадании в окружающую среду.

Оборудование. Конверты с вопросами, газеты, дополнительная литература.

Класс делится на две команды за три недели до викторины. Команды знакомятся с вопросами, готовят газеты о пестицидах.

Вопросы и задания:

1. Составьте схему опосредованного влияния пестицидов на человека.
2. В чем состоит двойственная роль химических средств защиты растений?
3. Что такой пестициды? Дайте определение.
4. Классифицируйте пестициды по назначению и с химической точки зрения.
5. Проанализируйте данные табл. 1, приведенной ниже. Какие выводы можно сделать об изменениях, произошедших при смене поколений пестицидов (в частности, гербицидов) по параметрам: а) персистентность3 пестицида; б) его токсичность; в) норма его расхода.


*Гербициды (частный случай пестицидов) – химические средства борьбы с сорной растительностью.

6. Воспользовавшись дополнительной литературой, подготовьте сообщение на тему «Новые высокоизбирательные пестициды и пестициды с низкой экологической нагрузкой».
7. Пользуясь приведенной ниже схемой, проанализируйте содержание известного инсектицида4 ДДТ в воде (в г/л) и в звеньях пищевой цепи (в г/кг).

8. Проанализируйте последствия воздействия пестицидов на пищевую цепь: травянистые растения – грызуны (кролики, мыши) – хищники первого порядка (лисы, ласки) – хищники второго порядка (беркут). (Можно дать как домашнее задание.)

Домашнее задание. Способность биоаккумулироваться (накапливаться в живых организмах) проявляют ионы многих тяжелых металлов (ртуть, свинец, кадмий и др.), инсектициды, гербициды и другие вещества. В табл. 2 приведены цифры, иллюстрирующие биоаккумуляцию ДДТ. Переведите эти данные в единую систему измерения и укажите, во сколько раз возрастает концентрация ДДТ при переходе к каждому следующему звену трофической цепи.

Таблица 2

*Концентрация, отнесенная к сырой массе живых организмов.

Урок «Спирты и фенолы»

Экологический аспект данной темы раскрывают через социальную проблему – здоровье населения, что помогает пропагандировать здоровый образ жизни.

Цель. Узнать такие загрязнители природной среды, как фенол, спирты; понять необходимость здорового образа жизни; осознать проблему алкоголизма; поставить опыты.

План урока

1. Метанол: его применение и физиологическое действие.
2. Этанол: его физиологическое действие и проблема алкоголизма.
3. Фенол: его токсичность и пути предотвращения загрязнения окружающей среды.

Химический эксперимент – важнейшая составляющая часть школьного курса химии и экологического воспитания учащихся.

Опыт I. Действие этанола на белок.

1-й в а р и а н т. Кусочек сырого мяса помещают в пробирку со спиртом. Через 1–2 мин цвет мяса меняется из-за свертывания белка.

2-й в а р и а н т. Кусочек сырого мяса (10 г) растирают с небольшим количеством воды до кашицеобразного состояния и отфильтровывают. К полученному прозрачному раствору (1–1,5 мл) добавляют несколько кристалликов поваренной соли и 5 мл спирта. Выпадает осадок.

Опыт II. Действие фенола на водную экосистему.

Материалы и оборудование. аквариум как модель водной экосистемы (растения – элодея, ряска), раствор фенола (0,01 мг/л), микроскоп; ПДК фенола в атмосферном воздухе равна 0,003 мг/л.

В аквариум с растениями добавляют 5 мл раствора фенола. Через 6–7 ч наблюдается гибель растений. Микроскопирование позволяет оценить степень и характер воздействия фенола на растения.

Урок «Практикум по решению задач курса органической химии с экологическим содержанием»

Цель. Описывать и объяснять задачи с экологическим содержанием. (Ответы на задачи см. в след. номере.)

Оптимальное использование в учебном процессе таких задач позволяет приблизить теоретический материал к жизни, сделать его менее академичным. В поисках ответа на вопрос задачи ученик невольно соприкасается с проблемами защиты природы и получает реальные возможности использовать приобретенные знания на практике.

Задачи, которые дают возможность раскрыть
сущность функционирования природных систем и выявить экологические проблемы

1. Рассчитайте объем СО2, возвращенного в круговорот углерода в результате деятельности метанокисляющих бактерий, если ими было утилизировано из воздуха 4,8 т СН4. Процесс биологического окисления метана идет ступенчато:

СН4 ® СН3ОН ® НСНО ® НСООН ® СО2.

Масса СН4 в атмосфере равна 4,3•108 т, а общая масса СО2 – 2,3•1012 т.

2. ПДК фенола у мест водопользования составляет 0,001 мг/л. Рассчитайте, во сколько раз концентрация фенола будет превышать ПДК, если в водоем вместимостью 104 м3 со сточными водами коксохимического предприятия было сброшено 47 кг фенола.

3. В лабораторных спиртовках этиловый спирт сгорает с выделением СО2 и Н2О. Вычислите объем СО2, который накопился в химическом кабинете объемом 288 м3, если на каждом из 18 столов за время работы учеников сгорает 2,3 г спирта.

Рассчитайте объемную долю СО2 и поясните, окажет ли он влияние на самочувствие учащихся, работающих в кабинете, если учесть, что объемная доля СО2 в атмосферном воздухе составляет 0,03%. Если же его содержание превышает 4%, то происходит раздражение дыхательных путей, возникают шум в ушах и головная боль.

4. В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего общетоксическим и наркотическим действием. На основе качественного и количественного анализов этого вещества было установлено, что это производное фенола и массовые доли элементов в нем равны: 55% С, 4,0% Н, 14,0% О, 27% Cl.

Установите молекулярную формулу вещества. Составьте уравнения реакции его получения, укажите возможные причины попадания этого вещества в среду.

Задачи, в которых отражены вопросы регулирования состояния природной среды,
разработки мер по предотвращению негативных последствий антропогенного воздействия

5. Из 1 м3 древесных отходов можно получить 60 л метанола. Рассчитайте массу формалина (40%-го раствора формальдегида), который можно получить при окислении указанного объема спирта (rCH3OH = 0,791 г/см3).

6. Один из способов очистки коксового газа от оксидов азота(II) – использование метана:

Какой объем СН4 расходуется в час на взаимодействие с NO на установке по очистке коксового газа производительностью 130 тыс. м3/ч, если в 1 м3 коксового газа содержится 6 см3 NO?

7. В промышленности винилхлорид получают пиролизом дихлорэтана (1-я стадия):

В настоящее время осуществлен сбалансированный (безотходный) синтез винилхлорида. Для этого выделяющийся при пиролизе HCl смешивают с этиленом и кислородом, а затем эту смесь подвергают окислительному хлорированию в присутствии катализатора хлорида меди(II) CuCl2 на носителе (2-я стадия):

Рассчитайте объем НСl (н. у.), выделившегося при пиролизе 19,8 кг дихлорэтана, и массу винилхлорида, полученного при сбалансированном синтезе. Какой объем займет этилен (н. у.), необходимый для второй стадии процесса? Оцените новую технологию получения винилхлорида с позиции защиты окружающей среды от загрязнения.

Задачи, способствующие формированию личностных качеств учащихся

8. В основе самоочищения водоемов от органических загрязнителей лежит процесс их окисления. Если органических веществ в воде немного, то они окисляются растворенным в воде кислородом. Этот процесс ускоряется под действием солнечного света. Способствуют окислению и некоторые микроорганизмы (биологические методы).

Существуют и химические методы интенсификации процесса окисления органических загрязнителей в воде. Какой из предложенных ниже реагентов вы выберете для ускорения этого процесса: а) пероксид водорода; б) хлор или его кислородсодержащие производные; в) озоновоздушную смесь? Дайте обоснованный ответ.

9. Соберите непищевые отходы, накопленные вами за один день. Проанализируйте их состав. Составьте прогноз о превращениях этих веществ при попадании в окружающую среду. Опишите, как вы поступили с собранным вами мусором после проведенного анализа.

* * *

Итак, было предложено несколько уроков с экологическим содержанием. Однако знания у учеников имеют фрагментарный характер. Поэтому необходима именно система обобщающих уроков по химическому загрязнению.

Л и т е р а т у р а

Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Нижний Новгород, 1996; Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984; Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. М.: Знание, 1980; Куратова Е.В., Сорокин В.В. Система экологических и химико-экологических понятий в химическом образовании. Химия в школе, 1995, № 1; Небел Б. Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993; Назаренко В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы. Химия в школе, 1993, № 5; Назаренко В.М. Контролирующие задания с экологическим содержанием. Химия в школе, 1993, № 1; Экологическое образование школьников. Под. ред. И.Д.Зверева, И.П.Сурангиной. М.: Педагогика, 1983.

Г.И.Малышева, учитель химии, биологии, природопользования
Новинской средней школы  (Богородский р-н, Нижегородская обл.)

1Было предсказано, что биомасса найдет широкое применение для кормовых и пищевых целей. С конца 1960-х гг. до начала перестройки (1985) в нашей стране бурно развивалась микробиологическая промышленность. К 1980 г. производство дрожжей на основе насыщенных углеводородов (в том числе метана) и других промышленных отходов приближалось к 3 млн т/год. Однако более поздние исследования последствий использования дрожжевых белков, полученных на основе углеводородов нефти для пищевых целей, показали, что это опасно для жизни людей (Институт элементоорганических соединений имени А.Н.Несмеянова. М.: Наука, 1999). – Примеч. ред.
2Реакцию сульфирования (введение в органические соединения сульфогруппы SO3H) осуществляют действием SO3 или Н2SO4 на ароматические углеводороды, например бензол:  
C6H6 + Н2SO4
® C6H5SO3H + H2O.
3Персистентность – характеристика продолжительности «жизни» препарата в биосфере. По персистентности пестициды подразделяют на шесть групп – это препараты с продолжительностью их сохранения в окружающей среде более 18 мес., 18, 12, 6, 3 и менее 3 мес.
4Инсектициды – химические средства борьбы с насекомыми. Применение ДДТ в нашей стране прекращено с 1970 г.

Рейтинг@Mail.ru