Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №17/2001
Г.Г.Воробьев, профессор:

Получил специальность –
сразу же думай о новой

Когда публично сетуют по поводу тех, кто имеет диплом в одной области, а работает в другой, считая это браком в системе профессионального обучения, я думаю, что это не так уж плохо, а, может быть, даже хорошо и вообще здорово.

Конечно, это прекрасно – сразу же выбрать профессию по своему характеру. Но пройдут годы, профессиональный рынок изменится, и твой характер тоже. Что делать?

Такая угроза переподготовки в конце уходящего века стала настолько реальной, что придумали особый термин – «структурная безработица». Так называется ситуация, когда одних профессионалов некуда девать, других – неоткуда взять. Выход один – переподготовить. Сейчас каждый психологически должен быть готов к переподготовке. Кто не готов, тому будет плохо.

Переподготовка не означает, что нужно начинать все сначала и поступать на первый курс. В связи с этим я расскажу о печальном эксперименте, который был поставлен лет двадцать назад, еще в советское время. Возникла острая потребность в специалистах по медицинской кибернетике – этакой «помеси» врача и инженера. Ничего подобного вузы тогда не готовили. Понадобилось специальное постановление Совмина – и вот в один прекрасный день группа выпускников Московского высшего технического училища им. Н.Э.Баумана при распределении получила направление на... первый курс 2-го Медицинского института со стипендией в размере минимальной инженерной зарплаты. Эксперимент провалился: почти все подопытные «морские свинки» переучились.

Это означает, что, когда ты учишься, у тебя есть цель. Когда цель достигнута, она должна быть реализована: полученные знания и умения должны быть воплощены в навыки. Только кадровики извлекли пользу из этого эксперимента: они стали подозрительно относиться к специалистам с двумя дипломами и отказывать в работе тем, у кого эти дипломы получены один за другим.


Сейчас мои интересы: управление человеческими ресурсами и психология рынка

Представьте себе, что вы закончили педвуз и пришли работать в школу, о чем было оговорено заранее. Но в школе работы не оказалось. Однако директор счел эту неувязку временной, а пока предложил вам поехать на учебу в институт усовершенствования учителей. Вы с легким сердцем дали согласие. Обстановка для вас привычная, учиться не разучились. Правда, в институте среди других вы явно проигрывали по части опыта, но выходили вперед за счет ученической хватки.

Прошел срок. Вы возвратились в школу. Там вас встретили совсем отчужденно, стали думать, что же с вами делать. Чувствуя себя не в своей тарелке, вы сами замолвили словечко по поводу новой учебы. Эта идея понравилась, и вам подыскали семинар, на который в сутолоке повседневных забот никто не хотел ехать. Так вы снова стали учеником, все более уподобляясь «вечному студенту» и все менее испытывая желание работать.

Человек раз в жизни получает среднее и высшее образование, засвидетельствованное в соответствующих документах. Потом он только доучивается: повышает уровень образования, получает новую специальность, изучает новые предметы. И когда возникает реальная угроза переподготовки, встречает ее с радостью.

Дело здесь заключается не столько в характере человека, сколько в модели подготовки специалиста. На нашей исторической памяти было три таких модели.

Первая модель – дилетант. Так называли когда-то умного, просвещенного человека, который знает если не все, то почти все или по крайней мере многое. Дилетантов ставили в пример и провозгласили лозунг: «Учиться, учиться и учиться!». Последним дилетантом, который знал не многое, а все, был Г.В.Лейбниц*. После него все освоенное человечеством уже физически не могло закрепиться в памяти одной личности.


Переподготовка не означает, что нужно начинать все с начала

В XVIII в. произошла смена моделей: дилетантом стали называть человека с поверхностными знаниями и идеалом сделали узкого специалиста, знающего очень много об очень малом. Реакцией на это у нас лет 20 назад были книга «Хочу все знать» и рецензия на нее «А нужно ли все знать?». Примерно 20 лет назад вторая модель прекратила свое существование, чему способствовала трагедия узких специалистов, морально не готовых к профессиональной переподготовке.

Наступило время третьей модели. Называется она T-специалист – человек, сочетающий широкий кругозор (горизонтальная палочка буквы T) и узкую специализацию (вертикальная палочка) и благодаря кругозору всегда готовый cменить одну специальность на другую. Таким образом, Т-специалист – дилетант и узкий специалист одновременно.

Преимущество третьей модели над второй демонстрирует закон Лемана (рисунок).

Профессиональная эффективность узкого специалиста в среднем растет от 20 лет и достигает максимума к 35 годам, после чего она понижается, причем настолько резко, что вполне разумно в 40–45 лет отправлять такого человека на пенсию.

У Т-специалиста иная картина: после подъема от 20 до 35 лет далее понижение эффективности незначительное, вполне компенсируемое за счет опыта, а после 60 лет – более резкое. Заштрихуем пространство между двумя кривыми на графике, и мы увидим, сколько недодает обществу узкий специалист.

Точку, где кривые расходятся, в кибернетике называют переключателем. Чтобы пойти по одному или другому пути, к 35 годам надо стать полноценным специалистом первой или второй модели.

В процессе профессиональной подготовки узкий специалист получает узкую специальность, поступает работать по этой узкой специальности. Максимальное соответствие знаний и умений профессиональным требованиям создает у него иллюзию, что он полноценный специалист, все знает, учиться ему не надо и интересоваться чужим опытом тоже. Отсюда амбиции, отсутствие интереса к новому, уход в рутину.


Рис. Графическая интерпретация закона Лемана

Судьба Т-специалиста совсем иная. Широкая образовательная подготовка, лучше всего университетская, учеба по одной специальности, а работа по другой. Отсюда трудности, барахтанье в статусе молодого специалиста: припадки неверия в свои силы, обидные реплики со стороны старших товарищей («И это называется специалист?»). Однако в конце концов барахтанье прекращается: человек становится полноценным Т-специалистом с такими непреходящими качествами, как острое чувство нового, интерес к тому, что делается у других, активность в обмене опытом, желание учиться, переучиваться и готовность поменять специальность.

Еще одно условие для Т-специалиста: периодическая смена места или условий работы. Для научного работника это означает 2–3 раза (за время его карьеры) полностью сменить тематику научной работы. Для инженера: 5–7 раз поменять технологический участок. Для административного работника: не задерживаться на одной должности более 4–6 лет (четверть века назад была норма – 8 лет).

У человека можно выделить четыре возраста. Календарный возраст – это понятно. Физический возраст – как идет процесс старения организма. Психический возраст – как стареет психика, а стареет она от пережитых чувств страха, ужаса, злости, унижения. Интеллектуальный возраст – насколько тяжелее человеку приспосабливаться к новому. Узкий специалист интеллектуально старится быстрее других. Показателем старения становятся изменения в его тезаурусе.

Тезаурус в переводе с греческого означает «богатство», «сокровище». В данном случае – это совокупность наших знаний и интересов. Признак интеллектуального старения – вырождение тезауруса. Если запальчивый ученик спрашивает учителя, зачем ему нужно знать химию или какое-то химическое соединение, – это признак неразвитого тезауруса. Если же взрослый заявляет: его не интересует то, что находится за пределами химии или той области химии, которой он занимается, – это уже признак вырожденного тезауруса.

Теперь, возвращаясь к заголовку, мы видим, почему надо думать не о самоубийстве, а о профессиональном будущем и искать счастье в профессиональных переменах. Каждая перемена – это с легкой душой стряхнуть с себя паутину и мох, отказавшись от уютного безопасного «кокона», который себе создали. Вам жалко потерять накопленный опыт и связи? Но вместе с ними вы приобрели консерватизм и амбиции. Чтобы перейти в новую область, не надо спускаться с горы и потом подниматься на новую вершину – для этого существует удобный мостик. Однако переходить вы будете не налегке, а сгибаясь под тяжестью накопленного опыта, который в новом краю неведом. Как неведомо вам то, что знает здесь каждый мальчишка. Так вы станете учеником и учителем одновременно.

Раньше про меня можно было сказать: «Он перепробовал множество профессий». В действительности все происходило естественно, эволюционно, при сохранении интеллектуальной молодости.

Все началось с маленького открытия и публикации в журнале «Природа» сообщения «Тенардит – пищевая соль». Написать диплом геолога мне помогла эмиссионная спектроскопия. Став профессиональным спектроскопистом и анализируя химический состав космических стекол – тектитов, я случайно открыл свойство фтористого лития повышать чувствительность определения микроэлементов. Этому явлению посвящена уже не одна докторская диссертация. Но мне было некогда – я пошел дальше: в только что появившуюся кибернетику. Там я и разработал информационную теорию документа, которая была защищена как докторская диссертация. Сейчас мои интересы: управление человеческими ресурсами и психология рынка.

Когда говорят, что только усидчивость позволила мне написать столько книг и научных статей, я возражаю: просто я «копаю» в науке не одну ямку. Когда спрашивают, откуда у меня столько знаний, я отвечаю, что знаю очень мало, но умею сопоставлять несопоставимые факты и заниматься «перекрестным опылением» идей.

Я не призываю читателя последовать моему примеру. Но было бы хорошо, если бы вы серьезно задумались над своей профессиональной судьбой и общечеловеческим счастьем.

Выбрать профессию по своему характеру – это прекрасноНаш словарик

Знания – одна из категорий профессиональных качеств: информация, откладываемая в долговременной памяти человека в процессе его обучения.
Кибернетика – наука об оптимальном управлении большими и сложными развивающимися системами.
Навыки – профессиональные качества, приобретаемые в процессе практической деятельности.
Обучение – процесс приобретения знаний и умений; методы обучения: лекции, практические занятия и др.
Опыт – профессиональные качества, которые дает человеку жизнь для принятия правильных решений и решения стоящих перед ним проблем.
Умения – профессиональные качества, приобретаемые при обучении и открывающие путь к практической деятельности.

__________________________________

*Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Основатель и президент (с 1700 г.)
Берлинского научного общества, а позднее – Академии наук. По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России.

Рейтинг@Mail.ru