Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №37/2000

Школа: время реформ

Двенадцатилетнее обучение – шаг к успеху

«Век живи – век учись» – так говаривали на Руси. В этих словах точный ответ на вопрос о том, что такое обучение: непрерывный процесс обретения знаний человеком в течение всей его жизни. И этот процесс не имеет предела. Имеют предел физические и интеллектуальные возможности отдельного человека в постижении мира.

Чтобы жить и выжить в этом мире, приходится постоянно быть готовым предвидеть развитие событий, нужно уметь избегать нежелательных последствий и действовать профессионально в той или иной жизненной ситуации. Поэтому необходимо вооружаться знаниями уже на школьной скамье. И лучше учиться в школе двенадцать лет. Для такого обучения есть веские основания.

Педагоги не знают и не могут знать, что сегодняшним школьникам потребуется завтра.

Из этого очевидного положения вытекают важные следствия. Во-первых, содержание обучения должно включать только основополагающие знания. Во-вторых, основополагающих знаний немного и они должны быть выстроены на идеях системного анализа (принципы иерархичности, целостности, структурированности, взаимосвязанности и множественности описания природы и общества различными моделями). В-третьих, наращивание знаний от класса к классу должно быть алгоритмизировано, чтобы не перегружать память, но должно обеспечить понимание сущности процессов, происходящих в окружающем мире. В-четвертых, следует отказаться от желания дать на всякий случай как можно больше знаний, аргументируя это тем, что ученик может оказаться в условиях, где предъявляют повышенные требования к знаниям. К таким условиям готовятся индивидуально в силу внутренней мотивации, влияния родителей или семейных традиций. Обязательными для всех остаются только основополагающие знания.

Двенадцатилетнее обучение – еще и взросление, возмужание, идущее по экспоненте, с переходом от подростка к взрослому, ответственному человеку. На место инфантилизма приходит осознание ответственности. В этот период огромную роль играет каждый год, проведенный в школе. Воспитательное воздействие педагога в школе намного выше, чем в вузе, в силу специфики этого вида педагогической деятельности. Двенадцатилетнее обучение предоставляет больше времени для осознанного выбора своего места в этом мире и увеличивает вероятность осознанного выбора профессии.

Основополагающие знания по фундаментальным дисциплинам у выпускников вузов остаются на уровне общеобразовательного среднего учебного заведения.

Высшее образование начинается в школе. У гуманитариев, получивших высшее образование, знания по физике, химии, биологии и экологии остаются на уровне средней школы или техникума. Конечно, поддерживающие курсы «Экология» и «Концепции современного естествознания», читаемые будущим специалистам-гуманитариям в вузе, чрезвычайно полезны, но они могут дать хороший результат, только если базовая подготовка в средней школе была основательной. В рамках двенадцатилетнего обучения основательность знаний повысится. Со взрослением наращивание знаний идет по экспоненте. Дополнительный год дает существенный прирост качества знаний.

У «технарей» (выпускников вузов) – та же проблема, что и у гуманитариев. Их образовательная подготовка остается, как правило, на уровне средней школы, что приводит к нежелательным последствиям. Эти последствия можно будет преодолеть в известной степени при двенадцатилетнем обучении.

Высшая школа сейчас «доучивает» поступающих к ним школьников, прежде чем принимать их в учебные заведения. И дело не в том, что вузы стремятся заработать дополнительные средства для своего существования на подготовке абитуриентов. Разрыв между уровнем знаний выпускников средней школы и тем уровнем, который требуют от них в вузе, существует на самом деле. Введение двенадцатилетнего обучения позволит сократить этот разрыв.

Профессиональная переориентация является необходимым условием динамически развивающегося общества.

Решительный шаг, который может сделать специалист с вузовским дипломом при смене профессии, определяется его базовым образованием. Двенадцатилетнее школьное и последующее вузовское обучение повышает вероятность безболезненного перепрофилирования, смену сферы деятельности.

Выдающийся системщик Акофф в качестве иллюстрации к этому тезису приводит следующие статистические данные. Более 60% дипломированных инженеров США через 10–15 лет либо становятся администраторами разного уровня, либо совсем оставляют инженерную профессию, чтобы ввязаться в какой-нибудь бизнес. Известно, что 20% американцев в течение 5 лет после защиты диссертации меняют профессию, 35% делают это в течение 15 лет. Может быть, США снизили темпы экономического развития с того времени, когда Акоффом были приведены эти данные? Конечно, нет. Смена специалистами сферы приложения своих сил и способностей наблюдается в странах с высоким жизненным уровнем. Такая картина не исключение, а правило для любого динамически развивающегося общества.

Россия переживает ситуацию быстрой смены общественных отношений. Мы остро нуждаемся в энергичных и инициативных людях. Государство постепенно переносит часть ответственности за судьбу страны и ее будущее на плечи своих граждан, тех, кто готов эту ответственность взять на себя. Такие не опускают руки в трудной ситуации. И если не добиваются успеха, то винят не государство и других, а себя, считая, что сами ответственны за результат. И стремятся исправить положение, добиться успеха при следующей попытке. Инициатива, предприимчивость в сочетании с умением делать дело в лучшем смысле этого слова выдвигаются на передний план. Приходится рассчитывать прежде всего на себя, а не на государство. Каждый сам должен принимать решение, делать выбор, определять свое будущее.

Всех коснулись перемены в России. Люди ищут или меняют работу не от хорошей жизни. Причина смены профессии и поиска другой работы одна и та же: чтобы выжить и повысить качество жизни.

Приведем несколько примеров. Пять лет назад, вскоре после защиты кандидатской диссертации, молодая и очень исполнительная сотрудница научно-исследовательского института химии перешла работать в банк. Причина перехода – невостребованность ее профессиональных знаний. Ей пришлось переучиваться. Работая в банке, она вынуждена была заочно учиться в экономическом вузе, иначе потеряла бы должность, не имея высшего экономического образования. Муж и двое детей всячески поддерживали ее, помогали в домашних делах. Сейчас она энергично трудится и добилась несомненного успеха в банковском деле. Дети на примере родителей учатся отношению к труду.

С большим сожалением пришлось расстаться со способным педагогом, доцентом кафедры химии Нижегородского архитектурно-строительного университета. Он ушел в бизнес. Сейчас он менеджер крупной фирмы. Читает лекции по химии в нашем университете только потому, что педагогическая деятельность – его призвание, которое не приносит практически никакого дохода. Менеджмент – его профессия. Он прекрасно справляется с работой и на производстве, и в вузе, преуспевает.

Он и она окончили радиофизический факультет Нижегородского университета и поженились. Семья увеличилась, появилось двое детей, а денег нет. Вскоре после защиты кандидатской диссертации он открывает свое дело. Она занимается бухгалтерией. Фирма производит разработанные ими электронные системы управления технологическими процессами. В деле кроме этой пары участвуют еще восемь человек – электронщиков и программистов. Коллектив молодых предприимчивых людей нашел возможность производить ценные, наукоемкие изделия для промышленных предприятий, в том числе и для автомобильных заводов. Члены небольшого коллектива надеются на успешное продолжение дела.

Базовое образование всех героев приведенных примеров – высшее. Они поступали в университет после окончания средней школы. Успеха можно добиться и при существующей системе обучения, но речь идет о подготовке человека к ускоряющемуся темпу жизни, когда сфера производства и сфера потребления изменяются за короткий период и количественно, и качественно. Перестройка и перепрофилирование осуществляются на базе новых знаний, высоких технологий, требующих смены одних умений на другие.

Люди обречены непрерывно переучиваться. На базе фундаментальных знаний приходится осуществлять совершенно другие операции или те же операции на качественно более высоком уровне. Главная объективная причина перехода к двенадцатилетнему обучению одна. Она четко сформулирована в статье М.В.Рыжакова «Назад в будущее: к 12-летнему образованию» («Химия», 2000, № 3). «Успешность и безболезненность смены профессиональной деятельности человека (фактически начало новой карьеры) находятся в прямой зависимости от общеобразовательной подготовки последнего. Не профессиональной подготовки, а именно общеобразовательной». Обстоятельства динамически развивающегося общества побуждают менять профессию. Смена профессии происходит не обязательно от плохой жизни, а по причине изменения качества жизни.

Определенно можно сказать, что в действие вступают два важных для человека фактора. С одной стороны, наука с ее открытиями изменяет наше отношение к миру, и мы вынуждены приспосабливать свои профессиональные умения и способности к потребностям науки и производства. С другой стороны, приходится постоянно соответствовать требованиям общества, чтобы достичь того качества жизни, к которому стремишься не только при активной работе, но и в старости.

Намеренно приведены примеры, когда специалистам удалось относительно благополучно выстоять в условиях современной России. Можно добавить, что вузы интенсивно принимают специалистов для получения второго высшего образования.

Страна потеряла многих высококвалифицированных специалистов в связи с отъездом за границу или в результате смены приложения своих сил.

Мы не можем позволить себе приглашать на постоянную работу интеллектуалов из-за границы. Пока мы лишь теряем интеллектуалов. Это обстоятельство отразилось даже на нашей относительно небольшой по составу кафедре. Мы потеряли не только перспективных аспирантов, но и многолетние взаимовыгодные научные контакты с другими институтами, т. к. многие из тех, с кем мы сотрудничали, уехали за границу.

США в состоянии пригласить учиться или работать в вузах талантливых людей со всего мира. Проблема подготовки в школе для них не актуальна в том смысле, что страна может пригласить на работу самых талантливых людей из других стран. Россия не в состоянии создать такие же условия даже для своих талантливых соотечественников. Чтобы поддерживать хотя бы минимальное число интеллектуалов в России, она должна их не «покупать», а «выращивать» в собственном «огороде». Беда же состоит в том, что, «выращивая» интеллектуалов, мы оказываемся в положении того медведя, которому всякий раз остаются не те вершки и не те корешки. Нам приходится компенсировать утечку высококвалифицированных кадров из России. Для этого нужна хорошая подготовка молодых людей в школе и вузе, для этого необходимо двенадцатилетнее обучение. Другими словами, для России вся надежда на то, что она недорого (потому, что учителям школ и преподавателям вузов платят очень мало) сможет еще некоторое время готовить хорошую смену.

Однако при отсутствии надлежащего финансирования образования у России нет достойного будущего. Невозможно работать на оборудовании, устаревшем и морально, и физически. Когда наше государство опомнится, тогда, возможно, выкинет старье и приобретет самое современное оборудование для научных исследований в вузах и учебных занятий в школах, если к тому времени еще останутся специалисты, которые научат молодых обращаться с современным оборудованием. В противном случае оно нам вообще не понадобится.

Как и любое серьезное начинание, переход на двенадцатилетнее обучение не может быть выполнен быстро и повсюду.

Сомневаться не приходится, что в Министерстве образования это отлично понимают. Заметим по поводу статьи «Мифы и реальность» («Химия», 1999, № 33), в которой высказываются сомнения относительно эффективности двенадцатилетнего обучения. Есть реальность, которая вынуждает снизить численность учеников в классе ради учителей, ради снижения их психологической перегрузки. Школьники при этом только выиграют. Есть реальность, которая вынуждает ввести двенадцатилетнее обучение в силу динамики развития общества. И нет смысла уповать на достижения отечественной педагогики или декларировать «свой путь» развития образования при пренебрежении тенденциями развития мирового сообщества. Есть реальность, которая вынуждает преодолеть существующий разрыв между уровнем подготовки выпускников школ и уровнем требований, предъявляемых вузами к абитуриентам.

Система образования – такая организация обучения, в результате которой молодые люди «ничего не знают обо всем» (школа) и «все знают ни о чем» (вуз). Если же говорить серьезно, то общеобразовательная подготовка и узкая специализация всегда были в той или иной степени взаимосвязаны. Здесь вступает в действие процесс, который ранее в таких масштабах не наблюдался. В школу идут преподавать ученые. Специализированные лицеи реально курируются высшими учебными заведениями. Система образования как самоорганизующаяся система действует в России эффективно. Что касается «битвы» по поводу введения двенадцатилетнего обучения, то она в основном идет на уровне общественного «шума» и исчезнет сама собой. Для этого правительству достаточно всего лишь громко сказать: «Государство увеличивает в несколько раз финансирование двенадцатилетнего обучения», и «шум» прекратится. Все дружно согласятся с правительством, которое оплачивает заказ, кстати говоря, из нашего собственного кармана, и будут осуществлять то, за что хорошо платят. Будут осуществлять задуманное еще и потому, что на самом деле выбор правильный (об этом говорилось выше), и его только необходимо подкрепить финансированием.

Нас ждет успех, потому что образование высокого качества дороже любых золотоносных или алмазных рудников страны. Древо знаний растет и приносит бесценные плоды, если за ним ухаживать.

 

В.А.Яблоков,
доктор химических наук, профессор,
заведующий кафедрой химии Нижегородского
государственного
архитектурно-строительного
университета

Рейтинг@Mail.ru