Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2000

Ваш профессионализм

Школьная жизньда.
Жизнь классанет

Время от времени в школе происходит то, что в кибернетике называют возмущением. Учителя ходят как в воду опущенные, потупя взор, вздыхают: «Надо же! Какой ужас! Какой позор!» И успокаивающе: «Ну ничего. Утрясется. Забудется. Жизнь войдет в колею». И более оптимистично: «Не у них только это бывает. Молодо-зелено. Остепенятся и станут нормальными людьми».
В итоге виноват трудный возраст. И ничего не предпринимается. Я не знаю, из-за чего произошел конкретный инцидент. Не важен даже повод. В этом большая педагогическая ошибка: стремятся обязательно найти виновного и строго его наказать. Однако важна первопричина.

Первопричин может быть несколько: во-первых, слишком рутинный и скучный учебный процесс (как на заводском конвейере), кроме того, слишком строгая дисциплина и невозможность расслабиться (только за воротами школы). В результате психически нестабильный ученик сразу теряет самоконтроль и может толкнуть соседа, потому что тот не так на него посмотрел.

Во-вторых, может быть, слишком активизирована внутриклассная работа: деятельный классный руководитель, добросовестный староста, интересные мероприятия после уроков и в выходные дни.

Для чего эти мероприятия? Чтобы создать видимость коллектива? Но коллектива в классе не создашь, потому что в коллективе люди объединены на основе общей цели. У учителей такая цель есть: научить. У учеников ее нет: что значит «научиться» – каждый понимает по-своему.

Однако, создав, вопреки здравому смыслу, эту совокупность учеников, учитель не может удержать ее под своим контролем. Поэтому очень часто мы видим такую ситуацию: учителя нет, класс есть, и живет он своей неуютной, дикой жизнью. Прав всегда физически сильный, задиристый, невоспитанный. Слабый раболепствует, унижается, страдает.

Как показало недавнее международное обследование, существенная часть серьезных правонарушений во взрослом возрасте приходится на тех, кто в школьные годы был агрессивен и третировал миролюбивых соучеников. Вспомните кинофильм Р.Быкова «Чучело», который несколько лет не выпускало на экраны высокое педагогическое начальство.

Наука дает этому явлению вполне научное объяснение. По закону психологически здорового общества надо гордиться тем, что ты входишь в разные социально-демографические группы: половую, возрастную, национальную, профессиональную. Среди групп нет гегемонов, нет и обид по поводу того, кто кого кормит, все зависят друг от друга и не могут друг без друга существовать.

Как только начинается рафинация (разделение) детей по возрасту (согласно требованиям дидактики), по полу (из высоких нравственных соображений), да еще в районе явно доминирует одна национальность, – общество перестает быть здоровым, и социальные законы уступают место законам биологическим.

Что такое сверстники любого возраста и пола – вспомним свои транспортные наблюдения. В вагон метро входят двое сверстников. Они ведут себя, как все, и не привлекают к себе внимания. Если же сверстников полдюжины, то все смотрят только на них, а близстоящие отодвигаются, чтобы не быть задетыми ими в процессе слишком оживленной жестикуляции. Но вот в вагон вваливаются две дюжины сверстников: не захочется ли вам перейти в другой вагон?

Что нужно для нормального воспитания? Не только хорошая семья, но и хорошая среда – разнополая, разновозрастная, многонациональная. Не верьте лицемерному утверждению, что дети и старики нуждаются в сверстниках. Они нуждаются в отсутствии дискриминации со стороны других групп. Что касается друзей, то пусть один будет сверстник, другой – старше тебя и будет тебя опекать, третий – моложе, и опекать его будешь ты. И станешь тогда нормальным человеком.

Что предпринять, чтобы не было упомянутых школьных эксцессов?

В школьных коридорах, как и на дорогах, нельзя развивать скорость выше допустимой и должны быть стоянки, где никто не наскочит на тебя, где можно гулять только медленным шагом, стоять, сидеть и разговаривать. Согласитесь, подоконники для этого не совсем подходят. На открытом воздухе – это двор, в помещении – просторная комната рядом с вестибюлем. Для тех, кто хочет встряхнуться, существует спортивный зал, где в любое время можно побегать, полазить, попрыгать. Но только здесь. (И еще хорошо бы индивидуальные душевые, равномерно распределенные по всему школьному зданию. По правилам гигиены, чтобы считаться чистоплотным, надо принимать душ несколько раз в день и каждый день надевать чистую рубашку. Но это уже тема для другого разговора.)

Что касается классной жизни, то она во многих случаях просто запрещена. Класс – помещение для учебных занятий. Пришли ученики. Каждый располагается там, где ему нравится, за отдельным столиком. Образовалась живописная группа вокруг учителя, и никакой демаркационной линии, разделяющей и противопоставляющей учителя ученикам. Устал сидеть на стуле – сядь на пол. Надо выйти – тихо выйди (только один) и быстро возвращайся. Кончился урок – и все окунаются в общешкольную жизнь.

Чтобы школа хоть немного походила еще на клуб, на переменах и после уроков можно встречаться в кафетерии, библиотеке, у медсестры. Да, да, я не оговорился. На всю школу есть два человека, которые знают всех без исключения учеников: библиотекарь, который кроме развлекательной литературы ведает всеми учебными пособиями и может дать дельный совет, и медсестра, которая кроме осмотра – нет ли царапин? – пришьет оторвавшуюся пуговицу и поможет привести себя в порядок. Добавим участие учеников в школьных мероприятиях, в том числе по уборке, но не принудительных, а добровольных (с зачетом полученных по уборке оценок в общей сумме баллов), участие в работе хора, школьного музея, театральной труппы, спортивной команды, дендрария, вивария, инсектария, химической лаборатории.

Вспоминаю такой эпизод. Школа военного времени. Среди учеников и учителей много эвакуированных. Неплохая учительница химии (из эвакуированных). Неплохой кабинет химии в отношении посуды и реактивов, но не помещения (закуток в подвале). Поэтому многое из того, что дает полезные умения, на занятиях, конечно, не выполнялось.

Как ни странно, в этой ситуации половина учеников была влюблена в химию (в учительницу тоже), а четверть ребят из этой половины на вечерних посиделках у кого-нибудь дома постановила организовать настоящую химическую лабораторию, позаимствовав часть богатств кабинета. Был составлен план. Днем вытащили шпингалеты из окон первого этажа. Тихо крадучись, авангардная группа достигла лестницы, ведущей в «закуток». Но тут раздались истошные крики сторожа. Ребята разбежались, никто «не попал в плен».

Наш словарик

Закон психологически здорового общества: психологически здоровое общество проявляет свою социально-демографическую структуру и обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость между структурными составляющими.
Коллектив – совокупность знающих друг друга людей, объединенных общей, осознанной всеми общественной целью. Если цель антиобщественна, то будет не коллектив, а клика.
Умения – профессиональные качества личности, приобретаемые при обучении и выраженные в возможности что-то делать.

Г.Г.Воробьев,
профессор
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru