Школа: время реформ
Нужен съезд учителей!
В Курском государственном педагогическом университете 20–22 сентября 1999 г. состоялось VII Всероссийское координационное совещание «Актуальные проблемы реформирования химико-педагогического образования». В совещании приняли участие химики-педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Белгорода, Липецка, Нижнего Новгорода, Казани, Омска.
Состоялась принципиально важная встреча руководителей двух основных российских центров химико-педагогического образования: профессоров М.С.Пак (РГПУ, Санкт-Петербург) и Э.Е.Нифантьева (МПГУ, Москва). Обсуждались и выявлены принципиальные позиции по основным проблемам, стоящим перед педагогами-химиками.
В рамках пленарного заседания, посвященного приоритетным задачам химико-педагогического образования, заслушали три доклада.
Первый доклад – «Мотивация учения в системе моно- и многоуровнего образования» (М.С.Пак). отмечено, что проблема особенно актуальна, поскольку недостаточно ни учебного времени, ни финансирования учебно-материальной базы. А ведь именно от мотивации во многом зависит самообразование молодого поколения и в конечном счете дальнейшая судьба химического образования.
Второй доклад – «Задачи высшего педагогического образования в подготовке специалистов – учителей химии» (Э.Е.Нифантьев). В число этих задач входит разработка структуры подготовки учителей, включающей совмещение основной и дополнительной специальностей.
Отсюда вытекает проблема стандартизации получаемого химического образования и возможности его совмещения с другими школьными дисциплинами. Первое поколение образовательных стандартов (химические, химико-методические дисциплины) совершенно не отвечает современным требованиям и нуждается в серьезной переработке с участием преподавателей средней и высшей школы. Вызывает беспокойство и проблема учебников. Их обязательно надо рецензировать и рассматривать на учебно-методических комиссиях соответствующего профиля.
Третий доклад – «Школьное химическое образование на пороге XXI века» (Г.Н.Фадеев, МГТУ, Москва) был посвящен приближающейся перспективе перехода на новую, 12-годичную схему среднего образования. Возникает необходимость в выработке новой парадигмы российского образования XXI в. Перспективной представляется концепция, позволяющая рассматривать химические знания как составную часть формируемой в сознании учащихся объективной картины мира.
В процессе обсуждения этих докладов было высказано пожелание Министерству образования: шире привлекать общественность для обсуждения предлагаемой реформы образования. Наиболее целесообразен был бы созыв Всероссийского съезда учителей.
Совещание после проходивших трехдневных дискуссий выработало рекомендации по обсуждавшимся проблемам.
4 1. Считать приоритетными следующие задачи в химико-педагогическом образовании:
- разработка перечня возможных совмещений основной специальности (химия) с дополнительными специальностями педагогического профиля;
- выявление возможностей получения высшего химико-педагогического образования в сокращенные сроки обучения;
- разработка и реализация профессиональных программ по подготовке специалистов с дополнительной квалификацией;
- работа по обновлению концепции непрерывного высшего педагогического образования в системе «бакалавр-специалист», «бакалавр-магистр» в соответствии с образовательными потребностями общества;
- переосмысление функциональной сферы деятельности с учетом не только содержательного, но и структурного обновления высшего химико-педагогического образования, связанного с необходимостью создания технологий отслеживания его результатов и оценки качества подготовки специалистов в условиях многоуровневости и многоступенчатости.
4 2. Активизировать работу по написанию содержательной части стандарта для подготовки специалиста – учителя химии и соответствующих учебных программ.
4 3. Поддерживать инициативу работников педвузов по написанию учебников и учебно-методических материалов с обязательным их рецензированием.
4 4. Рекомендовать к публикации следующие пособия:
- Епифанова С.С., Акинфиев Н.Н. Исследовательский практикум по химии растворов (для студентов технических вузов).
- Пак М.С. Дидактика химии.
- Гвоздева Л.А., Дроздова С.Н. Учебно-методический комплекс по общей и неорганической химии.
4 5. Просить Министерство общего и профессионального образования РФ выступить инициатором по созыву Всероссийского съезда преподавателей средней и высшей школы по вопросам реформирования среднего и высшего образования.
4 6. Провести очередное VIII Всероссийское координационное совещание на базе Московского государственного педагогического университета в 2000 г.
4 7. Информировать Министерство образования РФ о решении данного совещания.
Газета «Химия», выступившая одним из инициаторов обсуждения школьной реформы, будет публиковать на своих страницах мнения педагогической общественности и Минобразования о вышеизложенных задачах и предложении созвать Всероссийский съезд учителей.
редакция