Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №41/1999

Школа: время реформ

А каков социальный заказ будущей школе?

Рис. В.Солдатенко

Направление русского образования должно быть жизненным и реальным.
Д.И.Менделеев

При открытии в России Академии наук Петр Великий направлял ее деятельность не только на служение науке, но и на образование учителей. Тем самым, по существу, он устанавливал знак равенства между наукой и образованием. Нынешние правители тоже устанавливают знак равенства, одинаково не оплачивая, как следует, ни научную, ни педагогическую работу.

В любые времена государство шло на значительные материальные затраты при организации учебных заведений различных ступеней, но зато и определяло содержание образования, учебников и различного рода учебных пособий. Таким образом оно всегда контролировало выполнение социального заказа общеобразовательной школой. Этот заказ мог меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств и проводимой государством политики, но всегда неизменно присутствовал!

Практически вплоть до октябрьской революции химия как отдельная дисциплина, например в гимназиях, не преподавалась. В реальных училищах ее то включали, то исключали из учебного плана. Стабильно она изучалась в коммерческих и военных училищах, т. к. и в промышленном, и в военном деле без химии не обойтись. Следовательно, социальный заказ на химию в то время состоял в практическом, прикладном характере химических знаний.

К концу ХIХ – началу ХХ в., несмотря на сравнительно небольшое число средних учебных заведений, где изучалась химия, и почти полное отсутствие систематических публикаций по методике преподавания, да и самих опытных профессиональных методистов-химиков, в России были сформулированы общие идеи преподавания предмета. Эти идеи, послужившие обоснованием необходимости изучения химии в средних школах, не утратили своего значения и по сей день. В объяснительной записке к программе по химии [1], подготовленной в 1914 г. комиссией по разработке реформы школы, было выделено следующее:

– химические знания необходимы для понимания явлений окружающего мира, в том числе процессов, происходящих в живых организмах;
– химические знания позволяют ответить на вопрос о единстве строения материального мира;
– система химических знаний составляет основу для «...выработки точного и ясного мировоззрения»;
– изучение химии развивает наблюдательность, учит логически мыслить, приходить к отвлеченным выводам, выходить к законам от подмечаемых связей в явлениях, предостерегает от торопливых, неверных выводов.

Из этого варианта социального заказа можно видеть, что в те годы познавательное, мировоззренческое и развивающее значение химии, процесса формирования химических знаний у школьников сознавалось уже вполне отчетливо.

Можно лишь сожалеть, что идеи, которым уже практически 100 лет, недооцениваются в нашем современном обществе. Сегодняшние учителя, поставленные в тяжелейшие условия, редко используют развивающий и воспитательный потенциал химических знаний. Преподавание предмета сводится в большинстве случаев к формированию лишь знаний об основах химии, а некоторые известные в стране чиновники призывают вообще исключить химию из учебного плана школ, прекратить ее преподавание.

Ради сиюминутных и очень сомнительных выгод подвергаются нападкам фундаментальные основы современной цивилизации. А ведь еще Д.И.Менделеев предупреждал: «Если мы, русские, не введем в наши общеобразовательные средние учебные заведения естественных наук... то нам грозит ряд ошибок, исправлять которые будет со временем труднее, чем предотвратить их теперь подготовкою в строгом знании предметов этого рода» [2].

Изменение социального заказа и методических основ преподавания химии происходило в советское время неоднократно.

В начале 1920-х гг. строительство новой школы велось под знаменем борьбы с формализмом в знаниях учащихся. В связи с этим преподавание всех дисциплин, в том числе и химии, стремились связать с окружающей школу жизнью. Появились (1923–1925) так называемые комплексные программы. Они были построены не в соответствии с логикой преподавания химии, а по принципу подчинения комплексным темам типа «Ремесло и фабрика», «Природа, ее богатство и сила» и т. п. Школьники изучали их в курсах разных учебных дисциплин одновременно.

Конец 1920-х гг. ознаменовался появлением комплексно-проектных программ. Важнейшим компонентом образования в них объявлялся производительный труд школьников, в процессе которого они выполняли общественно полезные задания. Примером могут служить такие проекты: «На борьбу за урожай», «Поможем цеху выполнить промфинплан» и т. д. Предполагалось, что собственно химические знания ученики получат в процессе своей трудовой деятельности.

Подчинение изучения химии комплексным темам, заданиям-проектам привело к тому, что химические знания школьников оказывались несистематическими, разрозненными. В связи с этим и цель изучения производственных процессов не была достигнута, т. к. ребята просто не понимали их сущности и не могли сказать, о чем, собственно, идет речь.

Высший партийный орган – ЦК ВКП(б) – в 1931 г. отметил, что школа не дает достаточного объема общеобразовательных знаний. В своих постановлениях «О начальной и средней школе» (1931) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932) власть (и политическая, и государственная) нацеливала школу на создание программ с точно очерченным кругом системных знаний.

К концу 1932 г. комиссия профессора В.Н.Верховского предложила программу школьного курса химии. Во вводной записке было указано, что эта программа составлена в соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б). Далее раскрывались [3] следующие задачи преподавания предмета химии:

– обеспечение усвоения учащимися определенной системы знаний по химии, необходимых для диалектико-материалистического осознания совершающихся в природе процессов, понимания проблем, связанных с химизацией страны;
– ознакомление учащихся с основами важнейших химических производств и их взаимной связью, а также с ролью химии в обороне страны;
– воспитание у учащихся... диалектико-материалистического взгляда на природу и ее явления;
– развитие у учащихся любви к Родине путем ознакомления их с успехами химии и химической промышленности в нашей стране и деятельностью великих русских химиков;
– развитие у учащихся... умений... пользоваться в известных пределах химическим экспериментом как методом исследования.

Решение этих задач есть не что иное, как путь выполнения выраженного в документе социального заказа государства школе в области химического образования. В нем выделяются три основных компонента: обучение – формирование химических знаний и практических умений; воспитание – формирование мировоззренческих представлений; развитие – выработка умений производить определенные мысленные операции и практические химические эксперименты.

Надо заметить, что подобные компоненты социального заказа в советские времена встречаются во всех его вариантах. Однако изменение социального заказа происходило всякий раз, когда перед страной вставали новые политические или экономические задачи. На разных этапах развития отечественной школы компоненты социального заказа различались конкретным содержанием, и в разные годы акцент делался на разные компоненты.

В 1920-е гг. основным в общем образовании, в том числе химическом, считался воспитательный компонент: связь обучения с жизнью, трудом, преодоление формализма в обучении. Другие компоненты также присутствовали в социальном заказе (об этом говорилось выше), но в «приглушенном» виде.

В 1930-е гг. актуальным для государства и общества стало формирование систематических знаний. Основным компонентом, на котором был сделан акцент в общем социальном заказе, стал обучающий: формирование теоретических и практических системных химических знаний.

В годы Великой Отечественной войны и некоторое время после нее акценты в социальном заказе были смещены в сторону патриотического воспитания. Во главу угла ставилось формирование элементов химических военных знаний: подготовка к противохимической защите, борьба с зажигательными бомбами и т. п.

В 1950-е гг. социальный заказ был скорректирован в сторону политехнического обучения и подготовки к труду в народном хозяйстве (1952). В школьные программы по химии были включены в большем количестве, чем раньше, лабораторные занятия, позволявшие совершенствовать химические умения. В теоретическом разделе программ более строго, чем прежде, были отобраны сведения о химических производствах. При характеристике производств стали полнее раскрывать общие научные принципы, присущие каждому из них.

В 1960-е гг. было решено привести содержание общего среднего образования в соответствие с мировыми требованиями науки, техники и культуры. Курс химии средней школы обогатился новыми теоретическими сведениями. Наряду с совершенствованием содержания значительно усилился воспитательный и развивающий потенциал химической дисциплины. Значительно возросло методическое обеспечение школьных кабинетов химии.

Проведенный (по необходимости беглый) анализ доказывает, что школа не только является отражением жизни государства и общества, но и составляет с ними неразрывное целое. Хотим мы это признавать или нет, но общеобразовательная школа (как и вся система образования в стране) – учреждение идеологическое, работающее в рамках идей, одобряемых обществом и государством. Идеология цементирует формируемую у школьников общую систему взглядов на мир в целом, на свою страну, свое общество, себя и, наконец, на свое место в этом обществе. Доминирующая в обществе система взглядов, моральных ценностей и идей, целей и программ социальной деятельности, иначе говоря, идеология, неминуемо отражается в содержании образования и формах работы школы.

Это подтверждается в полной мере тем, что происходит в школе сегодня. С большим сожалением приходится признать, что деградационные процессы в нашем государстве и обществе в идеологическом отношении разоружили школу. Государственные и общественные интересы измельчали настолько, что дело доходит до абсурда. У нас теперь нет более важных проблем, чем очередные выборы Государственной Думы, президента или обсуждение деятельности высокопоставленных чиновников. Вот несколько примеров рекордов российского абсурда.

Рекорд первый. За 10 лет программа экономического развития страны так и не была внятно сформулирована. Не видно никакой продуманной системы работы с молодежью, никакой общегосударственной программы развития образования и культуры. Все пущено на самофинансирование, самовыживание, т. е. на самотек. Подумайте сами: какой в этих условиях может возникнуть социальный заказ школе?

Рекорд второй. Государственная Дума практически 10 лет не может утвердить разработанный Государственный стандарт школьного образования, где, хотя и не очень внятно, сделана попытка такой заказ сформулировать. Наши отцы-командиры (вот уже который состав Думы) не удосужились даже обсудить его, не говоря уже о принятии программы действенного развития средней общеобразовательной школы.

Рекорд третий. Слово «патриот» стало ругательным, т. к. либо смещены, либо отсутствуют нормальные моральные и ценностные ориентиры. Все то низменное, что процветает в обществе, – обман, воровство, наркомания, проституция – в той или иной мере присутствует и в школе. И если кто-то думает, что с этими проблемами школа сможет справиться самостоятельно, то он просто наивен.

Сбитые с толку полуголодные учителя, работающие за гроши, а порой не получающие вовремя и этих мизерных сумм, не представляют, какие моральные, духовные и научные ценности им следует в безыдейном обществе прививать своим ученикам. Сбитые с панталыку школьники в большинстве своем не понимают, зачем им вообще нужны какие-то естественно-научные знания, в том числе химические. Где они могут пригодиться и понадобиться? Ведь работать все равно негде; как правило, на большинстве производств зарплату вовремя не платят, а там, где платят, она смехотворна. Деньги можно заработать либо в «теневом», либо в криминальном бизнесе, а там образование не нужно и даже вредно.

Рекорд четвертый. Бывший премьер-министр России уговаривал выпускников Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова не покидать своей страны (!). Действительно, кое-кто учится по-настоящему лишь с явной целью покинуть Россию и применить свои знания в чужой стране.

Да, Россия – великая держава! Ни одна страна в мире не может позволить себе дважды за столетие разрушить свою промышленность, уклад жизни, поменять идеологию и допустить «утечку мозгов» организованным порядком (вспомните эмиграцию и высылку за границу в начале 1920-х гг.).

Сейчас в Министерстве образования обдумывают пути перевода школы на 12-летний срок обучения. Пока в государстве и обществе вновь не появятся конструктивные идеи развития, которые способны послужить основой настоящего, а не придуманного социального заказа школе, она не будет выполнять функцию подготовки полноценных граждан страны.

Остается лишь надеяться, что в последующие после сегодняшней разрухи годы Россия вновь восстановит экономический и политический потенциал. Тогда же, соответственно, возникнет и потребность в естественно-научных, в том числе химических, знаниях. Появится нужный стране и обществу социальный заказ, и школа постепенно возродится! Сегодняшняя же перестройка школы больше напоминает «пожар в публичном доме во время наводнения».

Л и т е р а т у р а

1. Материалы по реформе средней школы. Примерные программы и объяснительные записки. Петроград, 1915.
2. Менделеев Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно. М.: Сов. Россия, 1991, с. 358.
3. Программа средней школы (городской и сельской). 5–8 классы. Наркомпрос РСФСР, Учпедгиз, 1934, с. 24.

Е.Е.Минченков,
профессор Московского
педагогического университета

Рейтинг@Mail.ru