Школа: время реформ?!
Многим представляется, что переход к 12-летнему обучению в средней школе либо миф, либо будет происходить еще очень нескоро. Нет, друзья, вы неправы! В некоторых школах Москвы директора уже объявили, что с нынешнего учебного года набирают в первый класс детей, которые окончат школу не через 11, а через 12 лет! Отчего, естественно, немало родителей пришли в состояние замешательства и обратились к нам в редакцию за разъяснениями.
Чтобы читатели газеты «Химия» были в курсе событий, мы открываем рубрику, название которой вынесено в заголовок. Конечно, мы будем выделять химический аспект в грядущей перестройке школы и рассматривать проблемы, связанные в первую очередь с химическим образованием.
Приглашаем к разговору всех, кому небезразличны эти проблемы. В обсуждении вопросов, касающихся всех наших детей, мысли и знания, опыт и умение каждого россиянина заслуживают того, чтобы быть учтенными.
Прежде чем что-то кардинально менять в системе образования, необходимо по крайней мере представлять себе разброс мнений от министра до рядового гражданина, чтобы понять полярность, а может быть, и единство взглядов.
В силу стесненности газетных рамок публикации будут краткими. Однако если позиция выступающего будет содержать не только концепцию, но и конкретные предложения, то такое мнение мы обнародуем полностью. На страницах рубрики «Школа: время реформ?!» мы хотели бы представить взгляды чиновников Министерства общего и профессионального образования РФ, исследования педагогов высшей и средней школ, мысли о состоянии и перспективах сегодняшней школы директоров и учителей-практиков и конечно же мнения родителей, а может быть, и самих учащихся о будущем российской средней школы.
Коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ высказала свое мнение по рассматриваемой проблеме очень сдержанно. Смысл его сводится к тому, что необходимо организовать научные изыскания, подвергнуть их результаты тщательному анализу и провести широкое общественное обсуждение результатов анализа, а уж потом «определить возможность введения в Российской Федерации 12-летней средней школы».
Таким образом, перед принятием окончательного решения предполагаются как бы три предварительных этапа. Сначала – научные разработки. Затем – их анализ широким кругом специалистов. После этого итоги научных изысканий выносятся для определения общественного мнения и только в конце этого пути – принятие решения. Не оговаривается заранее, что 12-летний срок обучения в средней школе будет принят обязательно. Остается вероятность и иного выхода при решении проблем средней школы.
Все отмеченные этапы растянуты во времени, и период принятия конкретного решения уходит за 2000 г. К этому времени в стране уже пройдут президентские выборы, сменится, естественно, правительство и, возможно, взваливать на себя груз принятия и выполнения ответственного решения придется уже другому министру образования. Если сейчас общественность, в первую очередь педагогическая, отстранится от рассмотрения и обсуждения школьной реформы, то ее проведет тот, кто окажется «у руля» к тому моменту, и проведет ее так, как ему покажется лучше. Именно по этой причине, чтобы не получилось «как всегда», следует начать такой разговор.
Как сказал 13 января этого года на совещании всех бывших министров образования Г.А.Ягодин, демографическая ситуация дает нам шанс, который бывает в истории страны раз в 100 лет. Через 10 лет начнется демографический рост и любое преобразование обойдется стране значительно дороже и будет происходить труднее.
Первый этап – постановка научных исследований – начал воплощаться в жизнь примерно год назад. Приказом № 1481 по Министерству образования РФ от 04.06.98 г. была объявлена межвузовская научная программа «Научно-методические проблемы содержания образования (дошкольного, общего среднего, начального профессионального) на 1998–2000 гг.». Она представляет собой совокупность научных проектов, выполняемых различными вузами России.
Определены семь основных исполнителей этой программы:
- Московский педагогический государственный университет. За организованным при нем временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК) закреплены: разработка концепции общего среднего образования в 12-летней школе, а также такие направления, как «Обществознание», «Физкультура», «Образование дошкольное и младшего школьного возраста».
- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Его ВНИК исследует цикл «естествознание», в который ходят биология, химия и физика.
- Московский физико-технический институт. Его научно-творческому коллективу поручено направление «математика».
- Московский педагогический университет. Этому вузу предстоит подготовить предложения по дисциплинам цикла «искусство».
- Воронежский педагогический университет: направление «филология».
- Удмуртский государственный университет: цикл «технология», включающий учебный труд, черчение, а также азы технологических процессов.
- Уральский профессионально-педагогический университет: разработка «Единой образовательной программы среднего (полного) общего и начального профессионального образования».
Газету «Химия», естественно, больше всего будет интересовать работа ВНИК МГУ им. М.В.Ломоносова, где в круг интересов исследователей наряду с физикой и биологией входит и химия. Возглавляющий работу этого научного коллектива декан химического факультета МГУ, член-корреспондент Российской академии наук, профессор Валерий Васильевич Лунин сказал в беседе с нашим корреспондентом, что никаких заранее принятых концепций и рекомендаций нет и не будет. Все определится в ходе проводимых исследований, после их тщательного анализа и обсуждения с педагогической общественностью.
Хотелось бы надеяться, что эта работа будет успешной, но не поспешной. Редакция убеждена, что только совместным трудом коллективов ученых-исследователей, педагогов-практиков и усилиями организаторов народного образования после скрупулезного общественного обсуждения можно будет создать систему среднего образования (не обязательно 12-летнего), которая выведет Россию на уровень существующих сейчас мировых стандартов. Потенциал для этого у нашей страны есть. Именно в силу такой убежденности приглашаем всех к серьезному разговору. Настало время перемен, время реформ!
Редакция