Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/1999

Галерея русских химиков

Романков Петр Григорьевич
17.I.1904, Ейск – 01.Х.1990, Ленинград

Советский химик-технолог, специалист в области теоретических основ химической технологии. В 1929 г. окончил курс Ленинградского технологического института им. Ленсовета. Руководителем его дипломного проекта был А.Е.Порай-Кошиц. С 1928 по 1935 г. работал на Дорогомиловском химическом заводе в Москве. Одновременно начал преподавать курс процессов и аппаратов на химическом факультете Московского высшего технического училища им. Н.Э.Баумана (1929–1933), затем в Московском химико-технологическом институте им. Д.И.Менделеева и в Московском институте химического машиностроения (1933–1934).

В 1934 г. Романков поступил в аспирантуру Ленинградского технологического института (ЛТИ), был организатором кафедры процессов и аппаратов химической технологии, а с 1941 по 1986 г. заведовал этой кафедрой. В 1948 г. он получил звание профессора, с 1950 по 1989 г. был проректором ЛТИ по научной работе.

Ученый создал ленинградскую научную школу специалистов по процессам и аппаратам химической технологии (подготовил 25 докторов и 160 кандидатов наук в области теоретических основ химической технологии).

В 1964 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР и стал неизменным председателем Совета по химии и технологии при Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР. Романков являлся членом научных советов ряда промышленных министерств, почетным доктором пяти зарубежных вузов (Германия, Польша, Венгрия, Югославия, Чехословакия). Ему было присуждено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Романков много занимался редакционно-издательской деятельностью; являлся членом редколлегий таких журналов, как «Известия вузов», «Химия и технология», «Теоретические основы химической технологии». С 1975 по 1989 г. – главный редактор «Журнала прикладной химии».

Основные научные достижения

Научная деятельность Романкова посвящена изучению теоретических основ химической технологии, изучению кинетических закономерностей основных процессов химической технологии и их обобщению.

Ученый развил научное наследие А.К.Крупского, Л.Ф.Фокина, К.Ф.Павлова. Создал концепцию о единых кинетических закономерностях гидромеханических, тепловых и массообменных процессов химической технологии.

Он проводил исследования высокоинтенсивных гидромеханических и массообменных процессов преимущественно в системах с твердой фазой.

Разработал методы непрерывных процессов сушки и адсорбции в псевдосжиженном слое, твердофазной и жидкостной экстракции. Провел работы по развитию теории и практики центробежного разделения высокодисперсных плохо фильтрующихся суспензий, процессов перемешивания, ионного обмена. Разработал и внедрил в промышленность высокопроизводительные аппараты: сушилки, адсорберы, ректификационные колонны, сепараторы, экстракторы и др.

В 1933 г. вышла в свет монография Романкова «Динамика сушки твердых материалов», а в 1934 г. опубликована книга «Сушка (методы расчета и проектирования сушильных установок)».

Результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований, выполненных Романковым совместно с учениками, представлены в монографиях «Гидромеханические процессы химической технологии» (1948), «Сушка во взвешенном состоянии» (1964, 1968, 1979), «Непрерывная адсорбция газов и паров» (1968), «Экстрагирование из твердых материалов» (1983), «Массообменные процессы химической технологии (системы с твердой фазой)» (1975), «Теплообменные процессы химической технологии» (1982), «Жидкостные сепараторы» (1976). В этих книгах под руководством Романкова обобщены оригинальные методы проведения и математического расчета гидромеханических, тепловых и массообменных процессов (сушка, адсорбция, экстракция, ректификация, газоочистка, перемешивание). Там же описаны конструкции высокоинтенсивных, непрерывно действующих аппаратов для сушки мелкодисперсных и пастообразных материалов, адсорбции во взвешенном слое, разделения неоднородных систем, перемешивания и др.

Ученый предложил классификацию и терминологию химических процессов и их оборудования (1956).

Монографии, выполненные совместно с сотрудниками ЛТИ, – «Гидромеханические процессы химической технологии» (1974, 1982), «Теплообменные процессы химической технологии» (1982), «Массообменные процессы в системах с твердой фазой» (1975) – фундаментальные работы в области химической технологии.

В 1947 г. он опубликовал учебное пособие «Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии», которое выдержало 10 изданий и переведено на 11 иностранных языков. Оно принадлежит к числу лучших в мире образцов учебно-методической литературы.

За активную научно-педагогическую и общественную деятельность Романков был награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции и другими наградами.

Библиография:

Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. Биографический справочник. М.: Высшая школа, 1991, с. 383; Ж. прикл. химии, т. 63, № 11, 1990, с. 2611–2612; Теорет. основы хим. технологии, 1984, т. 18, № 1, с. 139–140; там же, 1991, т. 25, № 1, с. 144–145.