Ваш профессионализм |
Прогресс и школа: какая здесь связь ?
Есть экономика и человек. Есть факторы – экономический и человеческий. Попытаемся понять, почему экономика и человек не могут жить друг без друга, как они связаны между собой и какую роль во всем этом играет школа.
От чего зависит социально-экономический прогресс? От потребления. Когда передо мной большой выбор товаров и услуг, мне многого хочется, но денег не хватает – я становлюсь потенциальным потребителем. Если же мне ничего не нужно (кроме самого необходимого) и всем ничего не нужно – прогресс прекращается, начинается регресс.
Потенциальный потребитель превращается в реального потребителя, когда становится работником. Работником, старающимся производить больше и лучше. Работником (или учеником, или домохозяйкой), желающим, кроме того, подрабатывать.
Работник занимает рабочее место, которое ему дают или он сам его создает (в малом бизнесе). Работник на рабочем месте, должным образом организованном и оснащенном, создает продукцию. Проданная продукция дает доход предприятию и работнику. Повышение производительности труда приводит к увеличению производства и продаж, доходов, покупок и в конечном счете потребления. Так экономика идет вперед. Это называется прогрессом.
Производительность труда в химии: продвинуть вперед науку, технологию, промышленность, т. е. улучшить качество, увеличить количество, ассортимент без ущерба для экологии. Для учителя: дать большему числу учеников больше знаний, обеспечить их полезность и достоверность, углубить понимание и усвоение. Для этого нужны оптимальный режим учебного процесса и максимальный интерес учеников (и тех, кто готовится идти в химию, и тех, кому химия нужна лишь для общего развития). Как определить этот оптимум? Как вызвать интерес? Об этом у нас разговор еще впереди.
От чего зависит производительность труда? Еще недавно на этот вопрос следовал краткий ответ: от техники. Получалось так: стоит накупить приборов и машин – производительность труда тут же повысится. Отнюдь нет. Техника сама по себе не увеличивает производительности, а способствует увеличению, но может и не способствовать. Увеличивает производительность квалификация как мера профессионализма. И профессионал решает, как эффективно использовать технику. Если он не профессионал, то и техника неэффективна: работает плохо, ломается, простаивает.
Так учитель приходит к важному выводу и внушает его ученикам: следует уважать не труд вообще, а только высококвалифицированный труд. Мир довольно быстро идет к полному упразднению неквалифицированного труда. И призыв: окружить ненавистью неквалифицированный труд – объясняется тем, что уже в первом десятилетии ХХI в. появятся страны, полностью исключившие у себя такой труд.
Высокая квалификация невозможна ни без профессиональной культуры, ни без образования. Не оправдался миф 1920–1930-х гг., когда вводилась конвейерная система. В то время казалось, что любой производственный процесс можно разбить на такие простые элементы, которые не потребуют от рабочих высокой квалификации.
Миф остался мифом. И если кому-то захочется сейчас быть уборщиком, пусть сначала окончит среднюю школу, потом поступит в училище уборщиков и станет профессионалом уборки. В Москве уже есть фирма.
От чего зависит квалификация? Напрашивается однозначный ответ: конечно, от учебы. Существуют же у нас многочисленные институты повышения квалификации. И логика здесь простая: повысить квалификацию – послать на учебу.
Но все далеко не так просто. Учеба только способствует повышению квалификации. Повышает квалификацию профессиональная культура. И чем она выше, тем легче ее повышать.
Эта интересная особенность известна в науке как эффект Матфея: труднее бедному разбогатеть, чем богатому приумножить свои богатства. Легче профессионалу повысить профессионализм, чем непрофессионалу стать профессионалом. «С жиру бесятся» (о зарубежных профессионалах), «И так сойдет», «Авось пронесет», «Ничего не случится» – выражения низкой профессиональной культуры.
В спорах вокруг атомной энергетики речь, в сущности, идет о профессиональной культуре. Да, АЭС нужны, но при условии, что это предприятия высокой профессиональной культуры и там будут работать люди такой же культуры, соблюдающие все инструкции, не в пример нарушившим сразу несколько, как это было в Чернобыле.
Причем сначала была нарушена только одна, и все привыкли к тому, что она не соблюдается. Потом...
От чего зависит профессиональная культура? Конечно, от общей культуры, складывающейся из множества «маленьких» культур. Чистота, порядок, поведение, речь, письмо, чтение, эстетика и многое другое.
Вы хотите построить завод? Какого уровня профессиональной культуры он потребует? Какова культура населения, откуда вы будете черпать свои кадры и стараться повысить их профессиональную культуру? Если производство спектрально чистых химических веществ требует чистоты, в 15 раз превышающей чистоту хирургических операционных, то кто это обеспечит? Только ли инженер-химик? Обеспечивает весь персонал, в состав которого входит и этот инженер. Один из критериев отбора персонала – высокая культура, начиная с самой обыкновенной чистоплотности.
Вы, конечно, пробовали импортную шоколадку «Марс»?
Фирма возникла в период депрессии в США и прославилась тогда вкусным и дешевым продуктом. Про первого хозяина фирмы рассказывают: шел он по цеху и увидел, как рабочий уронил шоколадку на пол, поднял и положил на стол. Хозяин сгреб его за шиворот и вышвырнул на улицу.
Конечно, не за то, что уронил, а за то, что не выбросил в отходы. Сейчас делом заправляет его сын. Однажды менеджер сказал ему мимоходом: «Проходил по цеху и почувствовал запах пота». Хозяин приказал немедленно прекратить работу, выдать каждому кусок мыла и полотенце, отправил всех в душ и пригрозил, что если когда-нибудь снова это повторится...
Приборы в цехах проверяют воздух на бактерии, особенно тщательно у пола. Во многом благодаря этому строится престиж фирмы, ее благополучие.
В Москве существует 12 агентств, поставляющих желающим нянь и гувернеров. В их распоряжении банк данных, насчитывающий тысячи более или менее подходящих лиц – по образованию и культуре. При прочих равных условиях можно прийти домой и увидеть, станет ли хозяйка квартиры приличной няней.
Как-то в Голландии я побывал в доме, где живут рабочие, – таком же панельном, как у нас. Но... На площадке перед лифтом – пушистый ковер, стеклянный столик, мягкие кресла, цветы, эстампы на стенах и ни соринки, ни пылинки, ни царапинки. Это что – благосостояние? Нет, культура. Та самая, которой так недостает нашим жильцам, тем, кто убирает, и командующим теми, кто убирает. Здесь же, в Голландии, договор заключен с фирмой профессионалов уборки.
Что определяет культуру? В первую очередь образование. Но можно быть образованным и некультурным. Таких у нас много. Но культурным необразованным в принципе быть невозможно. Культурный человек всегда образован, хотя он может и не иметь диплома.
Хотят ли дети учиться? Так, как их учат, нет. Не считая тех, кто приходит в школу ради общения, и зубрил. Но учиться надо. От учебы никуда сейчас не уйдешь. А если уходить некуда, то надо бороться за право выбора: лучшего для твоего ребенка метода обучения, лучшей школы, лучшего учителя. Это обеспечивает нормальная рыночная экономика.
До войны дробили среднее образование, и каждый, кто хотел и имел возможность, мог находиться на любом уровне – начального, неполного или полного среднего образования. И многие, кто заканчивал школу, поступали в университет. То же самое и сейчас происходит с высшим образованием, а для многих его мало – они хотят быть кандидатами и докторами наук.
Техникум – прогрессивная германская форма обучения начала ХХ в., сочетавшая полное среднее образование с основательной профессиональной подготовкой, сейчас безнадежно устарела. Россия – одна из первых, кто перенял эту форму, и одна из последних, сохраняющих ее. Что такое так называемое среднее специальное образование? Как правило, не совсем специальное и совсем не среднее.
Современный рынок труда нуждается в младших колледжах, дающих начальное высшее образование и выпускающих младших специалистов (инженеров, менеджеров). Нуждается в неполном (бакалавр) и полном (магистр) высшем образовании.
Национальные законы о всеобщем обязательном бесплатном среднем образовании, имевшие до сих пор чисто декларативный характер, теперь срочно обзаводятся «зубами» – санкциями за незаконный уход из школы до получения полного среднего образования.
Эти неблагодарные обязанности по санкциям обычно возлагаются на местные власти, которые, решая проблемы занятости и социального обеспечения, все чаще сталкиваются с трудностями трудоустройства малообразованных. Их не хотят брать уважающие себя фирмы, проводящие прямую связь между своим имиджем, качеством выпускаемых товаров и услуг, квалификацией и образованием работников. В результате социальную помощь часто получают не те, кто в ней действительно нуждается.
Образование зависит от характера человека: чему учиться и как учиться. Но характеры у людей разные, а технология обучения общая, рассчитанная на среднего ученика. Откуда здесь взять высокую производительность труда. Мало того, многие учителя требуют, чтобы каждый ученик был таким, как остальные. Они призывают: «Дети, берите пример с Кати! Она лучше всех пишет формулы на доске». Или решает задачи. Или выучивает наизусть. А не лучше ли создать обстановку взаимного уважения, потому что талантливы все, но в разном, и каждый что-то делает лучше других.
Справедливости ради надо сказать, что и профессиональная практика не сразу дошла до мысли, что производительность труда и удовлетворенность работой прямо зависят от степени соответствия характера работника характеру работы. Идея же о том, что в школе эффективность учебы прямо зависит от соответствия метода обучения характеру ученика, казалась для условий массовой школы совершенно утопической. Сейчас очевидно: при коллективном способе обучения все-таки необходимо обеспечить индивидуальный подход, с учетом личностных особенностей ученика, его характера. Как это сделать, поговорим в другой раз. Пока только скажу: называется это – новая (кибернетическая) школьная педагогика.
Наш словарик
Бакалавр – специалист с неполным высшим образованием, выпускник четырехгодичного колледжа, самостоятельного или в составе университета.
Культура – выражение уровня цивилизации в деятельности людей. Общее понятие культуры складывается из множества «маленьких» культур. По уровню культуры можно сравнивать народы, города и отдельных людей. Кроме того, культура различается качественно («по горизонтали») – по образу жизни, традициям, склонностям, верованиям.
Магистр – специалист с полным высшим образованием, которое получает в рамках университета.
Образование – получение общих жизненно важных знаний.
Обучение – процесс приобретения знаний и умений.
Профессионализм – сочетание профессиональных способностей, знаний, умений, навыков и опыта при достаточно высоком уровне профессиональной культуры.
Профессиональная культура – культурная основа профессиональной деятельности для обеспечения высокого профессионализма.
Профессиональная подготовка – получение профессиональных знаний и умений наряду и в сочетании с общими знаниями (образование).
Характер – совокупность способностей (унаследованных и воспитанных качеств), исходных для приобретения знаний, умений и навыков. Характер бывает личностный и социально-демографический – половой, возрастной, национальный, профессиональный и др.
профессор
(Москва)