Немного обо всем, или Все о немногом
Химики-композиторы
Александр Порфирьевич Бородин, конечно, самый знаменитый из химиков-композиторов. Он представитель рода князей Имеретинских, профессор химии, доктор медицины, академик Военно-медицинской академии, композитор и активный поборник женского образования. Химией он сначала занимался под руководством Н.Н.Зинина, параллельно ведя работу на медицинском поприще, затем стажировался в Германии, Франции и Италии. Бородин первым ввел фтор в сложное органическое соединение и может считаться основателем ныне весьма развитой химии фторорганических соединений.
Первый номер журнала «Chemical Heritage» («Химическое наследие») (США) за 1997 г., отдав должное Бородину, назвал еще нескольких химиков-композиторов. О двух из них рассказано ниже.
* * *
Сэр Эдуард Элгар (1857–1934) известен как выдающийся английский композитор, хотя по музыкальному образованию он скрипач, а в композиции – самоучка. Уже в юные годы он проявил себя (в любительских кружках) как скрипач, дирижер, пианист, органист и композитор. Правда, первые исполнения его ставших знаменитыми кантат и ораторий на легендарные исторические сюжеты «Сновидение Геронтия» и «Апостолы» разочаровали английскую публику, воспитанную на музыке Мендельсона, из-за резкости некоторых музыкальных фраз. Но затем отношение к музыке Элгара резко изменилось к лучшему.
Элгар писал во всех музыкальных жанрах; среди его сочинений – симфонии, скрипичные и фортепианные сонаты, виолончельные концерты, марши, песни и нет лишь опер.
Занятие химией было его хобби. В глубине своего сада он соорудил неказистый сарай, где разместил химическую лабораторию. По воспоминаниям его друга Билли Рида, однажды в ходе какого-то химического синтеза его осенила музыкальная идея, и он, напрочь забыв об эксперименте, поторопился к пианино. Когда же он написал партии рожка и трубы и стал работать над партиями других духовых инструментов, неожиданный страшный грохот – такой сильный, будто ударные всех оркестров мира ударили разом, – потряс округу.
На несколько мгновений воцарилась тишина, но затем залаяли все собаки Херфордшира, открылись все окна и все двери ближайших домов. Немного подумав, Элгар закурил трубку и, не торопясь, будто ничего не случилось, подошел к садовой калитке. Из калитки напротив выглянул сосед:
– Сэр, вы ничего не слышали?
Очень похоже на взрыв!
– Да, – ответил Элгар. – Я слышал. А что это было?
* * *
Эмиль Воточек (1872–1950), известный чешский химик-органик, всерьез занялся сочинением музыки лишь в конце своей научной карьеры, но за 15 лет до своей кончины написал около 60 произведений – оркестровые и камерные концерты, сонаты для фортепиано, около 30 песен. Его любимое произведение – оркестровая рапсодия «От зари до сумерек жизни».
Профессор Воточек заведовал кафедрой экспериментальной неорганической и органической химии в Пражском политехническом институте, был ректором Пражского института химической технологии, почетным доктором университетов Праги, Брно, Падуи, Нанси, Тулузы, Парижа (Сорбонна). Он написал учебник по общей химии, который известен не одному поколению чешских химиков, опубликовал около 300 научных работ по химии сахаридов.
Воточек был блестящим лингвистом, владел французским языком, хорошо говорил на польском, сербско-хорватском, итальянском, испанском, немецком и английском языках. Его языковая одаренность и увлечение музыкой позволили создать музыкальный словарь иностранных выражений и фраз, а та же одаренность и великолепное знание химии – многоязычные научные словари.
Многие из российских химиков знают журнал «Соllection of Czeсhоslovak Chemical Communications» («Сборник чехословацких химических сообщений»), но, возможно, мало кто обращал внимание на то, что основателем этого журнала, ее редактором и даже переводчиком был профессор Воточек. Журнал публиковал статьи на европейских языках и долгое время был единственным научным органом, знакомившим ученых Запада с работами чехословацких и советских ученых.