Галерея русских химиков
ПТИЦЫН Борис
Владимирович
18.I.1903, Москва – 02.I.1965, Новосибирск
В 1929 г. окончил химическое отделение физико-математического факультета Ленинградского государственного университета. Дипломная работа Птицына «Теплоты горения геометрических изомеров комплексных соединений двухвалентной платины» была выполнена под руководством И.И.Черняева и определила направление его исследований на всю жизнь – изучение комплексных соединений.
После окончания университета
Птицын около года работал в Государственном
оптическом институте. В 1930 г. он пос-
тупил в Институт по изучению платины и других
благородных металлов Академии наук СССР, в
лабораторию химика-неорганика А.А.Гринберга. Под
его руководством с 1930 по 1940 г. Птицын выполнил
важные исследования в области химии платиновых
металлов. Так, им было изучено термическое
разложение аммиакатов двухвалентной платины
(1931), взаимодействие тетрахлорплатината калия K2[PtCl4]
с аминокислотой – глицином – и получено два
возможных изомера этого комплексного соединения
[Рt(NН2СН2СОO)2]. Синтез этих
изомеров имел принципиальное значение для
теории комплексных соединений, поскольку
подтверждал плоскую конфигурацию соединений
двухвалентной платины (1932).
В 1933 г. Птицын выполнил исследования, связанные с окислительно-восстановительными реакциями комплексных соединений платины. Результаты этих работ в дальнейшем позволили создать методы раздельного определения двух- и четырехвалентной платины, трех- и четырехвалентного иридия. Некоторые из методов вошли в практику аналитического определения платиновых металлов.
Начиная с 1937 г. Птицын совместно с Гринбергом начали систематическое изучение окислительно-восстановительных систем Рt (IV) – Рt (II) типа: [PtX6]2– + 2e [PtX4]2– + 2X–, где X = Cl–, Br–, I–, SCN–.
Они обнаружили зависимость окислительно-восстановительного потенциала от природы лигандов и определили его величины.
В 1940 г. Птицын был назначен руководителем кафедры химии Военно-морской медицинской академии в Ленинграде, где проработал до 1945 г.
Здесь было начато исследование, посвященное действию окислителей на ионы тиосульфата S2O32– и тетратионата S4O62–, были установлены зоны потенциалов, в которых происходит окисление.
На основе полученных экспериментальных материалов Птицын в 1945 г. защитил докторскую диссертацию.
Ряд исследований Птицына с сотрудниками связан с определением устойчивости комплексных соединений. В 1954 г. ими был разработан метод определения константы нестойкости комплексных соединений, получивший в химии название «метод смещенного равновесия». С его помощью в 1955 г. и 1958 г. соответственно были определены константы нестойкости следующих ионов: [Fe(C2O4)3]3– и [UO2(C2O4)2]2–.
В 1956 г. Птицын был приглашен заведующим кафедрой общей и аналитической химии в Ленинградский технологический институт, где проработал до 1959 г. Под его руководством были определены границы применения оксалато-серебряного и цитрато-серебряного электродов (1961).
Совместно с Гринбергом в 1956–1961 гг. Птицын исследовал комплексные соединения редкоземельных рассеянных элементов и урана.
Был синтезирован гексакарбонил урана U(CO)6 и соединения ниобия и циркония.
В 1957 г. ученый предложил метод удаления из человеческого организма радиоактивного стронция с помощью гидроксилапатита.
В 1959 г. Птицын в связи с созданием Сибирского отделения Академии наук СССР был приглашен в Новосибирск. Он занял кафедру неорганической химии Новосибирского университета и руководил ею до конца жизни.
Много сил и времени отдал ученый созданию Института неорганической химии Сибирского отделения АН СССР и в период 1959–1960 гг. был заместителем директора этого института. При этом он одновременно заведовал одним из отделов института и руководил лабораторией комплексных соединений.
В 1960 г. Птицын был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Сибирскому отделению.
Около десяти лет, начиная с 1952 г., Птицын был членом редколлегии «Журнала общей химии».
Библиография: Волштейн Л.М. Борис Владимирович Птицын. К 60-летию со дня рождения. Изв. СО АН СССР, 1963, № 3, с. 163—165.
* * *
Абкин Абрам Давыдович
02.II.1903, Полоцк – 19.II.1983, Москва
В 1924 г. поступил в Казанский университет, который окончил в 1928 г., и был приглашен в Физико-химический институт им. Л.Я.Карпова, где работал до конца жизни. Его исследования были посвящены изучению процессов полимеризации органических соединений. Изучая влияние щелочных металлов на протекание процесса полимеризации, открыл в 1935 г. существование так называемых «живущих» полимеров, молекулы которых после завершения полимеризации сохраняют активные центры и поэтому способны присоединять мономеры и другие реагенты. «Живущие» полимеры нашли применение в лабораторном и промышленном синтезе полимеров с заданным расположением и размером структурных единиц. Кроме того, они оказались очень удобным объектом при исследовании механизма полимеризации.
Расширяя круг своих исследований, Абкин в 1951 г. разработал количественную теорию процессов сополимеризации, т. е. таких процессов, при которых происходит совместная полимеризация двух и более мономеров. Сополимеризация нашла применение в промышленном получении полистирола, стирольных каучуков и др.
Проведенные исследования стали основой докторской диссертации, которую Абкин защитил в 1952 г.
В 1952 г. в нашей стране были начаты исследования в области радиационной полимеризации, инициируемой положительными и отрицательными ионами или радикалами, образующимися при действии на вещество ионизирующего излучения. В 1959 г. Абкин и его сотрудники установили, что при низкой температуре и под действием ядерного излучения происходит полимеризация стирола, выяснили также механизм этого процесса. В том же году Абкину было присвоено звание профессора.
В конце 1950-х гг. Абкин с сотрудниками начал исследования процессов полимеризации в области сверхнизких температур (близких к абсолютному нулю), где не только реакционная способность, но и подвижность молекул ничтожна. Оказалось, что в этих условиях создать активные центры в полимерных цепях можно с помощью g-излучения, а также рентгеновских и ультрафиолетовых лучей. Образующиеся под их воздействием первичные ионы и радикалы вызывают каскадный самопроизвольный рост полимерных цепей.
В 1964 г. ученый с сотрудниками обнаружил, что добавление твердых оксидов резко увеличивает скорость радиационной полимеризации. Были изучены механизмы радиационной полимеризации стирола (1959), акрилонитрила (1960) и метилакрилата (1965).
В 1968–1969 гг. в лаборатории Абкина были впервые получены полимеры твердых тетрахлорэтилена и акролеина при температуре жидкого гелия (всего на 4 К выше абсолютного нуля). В 1980 г. коллектив ученых во главе с Абкиным был удостоен Государственной премии СССР за цикл работ «Обнаружение и исследование быстрой полимеризации в твердой фазе».
Библиография: Ежегодник БЭС. М.: Советская энциклопедия, 1981, 624 с.; Развитие органической химии в СССР. М.: Наука, 1967, 575 с.