Профессионализм зарабатывают, теряют и не находят
Рис. В.Солдатенко
У нас новая рубрика. Она рассчитана на учителя химии, а также учителя и химика вообще. Тема выбрана не случайно: она важна и малознакома одновременно.
Рубрику ведет профессор Г.Г.Воробьев, известный читателям по его статьям в нашей газете: «Американский химик делает карьеру», «Какой характер у химика?» и др. Он также автор многих книг для молодежи: «Ищи свой талант», «Молодежь в информационном обществе», «Школа будущего начинается сегодня», «Легко ли учиться в американской школе?» и др.
Рубрика имеет свою идею. Точнее, их несколько. У России путь один: передовая цивилизация и ее опыт. Причастные к этой цивилизации, мы перенимаем опыт и передаем свой. Многое в области профессионализма появляется в России, но больше востребуется в других странах, а не у нас. Поэтому мы экспортируем. Еще одно важное намерение – научить учителя химии измерять не на аналитических весах – речь идет о качествах человека. И наконец, лишить читателя чувства спокойствия, заставить разволноваться и в чем-то вступить с автором в бой.
Можно с уверенностью сказать, что ХХ в. прошел под флагом знаний, сначала формальных («корочки» решают все), потом реальных (какое заведение вы закончили и что конкретно знаете?). XXI в. уже начал поднимать флаг профессионализма: прежде всего способности, потом знания и умения, хорошо бы еще навыки, и совсем прекрасно – опыт.
Благодаря своему богатству – сложнейшей технике и тонким технологиям, король-мир решил перебраться из своего порядком обветшавшего замка, именуемого индустриальным обществом, в новый – общество информационное.
На короле – желтая мантия (воображение и творчество), расшитая пурпуром, краситель которого впервые научились делать химики. В одной руке его скипетр – вероятностно-статистическое мироощущение, в другой держава – человеческий фактор.
Человеческий фактор – это конец кабалы человека у техники, которая во всем теперь должна подчиняться человеку: учитывать его возможности, знать его привычки, считаться с желаниями и потакать капризам. Человек избавляется от тяжелого физического труда, физического труда вообще и рутинного умственного труда, передавая их машинам и оставляя себе творчество, что принципиально машине недоступно. Так работник перестает быть винтиком на производстве, становится личностью, непохожей на других и сильной своей непохожестью.
Прошли времена, когда считали: где бы ни работать, лишь бы заработать, и поэтому надо чему-то подучиться. Но и теперь человек поступает на химфак, его поздравляют, и никто не задает вопроса: а может ли он вообще быть химиком и выйдет ли из него настоящий профессионал? Иметь хорошие оценки по точным наукам, проявлять трогательную привязанность к пробиркам – это сейчас очень мало или почти ничего.
По идее химия в средней и высшей школе – это сплав знаний с умениями. Пока по традиции учитель слишком много говорит сам и больше спрашивает, чем предлагает сделать (на ученика смотрит как на ответчика, а не полноправного собеседника). А лабораторные занятия: сколько времени уходит на то, что делает учитель, и сколько на то, что делают ученики? И что это за занятия! Учитель священнодействует, а ученики, затаив дыхание, благоговейно смотрят.
Классика – это, конечно, хорошо, но уж больно мы утрируем ее значение. Посмотрите, послушайте, почитайте. Ведь получается: все, что стоило открывать, давно было открыто, а ХХ в. достались доработки. Пусть учитель химии ответит (не мне, а себе): что было сделано не в далеком прошлом, а сейчас – в последние десятилетия, в последние годы? Чему не учили родителей учеников? Какие новые звезды появились на химическом небосклоне и почему в учебниках их по-прежнему затмевают старые?
И еще один недочет: чрезмерная химизация химии, недооценка роли смежных и интеграционных наук. Если что-то сделано в области, например, биохимии, то на уроке химии рассматривается химическая составляющая, а биологическая преуменьшается или игнорируется. Почему геохимия и биогеохимия принадлежат безраздельно геологии, а не химии?
Много ли внимания на уроках уделяется имиджу химика, престижу химического труда, мировой и национальной химической политике, химической культуре, проблемам экологии, маркетингу химических товаров и услуг, рынку химического труда? Попробуйте назвать по три самых важных качества (способности) учителя вообще, химика вообще и учителя химии.
Но это еще не все. Существуют теория вероятности и математическая статистика, с которыми химия отнюдь не в ладу. Теорию измерений и ошибок в лекциях представляют так, как они выглядели сто лет назад. Про теорию планирования эксперимента, правда, некоторые помнят, но по-настоящему так и не удосужились применить. Мало того, постепенно забывают, хотя самою идею планирования как будто бы никто не отменял. Если кто-то хоть что-то может сказать о формальной логике, то ведь существует еще логика неформальная, размытая, диффузная. Что вы знаете о ней?
Плохо обстоят дела с аттестацией педагогического персонала, хотя это дело отнюдь не новое. Кстати, как часто педагоги проходят аттестацию? Участвуют ли в объективной оценке деятельности учителя его коллеги и ученики; не подменяются ли в аттестационной характеристике навыки способностями («очень талантливый учитель») и знаниями («вполне квалифицированный специалист»), хотя это к навыкам не имеет прямого отношения? Знаете ли вы свой рейтинг среди других и какие делаете из него выводы?
Профессионализм зарабатывают, причем первые вклады делают в начальной школе, а в последних классах будущий учитель химии держит, крепко обхватив обеими руками, большой сосуд знаний, внутри которого – два разноцветных слоя: химический и педагогический. Решать, получив аттестат, куда пойти учиться, пока принято так, словно только у кассы вокзала турист начинает ломать голову, куда же поехать.
Профессионализм – это достойная профессиональная жизнь. А чтобы прожить, надо обладать рядом жизненных свойств. Первое – это жизнеспособность: хватит ли у вас сил и желаний, чтобы сделать карьеру? Второе – жизнеобеспечение: а есть ли для этого возможности, не помешают (или, напротив, помогут) место жительства, семья, друзья? Третье – жизнестойкость: адаптация к реальным условиям, успешное решение жизненных проблем. Четвертое – выживаемость: очень может быть, что на вас свалятся разные несчастья – личные, по работе, сможете ли вы их преодолеть? Пятое – живучесть: хватит ли вашей жизни для достижения всего, что себе наметили?
Человек, который, получив диплом, устраивает оргию – сжигает ставшие ненужными конспекты, забрасывает в дальний угол учебники, подразумевая под этим, что кто-то из домашних их потом выбросит, – не профессионал. Кстати, а что это за книги, много ли их, какое они имеют отношение к выбранной специальности и что из этого было прочитано.
После учебы – учеба продолжается. Да еще какая! Здесь профессионала начинает преследовать кошмар потери профессионализма. Поспевает ли его индивидуальный прогресс за химическим (педагогическим) прогрессом? Не превращается ли он постепенно в дилетанта? Не сузил ли кругозор? Может ли легко перейти из одной области химии в другую? Из химии в физику? Или еще дальше?
Посещает ли постоянно действующие научные семинары? Бывает ли на конгрессах – отечественных, международных, где ученые сейчас все меньше доминируют над практиками, а практики – над студентами. Много ли вы читаете книг по своей специальности, журналов по своей специальности, книг по смежным специальностям? Переписываетесь ли с коллегами в России и по всему миру? Как часто вы с ними встречаетесь?
Так делается карьера: движение вверх по лестнице на основе отрабатываемых навыков, пополняемых знаний, приобретаемого опыта. Для карьеры существуют две лестницы. Одна – для руководителей. Если она приглянулась вам, спросите себя: а есть ли у вас способности к руководству вообще и к тем руководящим должностям, которые предстоит занимать, прежде чем достигнуть заветного. Например, стать министром просвещения или президентом химической корпорации.
Недавно одна из мировых экономических величин сказала: если вы специалист и трудитесь на «дядю»-предпринимателя, который с вас снимает стружку, попросту говоря, эксплуатирует, то не думайте, что, освободившись от него и заведя собственное дело, станете процветать. Чтобы процветать, надо на треть быть специалистом, на треть предпринимателем и на треть менеджером. Если же вы хотя бы на 70% специалист – не суйте свой нос туда, куда вас не просят, а идите в услужение; иначе обанкротитесь.
В принципе можно не
подниматься по лестнице, всю жизнь оставаясь
рядовым учителем. Но позвольте: что значит
«рядовым»? А квалификация, профессионализм?
Напомним о другой лестнице. Там не обязательны
звездочки на погонах, ромбики значков. Да, можно
оставаться учителем. Но каким! На которого
смотрят снизу вверх, которому заглядывают в
глаза, почтительно здороваются, стараются сесть
поближе, смотрят в рот, на урок к которому мечтают
попасть, о котором ученики с гордостью
рассказывают дома. С мнением которого считается
сам: 1) президент,
2) директор, 3) зав. ... и т. д. Это и есть
профессионализм. Об этом свидетельствует ваш
рейтинг.
С рейтингом связана мера социальной значимости любого человека, его престиж: достиг ли он вершины профессионального мастерства, а если он молодой – насколько упорно и успешно карабкается?
Наш словарик
Знания – профессиональные
качества, приобретаемые в процессе обучения;
совокупность откладываемых в памяти жизненно
нужных сведений.
Карьера – план профессионального роста, с
повышением квалификации, переподготовкой,
переменой должностей и места работы.
Планированием карьеры и контролем за
реализацией плана в службе персонала занимается
специальное лицо – инспектор по карьере.
Карьеризм – устаревшее выражение
пренебрежительного отношения к карьере как
таковой; справедливо отрицательное отношение к
тому, кто во имя карьеры готов переступить
этические и моральные нормы и даже закон.
Квалификация – уровень профессиональных
знаний и умений, прямо пропорциональный
возрасту; опережение по последнему определяет
престиж.
Навыки – качества, приобретаемые в процессе
практической деятельности. Процедура проверки
навыков называется аттестацией.
Опыт – одна из категорий профессиональных
качеств личности, источником которой является
человеческая жизнь и результатом – возможность
принятия разумных решений. Множество
направленных решений позволяет справиться со
стоящими на пути проблемами. Помните: человек –
животное, разрешающее проблемы.
Престиж – социальное положение и связанное с
ним чувство благополучия и превосходства.
Профессионализм – сочетание
профессиональных способностей, знаний, умений,
навыков и опыта при достаточно высоком уровне
профессиональной культуры.
Способность – свойство характера с
определенным соотношением между тем, что
наследуется и что воспитывается. Свойствами
способности являются реплики. Оценку развития
способности по наличию реплик производят тесты
характера.
Умения – результат обучения с целью
выполнения определенных операций как комплекса
действий.
Человеческий фактор – феномен человека,
способного противопоставить себя фактору
техники и тесно связывающего себя с
экономическим фактором, поскольку не только
техника, но и экономика существует для человека.
(Об этом более подробно – в следующий раз.)
Г.Г.Воробьев,
профессор
(Москва)