Ю.П.ПАХОМОВ

Cборник практических работ
по химии

Настоящий сборник практических работ по химии для учеников 9-го класса общеобразовательной школы представляет собой пособие к практикуму, составленное и апробированное учителем-методистом Петропавловско-Камчатского института усовершенствования учителей Ю.И.Пахомовым.
Необходимым дополнением к предлагаемым практическим занятиям является данное в опережающем плане обобщение теоретического материала со справочным, контрольными вопросами и заданиями. Включены проблемные вопросы, что требует умения рассуждать, анализировать и применять знания при решении задач практического характера.
Пособие построено так, что одновременно является и лабораторным журналом ученика. Здесь воедино соединены правила поведения в учебном кабинете-лаборатории, техника безопасности, приемы оказания первой медицинской помощи, приведены образцы химический посуды и лабораторного оборудования, нешаблонно даны методики всех практических работ.
Сборник может служить учебным пособием для учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии, и методическим руководством для учителей химии.

В.И.Высоцкий, профессор (ДВГУ);
А.А.Капустина, профессор (ДВГУ);
Э.Е.Нифантьев, академик РАН, профессор (МПГУ);
В.И.Бессонова, профессор (ДВГУ);
Л.В.Махова, заслуженный учитель РФ (Санкт-Петербург);
Н.В.Гаврусейко, заслуженный учитель Белоруссии (Минск);
А.А.Медвинский, доцент (Томск)

СОДЕРЖАНИЕ

Правила поведения в кабинете химии.
Первая медицинская помощь.
Токсичные вещества.
Зачетные вопросы по технике безопасности.
Химическая посуда, приборы и оборудование.
Практическая работа 1. Электролитическая диссоциация веществ в водной среде.
Практическая работа 2. Свойства ионов. Степень диссоциации.
Практическая работа 3. Реакции обмена между электролитами.
Практическая работа 4. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Практическая работа 5. Индикаторы (рН среды) и интервалы их превращений. Гидролиз солей.
Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Практическая работа 7. Получение и свойства озона.
Практическая работа 8. Серная кислота.
Практическая работа 9. Влияние условий на скорость химических реакций.
Практическая работа 10. Химическое равновесие и условия его смещения.
Практическая работа 11. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Практическая работа 12. Получение и свойства аммиака и его водного раствора.
Практическая работа 13. Азотная кислота. Нитраты.
Практическая работа 14. Определение ортофосфатов.
Практическая работа 15. Определение минеральных удобрений. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».
Практическая работа 16. Ознакомление с коллекциями видов топлива, природных силикатов, стекла и изделий из него.
Практическая работа 17. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Угольная кислота и ее соли.
Практическая работа 18. Рассмотрение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей.
Практическая работа 19. Электролиз.
Практическая работа 20. Сплавы.
Практическая работа 21. Коррозия металлов и методы защиты.
Практическая работа 22. Ознакомление с образцами важнейших солей и природных соединений щелочных металлов и кальция.
Практическая работа 23. Жесткость воды и способы ее устранения.
Практическая работа 24. Алюминий и его соединения.
Практическая работа 25. Решение экспериментальных задач.
Практическая работа 26. Железо и его соединения.
Практическая работа 27. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».


Правила поведения в кабинете химии

Ученики должны знать и уметь выполнять следующие правила.
1. Содержать закрепленное рабочее место в чистоте и порядке.
2. После окончания работы сдать рабочее место дежурному, который затем сдает его преподавателю (лаборанту).
3. Соблюдать тишину. Запрещается есть, заниматься посторонними делами.
4. Приступать к выполнению задания лишь тогда, когда отчетливо уяснены его цели и задачи, обдуманы отдельные этапы проведения опыта и на рабочем месте имеется все необходимое для работы.
5. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны соблюдать дисциплину, быть собранными, внимательными и предельно аккуратными.
6. Реактивами пользоваться следующим образом: сухое вещество брать шпателем, жидкие реактивы – капельницей или наливая раствор из склянки, держать склянку этикеткой к ладони (чтобы капли раствора не повредили надпись). Избыток взятого вещества не ссыпать и не сливать обратно в банку с реактивами, а удалять в санитарную склянку. Все работы с вредными веществами проводить в вытяжном шкафу. Остатки неагрессивных реактивов и продукты их взаимодействия после разбавления выливать (жидкие) или выбрасывать (твердые) с бытовым мусором.
7. Работать в халате. После окончания работы тщательно вымыть руки.
8. Наблюдения и выводы заносить в форме отчета в лабораторный журнал, записи вести так, чтобы они кратко и логично описывали работу, используемые приборы и реактивы. Отчет должен быть написан аккуратно, иметь заголовок (тема практической работы) и даты. В отчет включают следующие сведения.
а) Цель работы в целом и каждого отдельного опыта (это может быть получение вещества, исследование его свойств и др.).
б) Конкретные экспериментальные наблюдения (изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка или, наоборот, его растворение); при изменении окраски быть внимательным и учиться характеризовать оттенки цвета (например, оттенки красного цвета – розовый, малиновый, кроваво-красный, бледно-красный, темно-вишневый, цвет запекшейся крови и др.). Наблюдательность при проведении химического эксперимента – очень ценная и важная черта профессионального химика, которую нужно развивать.
в) Объяснение опыта и экспериментальных наблюдений с помощью уравнений реакций, с использованием необходимых формул и расчетов по ним (с указанием единиц измерения).
г) Выводы, где подводится итог работы.
9. Соблюдать максимальную осторожность. Вce опыты с токсичными и летучими веществами, упаривание растворов проводить только в вытяжном шкафу.
10. Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью, нагреваемую пробирку держать отверстием в сторону от себя и соседа, во избежание выброса жидкости прогревать все содержимое пробирки.
11. Нюхать вещества в емкостях, не вдыхая пары полной грудью, a направляя воздух от них к себе плавным движением ладони.
12. Работу с кислотами и щелочами проводить, наливая их растворы в пробирку на расстоянии от себя, не допускать попадания агрессивных веществ на одежду, лицо и руки.
13. При обращении с неизвестными веществами проявлять повышенную осторожность. Ни в коем случае нельзя пробовать вещество на вкус!
14. Необходимо тотчас убирать все пролитое, разбитое и просыпанное на столах и полу. При проливании кислоты на пол это место засыпать песком, собрать его и вынести, вымыть этот участок пола раствором соды.
15. Нельзя набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости, следует пользоваться резиновой грушей.
16. Запрещается работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня.
17. При измельчении сухих щелочей следует надевать резиновые перчатки, защитные очки. Брать твердую щелочь только пинцетом или щипцами.
18. Не использовать для опытов вещества из склянок и банок без этикеток и с неразборчивыми надписями.
19. При приготовлении растворов нужно лить серную кислоту в воду, а не наоборот (вследствие сильного местного разогревания возможно разбрызгивание концентрированной кислоты). Следует пользоваться толстостенной склянкой или фарфоровой посудой.
20. Запрещается брать вещества из лаборатории домой.
21. В целях противопожарной безопасности рекомендуется тушить горящую спиртовку крышкой-колпачком (не дуть), уметь пользоваться асбестом, песком и огнетушителем.
22. При необходимости уметь пользоваться содержимым аптечки, согласно инструкции оказать первую помощь при ожогах и отравлениях.
23. К работе в лаборатории допускаются только учащиеся, правильно ответившие на вопросы по технике безопасности в кабинете химии.

Первая медицинская помощь

Первая медицинская помощь при ожогах и отравлениях


При порезах стеклом рану продезинфицировать раствором KMnО4 или спиртом, смазать йодом и перевязать бинтом. После оказания первой помощи пострадавшего направить к врачу.

Токсичные вещества

Токсичные вещества – яды, даже в крайне малых количествах опасны для организма человека. Оказывают внешнее воздействие или попадают в организм через органы пищеварения и дыхания, проникают через раны и кожу. Ядовитые вещества делятся на разряды.

Классификация токсичных веществ (ядов)


Для токсичных веществ устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК), превышение которых недопустимо в воздухе рабочего помещения: аммиак – 5 мг/м3, оксид углерода(II) и бензол – 20 мг/м3, толуол и ксилол – 50 мг/м3, бензин и керосин – 300 мг/м3 и т. д.

Зачетные вопросы по технике безопасности




Химическая посуда, приборы и оборудование


TopList