Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2010
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Соединения щелочных металлов
в разных видах придаточных предложений

Научно-лингвистический эксперимент • 9 класс

Давно было замечено, что не только слабоуспевающие ученики, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о каком-либо объекте внешнего мира, полученные на одном уроке, со сведениями о том же самом объекте, которые им сообщают на других уроках. Для осуществления межпредметных связей учителя используют интегрированные уроки. Предлагаемый урок – пример интеграции курсов химии и русского языка.

Такой урок становится открытием для учеников – они комментируют то, что происходит на уроке химии, а используют знания из области науки о языке. Межпредметные связи осуществляются на деле и не только помогают учителям решить конкретные учебные задачи, но и позволяют учащимся пронаблюдать особенности функционирования родного языка, продемонстрировать свои умения и навыки грамотной речи, а также формируют у учащихся желание и в дальнейшем самостоятельно пополнять знания в разных научных областях.

Цели. Обучающая. Актуализировать знания учащихся о химических свойствах щелочных металлов, основных оксидов, щелочей и солей, познакомить с применением соединений щелочных металлов в быту и производстве, кроме этого, закрепить понятие о видах придаточных предложений, использование их в речи, изучить новые словарные слова; развивать навыки устной речи (при оценке ответа, построении сложноподчиненных предложений, использовании научной терминологии).

Развивающая. Формирование научного мировоззрения, развитие наблюдательности, пополнение словарного запаса и кругозора школьника.

Воспитывающая. Воспитание самостоятельно мыслящей, грамотной личности, способной ориентироваться в ситуации и выражать свою точку зрения, подкрепленную научными знаниями и личным речевым опытом, воспитание любви к родному языку.

На доске. Виды придаточных (обстоятельственные, изъяснительное, определительное), синтаксические понятия: придаточное предложение, сложноподчиненное предложение, подчинительные союзы (который, что, чтобы, как, когда, так как, если, если …. то, потому что, чем …. тем).

Оборудование и реактивы. Компьютер, видеопроектор, на экране – термины и словарные слова (научный эксперимент, лингвистическая компетенция, рецензия, конспект, параграф, орбиталь, индикатор, фенолфталеин, реакция, металл).

Н а с т о л е у ч и т е л я. Лабораторный штатив с лапкой, пробирка, стеклянная воронка, нож, пинцет, спички, фильтровальная бумага, натрий металлический, стакан с водой, раствор фенолфталеина, в стеклянных стаканах образцы соединений щелочных металлов: гидроксиды, хлориды, карбонаты, гидрокарбонаты, сульфаты натрия и калия.

Н а с т о л а х у ч а щ и х с я. Памятка “Основные компоненты рецензии”.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителей, объявление темы и целей урока.

Учитель русского языка. “Велик и могуч, правдив и свободен” наш родной язык. Именно он приходит на помощь русскому человеку “во дни сомнений, во дни тягостных раздумий” – так считал известный русский писатель И.С.Тургенев, любя и уважая родную речь. Мы же, ребята, сегодня на уроке должны подтвердить великую правоту Тургенева и засвидетельствовать свое уважение родному языку, показав его силу и красоту на уроке химии. Прошу быть особенно внимательными к каждому слову на уроке, ведь именно они, яркие, точные, умные и необычные, придут к вам на помощь. Будем работать, оформляя ученые мысли в сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных, подкрепляя их научными терминами и формулами.

Учитель химии. Живую яркость и научную точность слова мы пронаблюдаем, изучая области применения щелочных металлов. Постараемся продемонстрировать красоту и грамотность нашей научной речи.

Учитель русского языка. А сейчас проверим, как вы готовы к уроку. Проведем словарную зарядку (учащиеся подбирают синонимы к словам: “эксперимент”, “лингвистический”, “компетенция”).

А теперь вспомним, какие слова к уроку вы учили дома.

Учитель проводит словарный диктант, который одновременно записывается несколькими учениками на доске, а остальные учащиеся работают в тетради, потом все вместе проверяют записанное. Слова и словосочетания для диктанта: периодическая система Д.И.Менделеева, реакция соединения, научное мировоззрение, щелочные металлы, интересный эксперимент, использовать индикатор, добавить фенолфталеин, электронная орбиталь, интенсивное протекание процесса, лабораторный штатив, конспект небольшого параграфа, химический элемент, закрепить муфту, рецензия устного ответа.

Учитель русского языка. Ребята, помогут ли эти слова нам на уроке химии?

Учащиеся отвечают.

Учитель химии. Конечно, я согласна с вами, ведь это научная терминология. Однако знание орфографии поможет вам и на уроках химии.

Учитель русского языка. Посмотрите на экран и подчеркните в диктанте словарные слова.

Учащиеся подчеркивают слова в тетради.

Учитель химии. Обратите внимание на последнее словосочетание. Объясните значение слова “рецензия”. (Ученик объясняет понятие.) Сейчас мы будем проверять домашнее задание. Будьте внимательны! Вам нужно будет оценить устный ответ. Памятки о том, как сделать рецензию, у вас на партах.

В о п р о с 1. Строение и физические свойства щелочных металлов.

Один ученик отвечает у доски, другой делает рецензию этого ответа; класс обсуждает оба выступления.

В о п р о с 2. Химические свойства щелочных металлов.

Ученик отвечает, записывает на доске соответствующие уравнения реакций.

Учитель химии. Сейчас мы докажем экспериментально, что эти металлы действительно щелочные. Я осуществлю реакцию взаимодействия натрия с водой, а вашей задачей будет составить несколько сложноподчиненных предложений, излагая суть данного эксперимента.

Учитель русского языка. Но прежде давайте вспомним, какие виды придаточных предложений вы знаете.

Ученик на доске пишет схемы сложноподчиненных предложений с придаточными.

Учитель химии проводит демонстрационный эксперимент – реакцию взаимодействия натрия с водой. Учащиеся раскрывают суть эксперимента с помощью сложноподчиненных предложений и делают записи в тетради, анализируя строение составленных ими предложений (объясняют выбор союза или союзного слова, ставят смысловые вопросы от главного предложения к придаточному, называют вид придаточного).

Примеры сложноподчиненных предложений, составленных учащимися.

1. Натрий хранят под слоем керосина, потому что этот металл активен.

2. Так как натрий мягкий металл, его можно разрезать ножом.

3. Реакция протекает интенсивно, так как натрий – активный металл.

4. Характерный хлопок, который мы услышали, доказывает, что сгоревший газ – это водород.

5. Чтобы доказать наличие щелочи, в пробирку добавляем индикатор.

6. Индикатор используют для того, чтобы определить среду раствора.

7. Если цвет раствора изменится, то в нем присутствует щелочь.

8. Цвет раствора изменился, потому что в пробирку добавили индикатор.

9. Розовый цвет раствора свидетельствует о том, что в пробирке есть щелочь.

Учитель химии. Домашнее задание мы повторили, а сейчас переходим к изучению нового материала. Щелочные металлы, ввиду своей высокой активности, в природе в свободном виде не встречаются, а встречаются только в виде соединений. Рассмотрим соединения щелочных металлов, которые находят широкое применение. (О применении оксидов, пероксидов и гидроксидов щелочных металлов рассказывает учитель.) О применении солей щелочных металлов расскажете вы сами. Для этого вам необходимо сформулировать тезисы соответствующего подраздела параграфа в виде сложноподчиненных предложений.

Затем учитель с учениками проводит устную работу: учитель демонстрирует соли щелочных металлов, а учащиеся, используя сформулированные тезисы в виде сложноподчиненных предложений, называют области применения этих солей.

Учитель химии. Вот таким необычным образом русский язык, великий и могучий, помог нам доказать, что соединения щелочных металлов действительно находят широкое применение.

Домашнее задание. Составить конспект подраздела “Соединения щелочных металлов” § 11 учебника (Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2006); повторить словарные слова и виды придаточных предложений (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Русский язык: Учебник для 9 классов. М.: Просвещение, 2006).

Подведение итогов урока, комментарий отметок учащихся.

Т.А.СМИРНОВА, учитель химии,
Т.Д.КЛОЧКОВА, учитель русского
языка и литературы
(п. Пелым, Свердловская обл.)