Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2009
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

«… заставить ученика поверить в себя и в свои силы»

Продолжение. Начало см. в № 21/2009

Индивидуальная работа и использование дифференцированных заданий

Дифференцированные задания составляю для всех классов и по всем темам в нескольких вариантах, чтобы избежать списывания. В качестве примера привожу тестирование за первую четверть в 8-м классе (в четырех вариантах).

В а р и а н т I

1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:

а) приготовление порошка из куска мела;

б) возгорание спички;

в) выделение газа при взаимодействии питьевой соды с уксусной кислотой;

г) испарение воды из водоема.

2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?

а) Изменение агрегатного состояния;

б) образование осадка;

в) выделение газа;

г) измельчение вещества.

3. Среди перечисленных веществ сложными являются:

а) водород;

б) хлороводород;

в) хлорид натрия;

г) хлор.

4. Наибольшую атомную массу имеет:

а) углерод; б) сера; в) железо; г) алюминий.

5. Наибольшую относительную молекулярную массу имеет:

а) вода (Н2О);

б) углекислый газ (СО2);

в) хлороводород (НСl);

г) сероводород (Н2S).

6. Валентность алюминия в соединении Al2O3 равна:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу хлорида железа(II):

а) FeCl3; б) CuCl2; в) FeCl2; г) FeO.

8. Какое количество вещества составляют 2,4•1023 атомов меди?

а) 0,4 моль; б) 4 моль;

в) 0,4•1023 моль; г) 6 моль.

9. Найти массу 2 моль водорода:

а) 2 г; б) 4 г; в) 0,4 г; г) 12•1023 молекул.

В а р и а н т II

1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:

а) сгорание бензина в двигателе автомобиля;

б) скисание молока;

в) таяние снега;

г) образование инея на деревьях.

2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?

а) Образование осадка;

б) изменение агрегатного состояния;

в) выделение газа;

г) измельчение вещества.

3. Среди перечисленных веществ сложными являются:

а) золото;

б) сера;

в) сероводород (H2S);

г) сульфид железа (FeS).

4. Наибольшую атомную массу имеет:

а) углерод; б) азот; в) литий; г) водород.

5. Наибольшую относительную молекулярную массу имеет:

а) сероводород (Н2S);

б) бромоводород (НBr);

в) хлороводород (НCl);

г) фтороводород (HF).

6. Валентность лития в соединении Li2О:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу оксида железа(II):

а) FeCl2; б) СuO; в) Fе2О3; г) FeO.

8. Сколько молекул содержится в 2,24 л кислорода (при нормальных условиях)?

а) 0,6•1023 молекул;

б) 0,6•1023 атомов;

в) 6•1023молекул;

г) 1,2•1023 молекул.

9. Какую массу будет иметь 11,2 л водорода (при нормальных условиях)?

а) 2 г; б) 1 г; в) 0,1 г; г) 1,2•1023 молекул.

В а р и а н т III

1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:

а) гниение навоза;

б) таяние льда;

в) скисание молока;

г) плавление стекла.

2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?

а) Изменение окраски;

б) изменение агрегатного состояния;

в) выделение газа:

г) измельчение вещества.

3. Среди перечисленных веществ простыми являются:

а) сероводород (Н2S);

б) сульфид железа (FеS);

в) золото;

г) сера.

4. Наименьшую атомную массу имеет:

а) углерод; б) азот;

в) литий; г) водород.

5. Наименьшую относительную молекулярную массу имеет:

а) сероводород (Н2S);

б) бромоводород (НBr);

в) хлороводород (НCl);

г) фтороводород (НF).

6. Валентность углерода в соединении СО2:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу оксида меди(II):

а) CuCl2; б) CuO; в) Cu2О; г) FeO.

8. Сколько атомов водорода содержится в 11,2 л метана (СН4, нормальные условия)?

а) 0,6•1023 молекул;

б) 0,6•1023 атомов;

в) 12•1023 атомов;

г) 1,2•1023 атомов.

9. Какую массу будут иметь 3,6•1023 молекул воды?

а) 10,8 г; б) 108 г; в) 0,6 моль; г) 13,44 л.

В а р и а н т IV

1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:

а) плавление стекла;

б) возгорание спички;

в) ржавление железа;

г) испарение воды из водоема.

2. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для химической реакции?

а) измельчение вещества;

б) образование осадка;

в) изменение окраски;

г) изменение агрегатного состояния.

3. Среди перечисленных веществ простыми являются:

а) хлороводород;

б) водород;

в) хлорид натрия;

г) хлор.

4. Наименьшую атомную массу имеет:

а) железо;

б) сера;

в) углерод;

г) алюминий.

5. Наименьшую относительную молекулярную массу имеет:

а) углекислый газ (СО2);

б) вода (Н2О);

в) хлороводород (НCl);

г) сероводород (Н2S).

6. Валентность азота к соединении NН3:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

7. Среди перечисленных ниже веществ найти формулу хлорида железа(III):

а) FeCl3; б) CuCl2; в) FeCl2; г) Fe2O3.

8. 4,48 л смеси кислорода и водорода имеют массу 3,4 г. Определите объем каждого газа (н.у.).

а) 4,48 л кислорода и 0 л водорода;

б) 3,36 л кислорода 1,12 л водорода;

в) 1,12 л кислорода и 3,36 л водорода;

г) 2,24 л кислорода и 2,24 л водорода.

9. Какую массу будет иметь 0,3 м3 водорода?

а) 27 г; б) 2,7 г; в) 13,4 г; г) 12•1023 молекул.

О т в е т ы.

В а р и а н т I: 1 – б, в; 2 – б, в; 3 – б, в; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – в;– а; 9 – б.

В а р и а н т II: 1 – а, б; 2 – а, в; 3 – в, г; 4 – б; 5 – б; 6 – а; 7 – г;– а; 9 – б.

В а р и а н т III: 1 – а, в; 2 – а, в; 3 – в, г; 4 – г; 5 – г; 6 – г; 7 – б;– в; 9 – а.

В а р и а н т IV: 1 – б, в; 2 – б, в; 3 – б, г; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – а;– г; 9 – а.

Особое внимание уделяю способным детям. Как правило, они быстро усваивают тему, и решать простейшие задачи им неинтересно. Таким детям вполне по силам освоить ряд теоретических вопросов, выводящих далеко за рамки обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, а также получить прочные навыки решения нестандартных задач повышенного уровня сложности. С учетом этого мною разработана авторская программа «Одаренные дети» (таблица), ориентированная на их познавательные потребности, в том числе на успешную сдачу вступительного экзамена по химии в профильные вузы, а также на формирование базы для продолжения химического образования в высшей школе. По этой программе я работаю шестой год.

Таблица

Основные этапы программы

№ п/п Форма работы Сроки
1 Индивидуальная работа на уроке На каждом уроке
2 Дифференциация обучения на уроке Почти на каждом уроке
3 Факультатив в 11-м классе «Избранные вопросы химии» Еженедельно
4 Школьная олимпиада (9–11-й классы) Ноябрь
5 Подготовка и участие в районной олимпиаде Ноябрь–декабрь
6 Конкурс «Лучший химик» В течение года
7 Традиционное внеклассное мероприятие «Посвящение в химики» Декабрь
8 Школьная олимпиада (8-й класс) Март
9 Неделя химии Февраль
10 Подведение итогов конкурса «Лучший химик» В конце года

Эта программа хранится в папке «Одаренные дети». Кроме программы в папке содержатся:

1) список дидактической литературы;

2) список литературы, имеющейся в кабинете химии;

3) список литературы, имеющейся в кабинете химии, которую можно и нужно давать почитать детям;

4) тексты выступлений на районных семинарах по теме «Одаренные дети»;

5) карточки с задачами олимпиад для домашней работы (домашняя олимпиада);

6) тетрадь с решениями этих задач (задачи решены учителем);

7) тетрадь с баллами – оценками решений этих задач;

8) отчеты по проведенным школьным олимпиадам;

9) отчеты по проведенным неделям химии;

10) графики индивидуальных занятий;

11) график факультатива;

12)?календарно-тематическое планирование факультатива в 11-м классе;

13) тематическое планирование работы со способными детьми (8–10-х классов).

Для способных и сообразительных ребят по каждой теме составила задания повышенной сложности. Задания собраны из разных сборников (большинство из книги: Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999), из районных олимпиадных заданий и т.д. К задачам дается ответ. Для проверки использую свои решебники (задачи решены мною) или же указываю литературу, где имеется решение. Вся литература и все разработки разложены по тематическим разделам в специальном ящике, наподобие картотечного, что очень удобно при поиске и нахождении нужного материала.

Ученики выполняют задания, если что-либо не получается, то я стараюсь задавать наводящие вопросы. Если время ограничено, то даю готовые решения с той целью, чтобы ученик понял ход решения. Каждая работа ученика оценивается, за такую дополнительную работу он получает высокую оценку.

Также среди способных детей провожу конкурс. Этот конкурс проводится в течение года. На самом первом уроке я объявляю ученикам 9–11-х классов, что в течение всего года будет проходить конкурс «Лучший химик», знакомлю с условиями. При подведении итогов конкурса учитываются:

а) ведение тетрадей;

б) результат районной олимпиады;

в) участие в неделе химии;

г) результаты «домашних олимпиадных работ» (для девятиклассников).

Как же я провожу «домашние олимпиады» и почему именно в 9-м классе?

«Домашних олимпиадных работ» всего четыре (одна из них в форме теста). В сентябре я раздаю способным детям по карточке. В каждой карточке по 10–15 заданий. Задания разной сложности, чтобы не отпугнуть ребят, не отбить желания изучать химию, но в то же время настроить на серьезную подготовку. Баллы за каждое задание указаны. Эти задания ученики выполняют в течение месяца. Если задачи не получаются, то они могут обращаться к старшеклассникам, к взрослым, поискать ответ в литературе. Некоторые моменты я разъясняю, показываю подходы, направляю, но додуматься ребята должны сами.

По истечении времени они мне сдают решения. Работы проверяются, и баллы за каждую работу выставляются в специальную тетрадь. В этой тетради каждый год к фамилиям прошлогодних девятиклассников дописываются фамилии наиболее способных девятиклассников нынешнего года. Выставляются все баллы и сумма баллов по каждой карточке. В конце года все баллы суммируются и выявляются лучшие химики.

Домашние олимпиады провожу только среди девятиклассников. Считаю, что нужно тщательно работать именно с ними, т.к. в 9-м классе изучается, в основном, вся неорганическая химия. Именно в 9-м классе необходимо заложить тот фундамент, без которого изучать химию в 11-м классе очень трудно. Да и проводить домашние олимпиады во всех классах – очень трудоемкая работа.

Пример карточки для «домашней олимпиады»

К а р т о ч к а № 2

№ п/п Текст задачи Баллы
1 Какова масса смеси газов объемом 2 м3 (н.у.), состоящей из азота и оксида углерода(IV) равных объемов 2
2 Масса 10 л воздуха равна 12,8 г. Вычислите: а) массу воздуха в классе размером 10x6x4 м;б) объем кислорода, приходящегося на одного ученика 3
3 Какой объем кислорода (в м3) будет израсходован на сжигание 2 м3 газовой смеси, содержащей объемные доли: метана (СН4) – 60 %, этана (С2Н6) – 10 %, водорода (Н2) – 3 %? 3
4 3 л раствора серной кислоты (плотность – 1,8 г/мл), содержащего 80 % H2SO4, добавили к 800 мл воды. Какова массовая доля кислоты в полученном растворе? 3
5 Сколько граммов медного купороса (СuSO4•5Н2О) нужно добавить к 540 г воды, чтобы получить 20%-й раствор сульфата меди? 5
6 В результате сильного нагревания 23,6 г двухосновной кислоты, образованной шестивалентным элементом, выделилось 20 г ангидрида этой кислоты. Определите формулу этой кислоты 4
7 При разложении 23,4 г карбоната трехвалентного металла выделилось 6,72 л оксида углерода(IV) (при н.у.). Установите формулу соли 3
8 Определите элемент, если известно, что в одном из образованных им оксидов его массовая доля составляет 42,8 %, а в другом – 27,7 % 5
9 В результате взаимодействия сероводорода с оксидом серы(IV) образовалось 200 г серы. Какой объем сероводорода (н.у.) вступил в реакцию? 2
10 Через раствор, содержащий 15 г едкого натра, пропустили 3,5 л сероводорода (н.у.). Какая образовалась соль, и какова ее масса? 4
11 Некоторый элемент образует несколько оксидов. Для получения первого из них затрачено 2,24 л кислорода и 5,5 г элемента, содержание элемента во втором (по массе) составляет 49,5 %. Определите формулы этих оксидов 8

Такая система помогает развивать способных учеников, выявить ученика для участия в районной олимпиаде, сравнивать результаты с результатами учеников не только этого года, но и прошлых лет. Неописуема радость учеников, набравших больше всех баллов. Они, как правило, побеждают на районных олимпиадах. И эти же ученики в дальнейшем связывают свою жизнь с химией. Это химики-технологи, учителя химии, медсестры и т.д.

Л.В.ГЛУХАРЕВА,
учитель химии
(д. Ст. Ильдеряково, Аксубаевский р-н,
Респ. Татарстан)