Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №18/2009
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

Консультативный метод изучения химии в 8 классе

Как сделать, чтобы ученик, произнося: «А сейчас будет урок химии...», весело улыбался, а не боялся, что ему трудно дается этот предмет и он опять получит «двойку»? Как вообще исключить такую отметку из употребления и внести в изучение этого бесспорно трудного предмета радость познания, уверенность в том, что все будет понятно, а также интересно и увлекательно, как в детективном сериале: одна серия заканчивается на самом интригующем месте, и все с нетерпением ждут продолжения.

В настоящее время много внимания уделяется вопросу о факторах образовательной среды, благоприятно сказывающихся на уровне познавательного интереса учащихся, результатах учебного труда. Обычно к нам приходят группы учащихся, которые имеют средний уровень знаний, и получают «усредненное» преподавание (всему классу – один объем информации), что приводит к резкому снижению интереса школьников к обучению, падению культуры труда учащихся.

Мой опыт работы (более 30 лет) показывает, что в массовой общеобразовательной школе в одновозрастном классе встречаются дети разного уровня, поэтому в условиях классно-урочной системы более высокий темп обучения одних способствует торможению других, менее подготовленных. Если же учитель будет приспосабливаться к учащимся со средним уровнем подготовки, то это будет означать сдерживание в развитии наиболее способных учеников и понукание слабых. Одно из средств самореализации ученика в массовой общеобразовательной школе – консультативный метод. Учебная деятельность школьников неодинакова по эффективности, она зависит от запаса знаний, эрудиции, любознательности, воли, памяти учащихся. Усвоение знаний происходит с различной скоростью. Скорость усвоения материала выражается через познавательную активность ученика, его отношение к процессу познания и его результату.

Статья подготовлена при поддержке Регионального Финансово-Экономического Института. Если вы решили получить Второе высшее образование, но не знаете куда обратиться, то оптимальным решением станет посетить сайт «www.vuz-rfei.ru». На сайте, расположенном по адресу www.vuz-rfei.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о специальностях и свободных местах. В «РФЭИ» есть возможность совмещать работу и учебу, что позволит вам не сильно менять свой график жизни.

Выделяют три уровня познавательной активности учащихся: инертный, нормальный, динамический. Каждый ученик может развиваться в индивидуальном ритме и темпе.

Современное обучение различается по типу управления познавательной деятельностью:

1) классическое лекционное;

2) обучение с помощью ТСО (технические средства обучения);

3) обучение по книге;

4) система «Консультант»;

5) система малых групп;

6) компьютерное обучение;

7) программное обучение.

Одним из факторов, благоприятно влияющих на познавательный процесс, является сотрудничество. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель–ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Сотрудничество в отношениях «учитель–ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сотворчества, соуправления).

Усвоение знаний учащимися можно проследить на умении успешно применять их при решении задач – в них предусмотрено использование знаний, как в определенных, так и в новых для учащихся ситуациях. При этом можно наблюдать за умственной деятельностью, видеть механизм мышления. Практика показывает, что при объяснении учителем алгоритма решения задачи у учащихся с отличными знаниями не возникает трудностей, они сразу могут решить идентичную. У слабых ребят возникают тупиковые ситуации непонимания, которые снижают мотивацию учения. Поэтому я построила свою работу на основе консультативного метода и поэтапного формирования умственных действий (схема).

Схема

Процесс обучения решению задач начинается с рассмотрения типовых задач. Решения логически выводятся из самих условий и имеют определенные алгоритмы. В начале обучения все учащиеся находятся на инертном уровне познавательной деятельности – они пассивны, все работают по детализированным алгоритмам.

Приведу пример. При изучении темы «Количество вещества. Моль. Молярная масса» более сильным школьникам достаточно прослушать объяснение учителя, и они готовы перейти на нормальный уровень познавательной активности – самостоятельная работа по алгоритму. Остальные работают с учителем, учатся предотвращать ошибки. Ребята, которые работают самостоятельно (первая группа), находятся под контролем учителя и после завершения решения задачи объясняют его вслух. При этом школьники первой группы переходят на динамический уровень – самый высокий уровень активности. Умение комментировать задачу вслух и проводить ее анализ необходимо, чтобы консультировать более слабых учеников. Задача учителя – научить ребят первой группы логически мыслить, чтобы они могли решать более сложные задачи, помочь им развиваться в индивидуальном ритме и темпе.

На следующем уроке при проверке знаний учащихся ребятам первой группы даются задачи на местах, более сложные. У доски работают четверо учащихся из второй группы (имеющие преимущественно хорошие отметки), после решения они комментируют свои задачи. Остальные ребята из второй группы решают эти же задачи на местах. Более слабым учащимся предлагается выполнить одну из тех четырех задач, которые предложены у доски.

Во время урока учитель, пристально наблюдая за работой всего класса, переходит от группы к группе, помогает более слабым ученикам советом, наводящими вопросами, иногда показывает образцы действий. Каждый ученик занимается посильным для него трудом, поэтому не наблюдается нарушений дисциплины, учащиеся работают с интересом. Но это еще не все: когда ребята первой группы справились с заданием, а ребята второй группы заканчивают решение задач у доски, учитель собирает у ребят первой группы задание, и они становятся консультантами второй группы, проверяя их задание и объясняя ошибки, если они есть. Учитель тем временем проверяет задания первой группы.

Cоздается ситуация успеха, что позволяет учащимся находиться в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловливаемые ошибками при выполнении заданий, незнанием учебного материала, появляется интерес к предмету. Можно добиться постепенности, поступательности, которые совершенно необходимы при решении задач обучения и развития.

Второй этап консультативного обучения – внеурочный. Не все учащиеся первой группы находятся на одном уровне познавательной деятельности. Учитель проводит консультации и «выравнивает» их знания, решая более сложные задачи.

Пример из консультации по теме «Массовая доля растворенного вещества».

З а д а ч а. Вычислите массу воды, в которой нужно растворить 25 г сахара, чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 10 %.

Учитель проводит беседу с учащимися. Выясняет, как определить массу воды, записывает формулу:

m2O) = m(р-ра) – m(р. в-ва).

Выясняет, что в этой формуле для определения m2O) необходимо определить m(р-ра), напоминает общую формулу:

m(р-ра) = m(р. в-ва) / (р. в-ва).

Затем переходит к определению m2O).

После этого учитель обсуждает задачи с вычислениями масс растворенного вещества при добавлении воды или растворенного вещества, проводит консультации с учениками поочередно. В конце консультаций учитель дает несколько разновидностей задач каждому ученику, и они решают их самостоятельно. Определяется время, за которое ученик может справиться с такими задачами, затем подводится итог.

Учащиеся первой группы по назначению учителя берут себе на консультацию по 1–2 ученика из второй группы, проводят с ними работу, чтобы устранить их недочеты. Результаты видны на самостоятельных и контрольных работах. Ребята переживают друг за друга, стремятся увидеть результат своей работы. Иногда проявляются волнения, неуверенность, но главное – все ребята стараются. На перемене видно, как они друг другу помогают, не уходят из класса, а готовятся к уроку. Такая работа всегда имеет хороший результат. Добиться успеха – это научить тому, чему ты сам научился.

Возможен переход учащихся из одной группы в другую, в зависимости от уровня их познавательной активности на данный момент.

Такая форма обучения позволяет заинтересовать учащихся процессом обучения химии, дает каждому ученику возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности. На уроке царит обстановка доброжелательности, ориентированная на творческое взаимодействие.

Учащихся второй группы (ученик «4») также дают в помощь более слабым учащимся, и они проводят с ними консультации, используя более простые методы решения задач (путем составления пропорции), хотя и требуют с них знания формул.

На самостоятельных и контрольных работах каждому ученику дается индивидуальная карточка, а учащимся первой группы еще и дополнительные задания. Слабые учащиеся пользуются на уроках алгоритмами решения задач и составления уравнений.

Проведение таких уроков сопряжено с тщательной подготовкой. Однако сам процесс подготовки, творческая активность ребят, их интерес к предмету впоследствии сыграют неоценимую роль в обучении. В предвкушении новых «ролей» школьники будут гораздо внимательнее слушать «обычные» академические уроки, без которых, естественно, не обойтись.

Л.А.КАСЬМИНА,
учитель химии средней школы № 4
(ст-ца Зеленчукская,
Карачаево-Черкесская Республика)